Ремонт звуковых сигналов своими руками

Самое подробное описание: ремонт звуковых сигналов своими руками от профессионального мастера для своих читателей с фотографиями и видео из всех уголков сети на одном ресурсе.

Звуковые сигналы, как таковые, не относятся к наиболее сложным элементам автомобиля, однако от их исправного состояния, в немалой степени, зависит безопасность движения и возможность избежать аварийных ситуаций. Как бы то ни было даже при всей своей простоте конструкции звуковой сигнал (в том числе и на различных модификациях ВАЗ) может перестать работать и при возникновении такой неприятной ситуации с проблемой, чаще всего, удается справиться своими силами, достаточно иметь под рукой соответствующую схему и следовать нескольким несложным рекомендациям.

В общем случае схемы подключения звукового сигнала на ВАЗ «классического» ряда и на последующих переднеприводных моделях достаточно схожи и основные отличия касаются маркировок реле, а также расположения предохранителя. Кроме всего прочего на наиболее ранних вариантах ВАЗ (2101, 2102, 2103 и ряд модификаций 2106) в электрической схеме звукового сигнала, наличия разгрузочного реле, вообще, не предусмотрено.

Схема звукового сигнала ВАЗ без реле

Видео (кликните для воспроизведения).
  1. Аккумуляторная батарея;
  2. Предохранитель (один на два сигнала), расположенный в блоке предохранителей;
  3. Выключатель звукового сигнала в виде кнопки на руле;
  4. Генератор.

Схема звукового сигнала ВАЗ (2104 – 2107, а также 2121) с реле

  1. Аккумуляторная батарея;
  2. Генератор постоянного тока;
  3. Общий на два сигнала предохранитель (размещенный в блоке предохранителей);
  4. Управляющее реле (как правило, РС-528).

Схема звукового сигнала на ВАЗ «Самара» (2108, 2109, 21099), а также на ВАЗ 2113 – ВАЗ 2115

Схема звукового сигнала для ВАЗ 2110 – ВАЗ 2112, а также всех существующих модификаций

1.Универсальный звуковой клаксон;

2.Клавиша управления сигналом размещенная на руле;

3.Предохранитель в монтажном блоке (реле, опять-таки, отсутствует).

Схема подключения звукового сигнала на ВАЗ «Калина» и ВАЗ «Приора»

  1. Монтажный блок с предохранителем и реле (в документации его иногда иначе называют блоком управления и комфорта);
  2. Клавиша управления звуковым сигналом;
  3. Универсальный звуковой сигнал.

Возможные причины отказа звукового сигнала и методы устранения

Наиболее частой причиной пропадания звукового сигнала кроется в несовершенстве его конструкции и слабой защищенности от попадания влаги и загрязнений. Иначе говоря, в процессе эксплуатации происходит окисление контактов, а также блокирование звуковой мембраны (вследствие чего отсутствуют колебания и необходимый звуковой эффект). Подобные отказы, нередко удается устранить, внеся в сигнал небольшое количество состава WD – 40 или его аналога, но для того, чтобы достичь гарантированного и длительного результата рекомендуется, все же, разобрать сигнал и клавишу управления с целью выполнения более тщательной очистки.

Кроме всего прочего на автомобилях оборудованных двумя сигналами (как правило, они разной тональности) при выходе из строя одного из элементов происходит значительное ослабление выходной звуковой мощности и тут уж придется определять отказавший сигнал и менять его. Кстати, многие сигналы снабжены специальными органами регулировки и в случае появления хрипов, скрежета и прочих посторонних звуков можно улучшить качество звука вращением настроечного винта. Так же его вращением можно попробовать сорвать «закисшую» мембрану.

Устранение неисправностей электрической схемы

при полном отсутствии сигнала:

– Проверяем наличие и состояние «массы», а также питающего напряжения непосредственно на сигнале (необходимо учитывать то, что на ранних моделях ВАЗ «плюс» «висит» постоянно, а управление осуществляется замыканием «минуса»). При наличии устойчивого плюса и появлении минуса при замыкании клавиши – неисправен сам сигнал и его следует поменять.

– Проверяем питающее напряжение на участках цепи с предохранителем, силовым реле и монтажного блока в целом;

– Оцениваем состояние контактов и общей «массы» кнопки управления и устраняем все следы окисления.

Сигнал периодически пропадает, и при звучании прослеживаются посторонние звуки:

– Выполняем отладку при помощи регулировочного винта.

При проворачивании рулевого колеса сигнал начинает звучать самопроизвольно:

– Скорее всего, неправильно установлен подрулевой переключатель (слишком близко к рулевому колесу);

– Как вариант, происходит замыкание массы на рулевой колонке (по цепи управления сигналом).

Звуковой сигнал, называемый еще клаксоном, играет важную роль в обеспечении безопасности на дороге, так как дает возможность обратить на себя внимание других участников движения. В статье рассматривается ситуация, когда на ВАЗ 2107 не работает сигнал: причины неисправностей, способы устранения, возможность его ремонта и замены.

Для того, чтобы разобраться с причинами, по которым не работает клаксон, необходимо разобраться со схемой сигнала ВАЗ 2107:

Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtozam.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2FShema-podklyucheiya-signalov

Схема состоит из следующих компонент:

  • звуковых приспособлений;
  • монтажного блока;
  • перемычки для контактов, установленной на месте реле;
  • выключателя сигнала.

Звуковой сигнал включается кнопкой, расположенной по центру руля.

На рулевом колесе расположено контактное кольцо, в зоне подрулевых выключателей подпружиненный контакт. Современные сигнальные устройства оборудованы регулировочным винтом для настройки громкости, встроенным реле (в монтажном блоке выводы реле для звукового сигнала закорочены перемычкой).

  • нет звука при нажатии кнопки;
  • не отключается звук либо включается произвольно;
  • хриплое, тихое или прерывистое звучание.

В системе звукового устройства протекает низковольтный ток, поэтому важно качество соединений. Если на контактах большое количество окислов и ржавчины, то затрудняется прохождение тока. Для клаксонов нужен мощный ток силой не менее 4-5 А.

Читайте так же:  Ремонт бампера своими руками бмв е39

Необходимо тщательно следить за чистотой соединений и клемм, иначе, ремонт будет нужен постоянно. Так как кузов автомобиля выполняет роль минуса, а окисления оседают на плюсе, то особое внимание нужно уделять зачистке клемм на плюсовом проводе красного цвета.

Минусовая ветка цепи самая длинная, поэтому в ней чаще всего может быть обрыв. Чтобы определить причину неисправности, нужно серо-черный провод, идущий от сигнального устройства присоединить к кузову, а плюсовой – непосредственно к АКБ. Затем включается зажигание. Если звук появился, значит обрыв в минусовой цени. Если звук отсутствует, а плюсовые клеммы зачищены, то вышло из строя устройство.

Если не работает звуковой сигнал на ВАЗ 2107, возможны следующие неисправности:

Видео (кликните для воспроизведения).
  • перегорел предохранитель;
  • окислились контакты, клеммы;
  • вышло из строя реле;
  • окислились соединения на перемычке при ее наличии;
  • поломался лепесток на подрулевом реле;
  • выработка контактного кольца.

После диагностики найденные неисправности следует устранить (автор видео — Alex Life).

Если вышел из строя предохранитель или реле, их нужно заменить новыми деталями. Если износилось контактное кольцо, то отремонтировать рулевое колесо вряд ли получится, так как контактное кольцо трудно найти в продаже. В этом случае самое разумное – замена рулевого колеса.

Если гудок издает хриплые звуки или включается периодически, следует проверить с помощью, мультиметра зарядку аккумуляторной батареи и поступление напряжения на клеммы. Если с питанием все в порядке, причина может в самом звуковом устройстве. На корпусе клаксона есть винт для регулировки громкости. Его следует вращать, пока не пропадут хрипы и звук станет громким.

Если регулировка звука не помогла убрать хрип, придется разбирать устройство, чтобы почистить контакты. Можно также заменить мембрану. Порой хриплые звуки появляются при запуске двигателя. В этом случае необходимо проверить, в каком состоянии находятся контакты прерывателя и верхняя пластина. Контакты следует тщательно зачистить, а пластину при необходимости заменить.

Если отремонтировать сигнальное устройство невозможно, его нужно заменить другим.

Все современные клаксоны можно разделить на два типа: пневматические и электромагнитные (автор видео — Россия 24).

В первом типе звуковых сигналов воздушный поток движется из компрессора через трубу, которая под действием вибрации начинает издавать звуки. Отличаются пневматические устройства формой трубки и мощностью звука. Частотный диапазон звукового сигнала перекрывает несколько звуковых зон. Может быть установлено несколько труб, но для них необходим мощный компрессор.

Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtozam.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2FKlakson-s-neskolkimi-trubkami

В основе работы электромагнитного устройства лежит электромагнит, который соединен с основным элементом клаксона данного типа, мембраной. Обмотка сердечника с помощью прерывателя соединена с источником питания (АКБ). Кнопка гудка подключена к массе. При нажатии на нее стержень сердечника начинает двигаться, таким образом, оказывается действие на мембрану. В результате раздается мощный звук.

Различаются электромагнитные клаксоны конструкцией звукового излучателя:

  1. Дисковые гудки («блины»). Они изготавливаются в двух вариантах: неразборные и разборные. Кроме того, он могут быть закрытыми и открытыми.
  2. Звуковые сигналы «улитки». Они имеют изогнутую форму, поэтому их сложно устанавливать. Открытый конец раструба должен быть направлен вперед. «Улитки» дают возможность получить очень громкий звук.
  3. Гудки «рожки» имеют трубку, которая внешне напоминает выпрямленную «улитку». Внешне они похожи на горн или трубу. Их удобно устанавливать под капот, но мощность звука у них слабая.

При выборе звукового устройства следует обратить внимание на несколько нюансов:

  1. Перед покупкой следует оценить возможности аккумулятора. Важно, чтобы его зарядки хватило для питания гудка а, так как он потребляет большое количество энергии.
  2. У продавца следует уточнить: нужно ли для клаксона дополнительное питание или компрессор.
  3. Высокие частоты издают тонкое звучание. Низкие частоты подойдут для любителей басов.
  4. Нужно помнить, что у грузовиков бортовая сеть на 24 В, а у легковых авто – 12 В.
    Следует учесть, что использование «крякалок» и спецсигналов запрещено.

Самостоятельный ремонт возможен, если водитель хорошо разбирается в электротехнике. Автолюбителям, не имеющим таких навыков, по силам заменить предохранитель, реле или зачистить клеммы.

Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtozam.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2FBlok-predohranitelej-i-rele-1

Если же контакты не окислились, а сгорели, то проще установить новое сигнальное устройство. Если вы знаете, как сделать сигнал на ВАЗ 2107, можно выполнить ремонт своими руками — это даст возможность получить опыт электроремонтных работ и сэкономить деньги на СТО.

Если пропал сигнал на ВАЗ 2107, его следует отремонтировать как можно быстрее, так как его неисправность увеличивает риск совершить ДТП.

Кроме того, по правилам дорожного движения эксплуатация автомобиля без звукового сигнала запрещена. Поэтому пройти техосмотр с неисправным гудком невозможно.

В этом ролике демонстрируется, как провести диагностику и отремонтировать гудок на ВАЗ 2107 (автор видео – ДамирБикметов).

Отсутствие звукового сигнала, на автомобиле, это неисправность, которая влияет на безопасность движения. Возможность вовремя предупредить или привлечь внимание пешеходов, а также других участников движения, непосредственно клаксоном, может помочь избежать создания аварийной ситуации или ДТП.

Такую неисправность, как отсутствие звукового сигнала, на автомобилях семейства ВАЗ, довольно легко диагностировать и ремонтировать своими руками. Для этого необходимо изучить схему подключения (она очень простая) и следуя указаниям, произвести необходимые проверки.

Читайте так же:  Ремонт гостиной своими руками

Хотя схемы подключения немного отличаются, на «классике» и переднеприводных автомобилях ВАЗ, но они очень похожи. Отличие заключается только в маркировке реле и расположении предохранителя, в остальном, полностью идентичные.

Схема подключения звукового сигнала ВАЗ 2101, 2102, 2103,(2106 после 1993 г), без реле:

  1. Звуковые сигналы С-308 и С-309, (2106 — 20.3721-01);
  2. Аккумулятор;
  3. Блок предохранителей (1 на сигнал);
  4. Выключатель клаксона (кнопка на руле);
  5. Генератор постоянного тока;

Схема звукового сигнала ВАЗ 2104, 2105, 2106, 2107, 2121, с реле:

  1. Звуковые сигналы С-309 и С-308,;
  2. Аккумулятор;
  3. Генератор;
  4. Блок предохранителей;
  5. Кнопка включения клаксона на руле;
  6. Реле звукового сигнала РС – 528;

Схема звуковых сигналов ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115:

  1. Сигнал звуковой;
  2. Монтажный блок предохранителей и реле;
  3. Кнопка на руле;

Схема включения звукового сигнала ВАЗ 2110, 2111, 2112 и их модификаций:

  1. Звуковой клаксон;
  2. Клавиша включения на руле;
  3. Монтажный блок с предохранителем (реле отсутствует)

Схема включения звукового сигнала на автомобилях ВАЗ 1117, 1118, 1119, 2192, 2194 (Калина), ВАЗ 2170, 2171, 2172 (Приора):

  1. Монтажный блок предохранителей и реле (блок управления и комфорта);
  2. Клавиша звукового сигнала на руле;
  3. Звуковой сигнал;

Самая частая причина отсутствия звукового сигнала, кроется в самих сигналах. Причина механическая, влага и окисление приводят к блокировке звуковой мембраны и как следствие отсутствие колебаний и звукового эффекта. Иногда восстановить работоспособность можно, побрызгав в сигнал WD – 40 или аналогичным составом.

На автомобилях, там, где установлены два сигнала, как правило, они разной тональности, низкой и высокой. При выходе из строя одного сигнала, второй не сможет в полной мере обеспечить нужную мощность, и поэтому требуется замена. Как правило, многие сигналы снабжены винтом регулировки тональности, и при наличии хрипов, скрежетов и других нежелательных звуковых эффектов, можно с помощью регулировки добиться подходящего звучания. Так же, с их помощью можно сдвинуть «закисшую» мембрану, тем самым восстановив работоспособность сигнала.

1) проверить наличие приходящей массы или напряжения, на самом сигнале (на старых системах, «плюс» постоянный, а управлялся сигнал по «минусу»). При наличии плюса и появляющегося минуса, при нажатии на «клаксон», заменить сами сигналы (сигналы неразборные, и при выходе из строя подлежат замене);

2) Проверить питающее напряжение (предохранитель, реле, монтажный блок);

3) Кнопка включения на руле (контакты, регулировку переключателей и трехрычажника), наличие массы на рулевой колонке;

— сигнал хрипит или пропадает:

— звуковой сигнал появляется самопроизвольно, при поворачивании рулевого колеса:

1) Неправильная регулировка подрулевого переключателя (сильно «поджат» к рулевому колесу);

2) Замыкание массы на рулевой колонке (провод управления сигналом);

Следует отметить, что на некоторых моделях «КАЛИНЫ» и «ПРИОРЫ» сигналы заведены в противоугонную систему (сигнализирует об открытии или закрытии дверей, исполняет роль охраной системы и сигнализации), и некоторые причины неисправности сигналов, могут быть связаны с ней.

  • Форумы на www.gaz21.ru
  • Этот сайт предназначен для аудитории 18+
  • >Технические вопросы
  • >Электрооборудование
  • Правила форума
  • Просмотр новых публикаций
  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Ffeed

Ремонт сигнала-улитки они разбираются? Оценка: Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_star_offИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_star_offИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_star_offИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_star_offИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_star_off

#1 Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_offmusic-1 Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_popup

  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.gaz21.ru%2Fforum%2Fuploads%2F%2Fav-113
  • Верховный шаман 🙂
  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_black
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 542
  • Регистрация: 17 Январь 05
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Москва
  • Настоящее имя: Александр
  • Автомобиль: ГАЗ-21Р 1968 г.в.
  • Возраст: 26
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

#2 Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_offMayor Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_popup

  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.gaz21.ru%2Fforum%2Fuploads%2F%2Fav-7
  • Верховный шаман 🙂
  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_black
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 7 398
  • Регистрация: 26 Ноябрь 04
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Баку Азербайджан
  • Настоящее имя: Адиль Мехмандаров
  • Автомобиль: ГАЗ-21Р 1966/1966 г.
  • Возраст: 54
  • Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций

Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fsnapback

music-1 (21.11.2007, 19:59) писал:

Как так неразборный?! Наши сигналы самые разборные из всех, какие мне доводилось разбирать вообще. Кроме всего, возможностей для регулировки в них гораздо больше, а не как в других – одним винтиком. Правда, окончательную доводку звучания следует делать закрепив их на свое место под капотом. Так как сказывается разница как акустическая, так и электрическая, между штатным местом и тисками с АКБ в гараже.

А мысль о снятии полусферы верная. Начинать следует именно с неё. Тогда и удерживать болты изнутри станет возможным.

Сообщение отредактировал Mayor: 22 Ноябрь 2007 – 18:30

#3 Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_offmusic-1 Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_popup

  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.gaz21.ru%2Fforum%2Fuploads%2F%2Fav-113
  • Верховный шаман 🙂
  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_black
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 542
  • Регистрация: 17 Январь 05
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Москва
  • Настоящее имя: Александр
  • Автомобиль: ГАЗ-21Р 1968 г.в.
  • Возраст: 26
  • Отношение к аутентичности: Незначительные изменения

Сообщение отредактировал music-1: 26 Ноябрь 2007 – 00:15

#4 Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_offMayor Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_popup

  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.gaz21.ru%2Fforum%2Fuploads%2F%2Fav-7
  • Верховный шаман 🙂
  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_black
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 7 398
  • Регистрация: 26 Ноябрь 04
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Баку Азербайджан
  • Настоящее имя: Адиль Мехмандаров
  • Автомобиль: ГАЗ-21Р 1966/1966 г.
  • Возраст: 54
  • Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций

#5 Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_offzbr1 Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_popup

  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.gaz21.ru%2Fforum%2Fuploads%2F%2Fav-9126
  • Участник
  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_black
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 42
  • Регистрация: 02 Октябрь 09
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Железнодорожный МО
  • Настоящее имя: ОЛЕГ
  • Автомобиль: ГАЗ-21
  • Телефон: 89060659000
  • Возраст: 46
  • Отношение к аутентичности: Стремлюсь к 100% оригиналу

#6 Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_offzbr1 Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_popup

  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.gaz21.ru%2Fforum%2Fuploads%2F%2Fav-9126
  • Участник
  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_black
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 42
  • Регистрация: 02 Октябрь 09
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Железнодорожный МО
  • Настоящее имя: ОЛЕГ
  • Автомобиль: ГАЗ-21
  • Телефон: 89060659000
  • Возраст: 46
  • Отношение к аутентичности: Стремлюсь к 100% оригиналу

#7 Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_offMayor Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_popup

  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.gaz21.ru%2Fforum%2Fuploads%2F%2Fav-7
  • Верховный шаман 🙂
  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_black
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 7 398
  • Регистрация: 26 Ноябрь 04
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Баку Азербайджан
  • Настоящее имя: Адиль Мехмандаров
  • Автомобиль: ГАЗ-21Р 1966/1966 г.
  • Возраст: 54
  • Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций
Читайте так же:  Ремонт скорняжной машины своими руками

Сообщение отредактировал Mayor: 08 Ноябрь 2009 – 15:20

#8 Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_offMayor Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fuser_popup

  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.gaz21.ru%2Fforum%2Fuploads%2F%2Fav-7
  • Верховный шаман 🙂
  • Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_blackИзображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fbullet_black
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 7 398
  • Регистрация: 26 Ноябрь 04
  • Поблагодарили: 0
  • Пол: Мужчина
  • Город: Баку Азербайджан
  • Настоящее имя: Адиль Мехмандаров
  • Автомобиль: ГАЗ-21Р 1966/1966 г.
  • Возраст: 54
  • Отношение к аутентичности: Сторонник модернизаций

Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgaz21.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmaster%2Fsnapback

music-1 (26.11.2007, 1:13) писал:

Мне никогда эти винты не напоминали заклепок. Но не сняв кожух, невозможно удержать гайки, что внутри. А без этого, винты проворачиваются есс-но.

Клаксон (звуковой сигнал) относится к одному из элементов безопасности, которым оборудуется каждый автомобиль. Само устройство должно быть в работоспособном состоянии, чтобы дать возможность автовладельцу подать сигнал другим водителям, информировать о своем приближении и даже предотвратить аварию. Как быть в ситуации, когда не работает звуковой сигнал? По какому алгоритму производить его подключение, после ремонтных работ? Рассмотрим эти моменты подробно в статье.

Для начала, разберемся с устройством звукового сигнала машины. В его схему входят следующие элементы — якорь (1 и 15), стержень (2), регулировочная (3) и контрящая (4) гайки, два вольфрамовых контакта (5 и 6), а также сердечник (8). Кроме того, в состав клаксона входит конденсатор (7), корпус — 9 (именно в нем собраны все элементы), обмотка (13), кнопка активации (находится на рулевом колесе) — 10, резонансный диск (11) и мембрана (12). Работоспособность устройства обеспечивают еще ряд элементов — обмотка (13), контакт реле (14), сигналы (17), обмотка реле (16) и еще один якорь (15).

После нажатия на кнопку управления, ток начинает протекать через обмотку, благодаря чему происходит намагничивание сердечника и подтягивание якоря. Вместе с последним, происходит перемещение стержня, который прогибает мембрану. Далее, благодаря гайке, контактная группа размыкается, а электрическая цепь разрывается. После этого, элементы клаксона, такие как якорь, стержень, диск и другие, возвращаются в первоначальную позицию. При этом, снова происходит замыкание контактов и поступление тока в обмотку. Размыкание контактов происходит после нажатия на кнопку клаксона.

Как определить, что не работает клаксон? Для этого необходимо знать признаки неисправности устройства. К таковым можно отнести:

  • Отказ звукового сигнала. В этом случае, водитель нажимает на кнопку, расположенную на рулевом колесе, но ничего не происходит.
  • Периодическое срабатывание. Бывают ситуации, когда клаксон сначала выдает звук, но, через некоторое время, он пропадает.

Теперь рассмотрим причины, почему на автомобиле не работает звуковой сигнал:

Если вдруг не работает звуковой сигнал, то это не повод отчаиваться. Рассмотренные выше проблемы можно устранить своими руками. Для решения задачи, потребуется цифровой или стрелочный мультиметр, щипцы для обжима, плоскогубцы, а также острый канцелярский нож. Также подготовьте запасные провода и инструкцию по эксплуатации машины.

Проверка и ремонт производятся в следующей последовательности.

Убедитесь в целостности предохранителя и работоспособности реле. Для этого, найдите предохранительный блок и произведите осмотр. Точную схему можно найти в технической документации, но чаще всего предохранительное устройство находится в упомянутом блоке или приборной панели. Как только будет узел найден, обратите внимание на внешнюю сторону крышки, что поможет найти необходимый предохранитель.

Для проверки исправности устройства, используйте мультиметр. С его помощью, проще всего определить, почему не работает клаксон. Поставьте на приборе режим измерения сопротивления с «пищалкой» (при наличии такой функции). Если под рукой имеется только аналоговый мультиметр, то перед диагностикой откалибруйте тестер, для чего перемкните его щупы и, с помощью регулятора, подведите стрелку к нулевой отметке.

Теперь коснитесь щупами контактов предохранителя. Если вставка плавка целая, то на дисплее прибора отображается число «0». В случае, когда мультиметр показывает бесконечность или какое-то сопротивление, предохранитель вышел из строя. Решением проблемы является установка новой вставки плавкой.

Если предохранитель оказался исправным, найдите блок реле, расположенный в подкапотном пространстве или в салоне машины. Если возникли сложности с поиском, воспользуйтесь мануалом к автомобилю. Как правило, реле находится вместе с предохранителями в одном блоке. Наиболее простой путь — проверить работоспособность реле, посредством замены устройства местами с аналогичной деталью. Чаще всего, установленные реле являются взаимозаменяемыми. Если после замены, звуковой сигнал начал работать, то можно делать вывод о выходе из строя реле.

Проверка выключателя рулевого гудка

Для выполнения этой работы, также потребуется тестер. Отсутствие напряжения на кнопке свидетельствует о неисправности.

Проверка переключателя реле

Для решения этой задачи, снимите реле и поставьте на приборе режим измерения сопротивления. Один щуп мультиметра подключите к «минусу» АКБ, а другой — к разъему переключающего устройства. После, попросите помощника нажать на кнопку клаксона. Если на дисплее измерительного прибора появились цифры, то это свидетельствует об исправности цепи. В случае появления надписи Out of Limits, можно делать вывод о поломке узла. Теперь можно делать вывод, почему не работает звуковой сигнал. Причиной является выключатель, а единственным решением, в этом случае, является замена устройства.

Чаще всего клаксон находится за решеткой радиатора мотора, перед главным радиатором системы охлаждения. Найдите механизм и определите «плюсовой» и «минусовой» выводы. Для решения задачи, воспользуйтесь мануалом к автомобилю. Как только необходимая информация получена, подключите клаксон к АКБ, для проверки его работоспособности.

Читайте так же:  Ремонт пневматического револьвера своими руками

Далее положительный контакт подключите к «плюсу», а второй (отрицательный) — к «минусу». После подключения второго контакта, клаксон должен сработать. В ином случае, можно говорить о неисправности устройства.

Проверка целостности электрической цепи

В завершение, проведите диагностику цепи. На этом этапе, стоит проверить качество заземления контура, а также параметры тока и напряжения. Найдите массу, для точного определения заземления. Для проверки, возьмите тестер, и поставьте режим измерения Омов (сопротивления). Одним щупом прибора прикоснитесь к «минусу, а другим — к массе. На дисплее мультиметра должны появиться цифры, что свидетельствует о целостности проводки.

Если не работает клаксон, обязательно проверьте состояние контактных групп. Практика показывает, что причиной поломки чаще всего является окисление. Для устранения проблемы, стоит зачистить контакты.

Видео: Не работает звуковой сигнал. Как найти причину?

Если видео не показывает, обновите страницу или ” style=”color:#CC3333″>нажмите здесь

Согласно ПДД РФ и представленному в них перечню неисправностей, запрещается эксплуатация автомобиля с неработающим звуковым сигналом.

Обыденная ситуация, ранее утро, вы за рулем автомобиля едите на работу, и вдруг вас беззастенчиво «подрезает» сосед по потоку вклиниваясь в ваш ряд. Ваши дальнейшие действия предсказуемы, ударяете по тормозам и что есть силы бьете ладонью по клаксону. Но вместо мощного звука вырывающегося из недр капота автомбиля тишина… Аварии удалось избежать, но предупредить хама или просто сонного зазевавшегося водителя вам не удалось. Утро началось не так хорошо, как вы этого планировали.

Разумеется, есть варианты гораздо хуже, когда неработающий звуковой сигнал приводил к действительно трагичным последствиям. Выбежавший на дорогу невнимательный пешеход, велосипедист или того хуже ребенок… Жуткая ситуация, которой могло бы не произойти, работай на машине звуковой сигнал.

В этой статье мы разберёмся как самостоятельно починить сигнал. Приступим.

Как правило, схема звукового сигнала состоит из сигнала, выключателя, предохранителя и реле. Напряжение аккумуляторной батареи подается через предохранитель на обмотку реле и контакты. При нажатии на звуковой сигнал срабатывает реле, замыкается электрическая цепь и срабатывает звуковой сигнал. В некоторых транспортных средствах не используется реле, и напряжение подается непосредственно через выключатель звукового сигнала на клаксон. В этой статье мы рассмотрим, как проверить и починить каждый из компонентов этой несложной системы.

1. Приобретите необходимые инструменты. Чтобы починить сигнал на вашем автомобиле, вам потребуется следующее: цифровой мультиметр или обычный мультиметр, защитные перчатки, быстросъемное соединение, руководство по ремонту вашего автомобиля, защитные очки, обжимные щипцы и плоскогубцы для зачистки проводов (можно заменить обычным ножом), запасные провода.

2. Найдите блок предохранителей – Прежде всего, необходимо проверить не вышел ли из стоя предохранитель или реле. Расположение предохранителей и их схему вы найдете в руководстве пользователя. Как правило, один блок предохранителей находится в приборной панели на стороне водителя и еще один установлен под капотом автомобиля.

Совет: если руководства по автомобилю у вас нет под рукой, можно в онлайн поиске вбить модель и год выпуска вашего автомобиля и найти принципиальные схемы и руководства по починке в интернете. С большой долей вероятности вы обнаружите искомое.

3. Поиски правильного предохранителя – изучите диаграмму на задней панели блока предохранителей и найдите номер предохранителя, который соответствует схеме звукового сигнала.

Совет: эта информация продублирована в руководстве к вашему авто, в нем вы сможете посмотреть схему для каждого из блоков предохранителей.

4. Извлеките предохранитель – После того, как вы идентифицировали предохранитель в интересующей вас цепи, вытащите его специальными пластиковыми плоскогубцами, которые вы обнаружите в блоке предохранителей. Если они отсутствуют на своем законном месте призовите на помощь смекалку. Но будьте осторожны, не сломайте разъемы.

5. Проверьте предохранитель – Для того, чтобы выявить действительно ли дело в предохранителе, вам нужно будет проверить его на работоспособность, возможно он перегорел. Сделать это можно двумя путями. Если у U-образного провода внутри виден разрыв, предохранитель нужно заменить, он сгорел. Если проводок внутри цел, это не является гарантией того, что с предохранителем все в порядке. Таким образом мы переходим ко второй стадии проверки.

6. Проверьте предохранитель с помощью мультиметра – Протестируйте предохранитель с помощью мультиметра.

При использовании цифрового мультиметра выберите при помощи ручки настройки прибора позицию измерения минимального значения сопротивления со звуковым сигналом (если ваш мультиметр имеет данную настройку).

При измерении аналоговым (стрелочным) тестером необходимо выбрать позицию измерения минимального значения сопротивления в Омах. Затем нужно откалибровать прибор замкнув щупы между собой и при помощи ручки настройки отвести стрелку на нулевую позицию, то есть в ноль.

Прижимаем щупы к контактам предохранителя. На исправном предохранителе тестер должен показать ноль Ом. И наоборот, если стрелка или показатели цифрового мультиметра не изменяются, сопротивление чрезмерно высокое, предохранитель перегорел.

7. Установите новый предохранитель – Если предохранитель вышел из строя, установите новый того же номинала по силе тока (10, 20, 25, 30 Ампер и т.д.). Для этого просто вставьте новый предохранитель обратно в соответствующий слот.

Читайте так же:  Ремонт стиральных машин lg своими руками замена сливного насоса

Примечание: Имейте в виду, предохранители не перегорают беспричинно, они выходят из строя для того чтобы защитить цепь от чрезмерного тока. Последите за вновь установленным предохранителем. Если он перегорит снова, нужно будет проверить цепь на наличие неисправностей.

8. Найдите блок реле – Если предохранитель в порядке, следующая часть проверки, к которой мы перейдем относится к реле звукового сигнала. Расположение реле также можно найти в руководстве пользователя. Как правило, реле будут установлены в блоке предохранителей под капотом.

9. Проверьте реле – Самый простой и одновременно эффективный способ проверить правильность работы реле, поменять местами реле звукового сигнала с другим идентичным реле в автомобиле. Как правило «релюшки» такой же конструкции могут использоваться на паре других схем, что при необходимости позволит заменить их в машине. Если после замены реле, клаксон заработал, можно констатировать факт, что проблема заключалась в реле и его следует заменить.

Неисправность также может крыться в переключателе звукового сигнала.

10. Снимите реле и настройте тестер – Используйте руководство для ремонта вашего автомобиля, чтобы определить, какой зажим реле управляется релейным переключателем. Большинство релейных переключателей находятся внутри рулевого колеса. Для этого потребуется вскрыть рулевое колесо путем доступа к двум винтам с левой и правой стороны рулевого колеса.

Внимание: Включатель звукового сигнала, как правило, является частью рулевого колеса. В современных транспортных средствах, это означает, что он является частью системы подушек безопасности. Неправильное обслуживание системы подушек безопасности может привести к случайному срабатыванию аэрбега и/или повреждению системы подушки безопасности. Так что, если вы подозреваете, что неисправность кроется в переключателе звукового сигнала, то целесообразно предоставить дальнейшее проведение ремонта квалифицированным персоналам.

11. Проверьте выключатель звукового сигнала – Если на выключатель звукового сигнала не приходит питание, то кнопка больше не будет реагировать на нажатие.

12. Проверьте релейный переключатель – Снимите реле и установите позицию измерения значения сопротивления в Омах. Один щуп тестера поднесите к гнезду релейного переключателя, а другой к отрицательному выводу аккумулятора. Попросите ассистента нажать на кнопку звукового сигнала, чтобы проверить показания.

Совет: Вы должны увидеть числовые значения на экране. Непрерывное отображение ”Out of Limits (OL)” на тестере означает, что выключатель не срабатывает и его необходимо заменить.

13. Протестируйте сам звуковой сигнал – стандартные места расположения устройств звукового сигнала- за фальшрешеткой радиатора, перед основным радиатором.

14. Определите, плюс и минус – Используя руководство по ремонту вашего автомобиля, определите, какой из проводов является плюсовым и какой минусовым проводом идущим на гудок.

15. Проверка звукового сигнала напрямую от батареи – отсоедините разъем звукового сигнала и киньте провод напрямую между положительным выводом аккумуляторной батареи и плюсом на звуковом сигнале. Ту же самую операцию проделайте с отрицательным выводом аккумулятора и отрицательной клеммой сигнала. При касании минусовым проводом, исправный сигнал должен начать издавать звуку. В противном случае клаксон неисправен, требуется его замена. ВНИМАНИЕ! ОПАСАЙТЕСЬ ЗАМЫКАНИЯ ДВУХ ПРОВОДОВ, ИДУЩИХ ОТ АККУМУЛЯТОРА МЕЖДУ СОБОЙ!

16. Проверить цепь – Если звуковой сигнал все еще не работает после того, как вы опробовали все методы, описанные выше, и вы заменили все неисправные компоненты, то последним пунктом, который вам остается посмотреть- это электрическая цепь звукового сигнала.

17. Проверьте проводку – Если все было проверено, но гудок до сих пор молчит, проблемы кроются в электроцепи. Проверьте заземление контура и параметры тока и напряжения в питании так как это приведено ниже.

18. Проверьте заземление контура – в соответствии с инструкцией к модели вашего автомобиля, определите заземление цепи. Чтобы проверить землю, установите счетчик измерение в Омах. Затем коснитесь одним щупом тестера к разъему звукового сигнала (-) минусовой штифт, а другим к «земле». Должны появиться числовые значения на дисплее, если проводка работает должным образом.

19. Проверка провода питания схемы – в соответствии с инструкцией вашего автомобиля, определите силовой провод. Ваш прибор должен показывать напряжение батареи при проверке.

Все написанное в этой статье рассчитано на людей любознательных и не боящихся трудностей. Но в принципе сложностей у вас не возникнет в особенности если вы имеете базовые знания в электронике машины и когда-то уже применяли свои знания на практике. Для всех остальных самым разумным способом остается посещение СТО где для вас проведут диагностику и ремонт звукового сигнала вашего автомобиля. Профессионалы могут сэкономить для вас время, деньги и позволят вам избежать ошибок.

Изображение - Ремонт звуковых сигналов своими руками 12342352113
Автор статьи: Антон Кислицын

Я Антон, имею большой стаж домашнего мастера и фрезеровщика. По специальности электрик. Являюсь профессионалом с многолетним стажем в области ремонта. Немного увлекаюсь сваркой. Данный блог был создан с целью структурирования информации по различным вопросам возникающим в процессе ремонта. Перед применением описанного, обязательно проконсультируйтесь с мастером. Сайт не несет ответственности за прямой или косвенный ущерб.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here