Ремонт старинных часов своими руками

Самое подробное описание: ремонт старинных часов своими руками от профессионального мастера для своих читателей с фотографиями и видео из всех уголков сети на одном ресурсе.

С чего начать. Некоторые заметки от Богдана Я.

Это сугубо опыт любителя, который никогда не был часовщиком-профессионалом. Соответственно все это годится для любителя. Профессионалу дорога – в училище. Там всему научат.

Начать с Пинкина. Или с Трояновского. Вообще книги на тему ремонта часов есть. Скачать и распечатать. Ладно, нет Интернета – за вас это все сделают в любом Интернет-кафе. Книгу надо иметь. Может обойтись дорого, но это того стоит. Эта книга – руководство для непрофессионала, который должен иметь возможность по этой книге хоть в чем-то разобраться. Почти наш случай. Никогда до сих пор ничем подобным не занимался – и тут приперло.

Сделаем некоторые дополнения с поправкой на сегодняшний день для тех кому приперло.

Отвертки. Начинай с простых.

Китайские. Пользую. Затачиваю. Насчет китайских отверток – смотри где на улицах меняют батарейки в часах и продают батарейки и ремешки для часов. Или в самых обычных хозлавках. Набор отверток для мелких работ.

Берешь отвертку. Если окажется слишком мягкой и гнется при попытке чего-то открутить – рядом с отверткой ложишь свечку. Раскаляешь лезвие отвертки и быстренько в воск. Это закалка. Потом берешь мелкий камень и по Пинкину – затачиваешь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Более круто – в станке на алмазном диске. Но это будет попозже. Когда инструмент и станки появятся. Хорошо подходят камни для доводки.

Пинцеты (для начала – сойдут медицинские глазные).

Альтернатива – познакомиться с радиобазаром (если Москва – то кажется Горбушка – там где продают радиодетали, радиостанции и компьютерные прибамбасы) – смотри боксы где продается инструмент. Будешь сильно удивлен обилием. Хорошие инструменты стоят неожиданно дорого. Формы пинцетов – смотри у Пинкина. Я не говорю о больших часовых мастерских. Там скорее побьют чем что-то продадут по нормальной цене. Не хотят плодить конкурентов. А если и продают – то цены просто нереальные. Ни в какие ворота не лезет.

Там же – радиобазар – бензин Галоша. Мыть. Он намного суше чем керосин и Уайт-спирит .

Берешь палочки (типа китайских) – длина в палец – по вкусу. Вкалываешь в торец рыболовную стальку 3-4 см длиной – она бывает толще и тоньше. 0.1 – 0.15 мм. Это к рыбакам. Одного метра хватит ну так лет на 10 работы.

Самый кончик одним ударом молотка (через пробойник или твердый кусок железа) на твердой наковальне расплескиваешь. Получаешь маленькую лопаточку. Делаешь таких 3-4 штуки с разным размером лопатки и разным диаметром стальки. Это заменит маслодозировку. Как наковальни я использую или ролик из большого подшипника или твердосплавные пластинки для токарного станка – твой путь на барахолку или в друзьям в мастерскую.

Примерно таким же образом – для начала пригодятся – палочки с обычными швейными иголками – пока руки трусятся и нет хороших пинцетов – выставлять детали (шестерни в камни, винты и т.д.) – это вспомогательный инструмент.

Хирургические зажимы. Разные. Очень удобно как мелкие и сильные плоскогубцы. Покупаются обычно по случаю на барахолке.

Зубоврачебные шпатели. Удобно использовать во всех случаях как вспомогательный инструмент.

Клизма. Резиновая. Из аптеки. Большая. Пыль сдувать. Наконечник должен быть резиновый.

Масло. Или в мастерской (если не побьют, хотя обычно смотрят как бараны и делают вид что не понимают о чем ты вообще и стараются тебя побыстрее спровадить). Или может быть на радиобазаре – там же где продается припой и кислота. Масло МН-30, МН-45 или масло часовое. Оно хоть и не высшего пилотажа – но для начала пойдет.

Держать лучше в темной тяжелой коробке – и солнцем не попалит и меньше шансов, что перевернется.

Для открывания корпусов – большой разбитый медицинский пинцет. Ясно что это не-кошерно – но так тоже можно. Аналогично – старый штангенциркуль. Только надо подправить грани губок – чтобы были более прямоугольными.

Скальпель – открывание корпусов.

Бинокулярная лупа. Стоит относительно недорого, но без нее лучше даже не начинать. Или фототовары (классические – там где продают подзорные трубы и бинокли) или радиобазар. Бывают разной силы. Если деньги есть – возьмите две. Одну 1.5 крат, одну – самую сильную какая продается – кажется до 2.5 крат. Могут продаваться на резинке – прийдется переделать под жесткий ободок. Можно зайти поговорить в мастерской оптики – очков. Может там что-то предложат типа пенсне. Насчет обычных луп – по вкусу – пользуюсь редко. Она оказалась чрезвычайно кстати для обрезания ногтей у детеныша – их по первой вообще не было первые полгода видно, а обрезать надо.

Бинокулярка – микроскоп. Угу. Старый. Поищи. Самый старый – МБС-1. Он с прямым изображением – не вверх ногами – что есть то и видим.Должен стоить в пределах 50$. Очень пользительная штука. Во всех отношениях. Вплоть до того что выдрать скапку из пальца. Но это по случаю и со временем. МБС-10 или ОГМЗ круче – расстояние от объекта до окуляра больше, ясно что дороже. Но все равно под МБС-10 обычная отвертка не влазит – надо укорачивать. Хотя на Сайте Лыткаринского завода – производителя МБС-10 есть ссылка о том, что они к МБС-10 продают объективы с расстоянием до объекта – примерно 19 см. Это может быть хорошим решением если нам достался МБС-10. Все между МБС-1 и МБС-9 – считай одинаковое. Со временем объектив можно и самому переделать. Берешь то что дешевле. Это ближе к барахолке. Единственное – желательно чтобы был осветитель (трансформатор + лампочка).

Все что дальше из инструмента – только после выпотрошения 4-5 часов.

Где брать часы – заведи себе моду бывать на барахолке – там проплывает все. Часто там продают просто механизмы. Например:

Когда слегка разомнешься – после покупки бинокулярного микроскопа – там же – радиобазар, лавки с инструментом – обычно продают ультразвуковые мойки. Но тут тоже вопрос – надо ли. 50 лет до этого их не пользовали – брали ванночку и кисточкой мыли детали в бензине. Можно обойтись, но весчь неплохая. Стоить должна в пределе 50-80 $. В ультразвук 30 ватт заливал денатурат и бензин Галоша. Работает. Не вспыхивает. Моет как зверь, но все-равно иногда надо зубочисткой чего-то отдирать. На базаре говорят что 30-ваттные мойки – неубиваемые – работают без проблем и возврата из-за брака не бывает. Если модель такая как на рисунке – что надо бы сделать после покупки – разобрать полностью (может оказаться влага внутри, один из показателей – стильные щелчки при работе на фоне равномерного звука), выдавить из корпуса металлический бак и посадить его обратно на Авто Герметике (белом, нашем, не на прозрачном силиконе). Сантехнический не проходит – сильно коррозионный. Один из показателей сантехнического – сильный уксусный запах.

Читайте так же:  Схема atx 350 pnr нет дежурки ремонт своими руками
Видео (кликните для воспроизведения).

Да, забыл, барахолка – ищи чашки Петри – а может и в аптеке или в лаборатории при больнице. Но ты не их клиент – там дорого барахолка – это самое то. Это плоские круглые стеклянные или пластмассовые невысокие ванночки – для деталей. Они дешевые. Возьми штук 5 для текущих разборно-сборных работ. Мне больше нравятся стеклянные – они тяжелее, меньше ерзают по столу.

Потом для удобства – в конторах которые делают визитки иногда можно подкатить и купить коробки для визиток. Оптом будут стоить в пределах 0.30 $ шт. Прозрачные – тоже очень удобная штука – но это уже для более длительного хранения.

Силикагель. Маленькие пакетики, которые вкладывают в новые модные туфли, аппаратуру, комплектующие для компьютеров. Поглощает воду. Надо высушить или в микроволновке или на хорошей температуре – в электродуховке. Газовая не проходит – при горении газа выделяется вода. Пакетик после сушки укладывается в коробку, в которой длительно хранится мелкий инструмент и запчасти – чтобы не ржавели.

Радиобазар. Пакетики с защелкой – их продают сотнями. Размер 4 Х 6 см. Ложить часы и мелкие предметы. В них пакуют обычно мелкотень которую продают на базаре.

Для начала наручные часы можно ложить при разборке на сетку от мясорубки. Потом сам определишь чего тебе надо и как тебе удобнее. Подставку можно выточить из латуни. Должна быть достаточно тяжелой.

У электриков возьми катушку от любого старого пускателя – попробуй спросить на 380 в. Если нет – на 220 в. Присобачиваешь провода – размагничиватель готов. Включать только на короткое время – греется.

Насчет нового инструмента . Не всегда он и стоит тех денег. Подумай как выкрутиться тем что есть. Он нужен если ты этим зарабатываешь на жисть и заказчик все оплачивает. Если это хобби – то не в первую очередь. Рассчитывай расходы так: я бросаю курить (и пить) а все сэкономленное – на инструмент. В этом случае – это действительно хобби и полезное времяпрепровождение.

Теперь пошла крутизна. Станок.

Вариант 2. Скоростная машинка. 10 000 оборотов. Точим алмазным надфилем. Вполне может быть. Есть орлы которые таким образом что-то делали. Но как на меня – это не очень правильно. Если точить то точить.

Учитывая вышесказанное – если не точить оси как жарить пирожки – то для непрофессионала-токаря-часовщика более целесообразным будет брать малогабаритный прецезионный универсальный станок. Я бы сказал так, что 20 % работ – точение осей (а то и того меньше), 80 % – точение винтов и частей корпусов, различные второстепенные фрезерные работы.

Примеры я бы назвал такие:

Цанговый патрон, родные цанги. Сверху лежит фрезерный уголок. На него крепится часть суппорта и получаем «фрезер».

– новые – Proxxon PD-230/E, туда же фрезерная приставка или фрезер FF-230. Ищите на http://www.proxxon.ru. Там у них даже в разделе электроинструмент есть прайс – то есть они этим занимаются реально.

По поводу старого MD-65. Оси 0.1 точит. Не бьет. Какие либо дополнительные разъяснения излишни.

Теперь следующая тема. Хорошо. Заимели мы станок. Ну ква. Имеем типа компьютер в виде процессора, монитора и клавы. Но ко всему этому паровозу нужен и софт. Windows-2000 или Windows-XP а для крутых перцев сойдет и Линух. Так вот, начинается самое интересное. Софт часто стоит дороже железа. Та же история и со станками. Нужны приспособления и дополнительные инструменты. Примерный набор дополнительных причиндалов к станку я думаю, что будет стоить не меньше чем стоит станок. Говорим сейчас о токарном + фрезерном. MD-65 у меня оказался с фрезерной плитой-уголком – в патроне станка зажимается фреза, а суппорт переворачивается а-ля фрезерный стол, только вертикальный + тиски фрезерные. Стрелки на нем фрезеровать получается. В винтах прорезать шлицы тоже.

– резцы – не менее сотни. Хорошо укладываются в старые деревянные школьные коробки-готовальни.

Для точных заточенных резцов очень хорошо идут старые коробки из-под бабушкиных серебряных ложечек – резцы дороже чем ложечки, не побьются.

– цанги и цанговый патрон. У меня 2 комплекта – один родной от MD-65 (3-13 мм), второй комплект – Lorsch (часовой, 0-6 мм).

Это в станке, Lorsch в переходнике.

– индикаторы. На 0.01 и 0.001. Ясно, что нужны к ним различные крепления. Часто крепления приходится делать самому.

– центроискатели – 0.01. Без него делать просто нечего на станке.

– микроскоп бинокулярный. Без слов. Выше уже об этом говорили.

– патрон 4-х кулачковый. С раздельным разжатием кулачков.

– точило – точить резцы грубо

– алмазные круги – точить резцы точно

– тиски поворотные (горизонтальная поворотная система) – сверлить отверстия в точно заданных местах. Отверстия под винты в ободке прозрачной задней крышки. Это сверлено вручную. Видно, что винты скачут.

– делительная головка. Или с дисками или с нониусом. Резать шестерни. Или хотя бы сделать квадрат.

– О фрезах я не говорю. И торцевые и для шестерен. Толщины дисковых фрез – от 0.1-0.15 – это толщина лезвия «Нева».

– мерительный инструмент – это для грубых работ

– а для точных – только оптика

– дальше надо смотреть что надо уже по самим выполняемым работам. Много придется делать самому. Многое придумывать. Очень часто для изготовления одной детали больше времени идет на изготовление зажима для того чтобы эту деталь зажать в станок.

Обрезка фольги – изготовление «дисковой» стрелки. Подручные материалы.

Теперь разговор – где и как это все организовать. Должно быть сухо. Без пыли. Не на голове у семьи – семья должна знать что это ваше – и что бы вы там не делали – им туда входу нет. И подвывать по поводу шума из мастерской – тоже нечего. Их комментарии неуместны (ах там грязно, ах там бензином воня).

У одного типа я видел Немецкий станок – типа нашего школьного. Поточнее только, довоенный. Он смонтировал его под кухонным столом. По центру стола – полка, на ней станок. Верхняя доска стола поднимается – как в старых школьных партах. Доску опустил, скатерть на место положил и лучок крошишь с колбаской. Все равно дома больших токарных работ не будет – все какая-то мелкотень.

Если разговор идет о большой мастерской или более серьезном занятии реставраторским делом для души – то дополнительно к маленькому станку надо смотреть в сторону станка побольше – школьного ( не хочу называть тип – их много разных), горизонтального фрезерного НГФ-110 и муфельной печи – это для более грубых работ и изготовления приспособлений. Ясное дело, что и этому всему нужен прицеп приспособлений и инструментов. Фотография подвала на даче.

Читайте так же:  Ремонт ходовой мазда 626 ge своими руками

Если где-то можно заказать или купить – смотреть в сторону вальцов. Могут стоить достаточно дорого. Иногда очень выручают. Особенно при изготовлении новых деталей, стрелок и подкладок под резцы токарного станка.

Как заключение скажем так – процесс этот бесконечен. В одной разумной книге по выбору часового токарного станка была хорошая мысль, полностью применимая и в нашем случае – все мы смертны. Все эти инструменты интересуют только нас. Лично. Нечего рассчитывать что кто-то после нас будет продолжать с огнем в глазах начатое нами. Весь инструмент надо покупать из расчета что после нас его наши благодарные потомки здыхаются всего этого хлама и побыстрее. Могут и в мусор запулить. Место под гераньку им затребовалось !Надо сделать так, чтобы они могли за него получить побольше, медленно и уверенно всей этой многочисленной родне и потомству надо разъяснять что все это стоит дорого и на этом в отдаленные времена можно будет что-то заработать. И соответственно если уже покупать – то покупать ликвидный инструмент, который и через 50 лет будет иметь цену. Это с одной стороны. С другой стороны – все мы сейчас работаем. Что-то зарабатываем. Как раз это самое правильное время для заготовки себе круга деятельности на время, когда наши заработки приуменьшатся, то есть на пенсию. Успехов.

После предыдущего поста у меня появились подписчики, значит сегодня будет продолжение банкета.

Еще летом приобрел себе полурабочие карманные часы. Теперь пришло время их “потрошить”.

Вот так они выглядят. Это стандартное изделие Челябинского часового завода 70-65 годов.

Проблема этих часов в том, что они самопроизвольно останавливаются и при заводе часов заводной вал проворачивается с неприятным “хрустом”.

И так, самопроизвольная остановка часов свойственна часам, которые очень долго время хранились, чаще всего это связанно с попаданием пыли в механизм или высохшей смазкой, тут можно обойтись простой профилактикой механизма. А вот для лечения неприятного хруста потребуется замена деталей (спойлер).

Вот внутренности этих часов, красной стрелкой указан винт для извлечения заводного вала. Вокруг этого винта поврежденная фаска в мосту, это свидетельствует о том, что кто-то пытался открутить этот винт слишком большой отверткой. На других винтах, то же есть характерные повреждения шлицов.

И так, приступаем к разборке/дефектовке.

Что бы часы перестали самопроизвольно останавливаться, нужно полностью разобрать механизм и промыть его от загрязнений и старой смазки (Конкретно в этом случае).

Типичный износ для этого механизма практически отсутствует.

Вот и добрались до причины проворачивания и хруста заводного вала – пиньен со следами износа.

При детальном осмотре проблемных деталей, видим “слизанные” зубъя. Итог детали под замену. Возможно кто-то пытался завести заведенные часы.

После мойки деталей, механизм смазывается и собирается обратно. Механизм я установил в наручный корпус с новым циферблатом и стрелками, родные стрелки, к сожаления в новый корпус не помещались.

Еще были заменены два моста, родные были исправны но новые изготовлены более аккуратно чем родные. Шляпки винтов пришлось полирнуть, что бы повреждения шлицов не так бросались в глаза.

Подходящей секундной стрелки у меня не было, пришлось колхозить и обрезать секундную стрелку от других часов.

ТК сейчас на пикабу популярна рубрика о загадочных вещах вот вам загадка: Для чего нужен этот инструмент (справа)?

C детских лет я что-то ремонтировал. Больше всего − электронную технику, позже − автомобили. А еще мебель, бытовую технику, компьютеры. Хотя это никогда не было основной профессией, постоянно приходилось заниматься этим. Но за часы, тем более старинные − не брался ни разу.

Но вот, судьба отдала в мои руки часы, да еще какие − Le Roi a Paris, выпуск − предположительно вторая половина позапрошлого, XIX века!

Сначала меня попросили правильно установить и запустить эти часы после реставрации деревянного корпуса. Реставраторы хорошо понимали в дереве, но плохо в механике часов. Они сделали прекрасный корпус, но не смогли даже правильно выставить в нем механизм. Мне удалось исправить их ошибку, и часы пошли. Но через некоторое время, после попытки хозяев немного поменять тон боя подгибом ударника, случилась беда − часы перестали бить вовсе, и стали останавливаться. Опять обратились ко мне. Я, с некоторым трепетом взялся за дело..

Осмотр механизма показал, что сломана лапка привода ударника, которую цепляет специальная звездочка, заставляя ударник подниматься и ударять. На переднем плане вида ось с обломком лапки. Слева на конце оси круглая деталь, от которой вниз отходит пруток − это штанга ударника. За осью стоит шестерня, а рядом с ней, справа, за ней − звездочка, которая, вращаясь цепляет лапку (которая сейчас обломана), заставляя ось поворачиваться, а ударник − бить.

Лапка была впрессована в ось. При всем желании повторить это сейчас мы не сможем. Поэтому, пусть ругают меня бывалые часовщики, но я пришел к единственному решению − новую лапку надо к оси . припаять! Тем более, паяльником я владею хорошо, да и способ этот позволяет быстро и надежно выполнить ремонт. Детали часов латунные, а латунь паять можно.

Итак, подготовлено рабочее место. Естественно, паяльник, припой, флюс в бутылочке. Я купил специальный флюс для пайки латунных радиаторов ведь детали часов − из латуни. Пинцеты, фигурные пассатижи. Ну и, еще кое-что.

Когда-то мой глаз без труда различал мельчайшие детали электронных схем. Но это в прошлом, и сегодня в помощь − ювелирные очки. Они на фото справа. Я не интересовался этим предметом лет двадцать пять, с тех пор как такие были у моего отца. Оказалось, что за эти годы девайс сильно эволюционировал. Теперь в них есть дополнительные линзы и даже встроенный фонарик! Они есть везде и стоят недорого.

Ну а в качестве донора для нашей новой лапки выступит . латунная пряжка от ремня!
Отрезаем деталь нужных размеров.

Деталь получилась маленькая − очки очень кстати. Забегая вперед поведаю, что по факту, она стала еще раза в два меньше.

Осмотрим механизм. Чтобы снять ось, к которой будет припаиваться лапка, пришлось бы разбирать механизм полностью со снятием шестерен, пружин, и т.д. Это нежелательно − столь глубокая разборка таких старых часов опасна, можно сломать что-нибудь еще, нарушить геометрию деталей, а ведь они притерлись веками. Принимаем решение припаивать на месте соблюдая осторожность. Все детали часов покрыты вековым налетом окисла и грязи.

Читайте так же:  Быстрый косметический ремонт своими руками

Снимаем стрелки, чтобы демонтировать циферблат. Последний имеет самое настоящее эмалевое покрытие, как на кастрюлях и тазах. Создавать яркую белую глянцевую поверхность, которая не осыпается и не желтеет с годами, в то время по-другому не умели. Собственно, и сейчас мало какое покрытие может поспорить с эмалью по этим качествам.

Сначала лудим нашу деталь. Хотя она тоже окислена, лужение легко удается даже без механической зачистки − флюс работает на «ура».

Зачищаем натфилем ось ударника. Следим, чтобы опилки не попадали в механизм.

Заодно стачиваем обломок старой лапки. Для пайки нам нужна гладкая поверхность!

После зачистки берем пинцетом, как рейсфедером, капельку флюса и наносим на ось.

И выполняем лужение. Конечно, нам нужно лудить только участок будущей пайки, а не всю ось.

Наконец, обе поверхности залужены, выполняем пайку. Это очень сложная задача, которая выполняется в ювелирных очках. Они хороши, но и здесь помогают мало − ведь нужно ориентировать деталь сразу в двух плоскостях. Никакие изгибы и иные силовые способы коррекции положения после пайки недопустимы − можно сломать ось.

После нескольких попыток удается правильно припаять лапку. Фото сделано прямо сквозь линзу ювелирных очков. Однако и без очков видно, что я переусердствовал при лужении лапки − на ней излишки припоя, причем как раз в том месте, где ее цепляет зубчатое колесо, что недопустимо.

Приходится отпаивать лапку, чтобы зачистить. Заодно придать ей некоторую фаску, чтобы облегчить контакт с зубчатым колесом. Чем хороша пайка − можно многократно отделять и вновь присоединять деталь.

Снова припаиваем зачищенную лапку.

Ради интереса фото сделано через перевернутый объектив. В таком режиме он работает как супер-макро, одна беда − крайне низкая глубина резкости.

Пробуем механизм в работе, и тут выясняется, что лапка слишком длинная. Ударник размахивается с огромной амплитудой, и механизм вообще работает неправильно. Эта ошибка ожидаема − я ведь не видел исходной лапки, не знаю ее длину. Понять ошибку можно только на испытаниях.

Приходится отпаивать и укорачивать лапку. На фото лапка поднесена к оси так, как должна стоять. Снижу под ней, рядом с шестерней торчат зубы зубчатого колеса, которое приводит ее в движение.

Припаиваем укороченную лапку. На фото видно, что она стоит точно на уровне зубчатого колеса.

Ставим стрелки, чтобы прокрутить механизм до момента боя. Проверяем размах ударника. Вроде бы все правильно.

Запускаем бой. Ударник работает как надо. Здесь надо сделать отступление. Почему я уделяю такое внимание этой лапке? Ведь зубчатое колесо, цепляя ее, всего лишь поворачивает ось с ударником, весом несколько грамм. Так ли уж критична ее форма, положение, плоскость?
Да, нагрузки здесь невелики. Однако, давайте посчитаем. Часы бьют каждый час, отбивая время, и каждые полчаса. За 12 часов они делают всего 1+2+3. . +12 = 78 часовых ударов, плюс 12 ударов каждые полчаса, итого 90 ударов. За сутки − 180 ударов. За год − 65 700. Каждый удар это поднятие лапки зубчатым колесом. Только за год 66 тыс раз. А ведь нам надо чтобы, часы проработали больше чем год. И желательно, много больше.

Однако, для полноты картины нам надо услышать настоящий бой часов. Для этого я иду туда, где остался корпус часов и снимаю держатель механизма с мелодичным элементом, не знаю как он правильно называется, по которому бьет ударник.

Корпус часов − тесный и неудобный. И висит не у меня дома. А нам надо испытать часы так, чтобы был доступ ко всем элементам механизма, и одновременно чтобы часы работали полностью в штатном режиме. Делать нечего − мы заставим часы работать и для этого соберем испытательный стенд!

Я беру ненужную полку от шкафа и креплю к ней держатель механизма так же, как он закреплен в корпусе часов.

И собираем на этом импровизированном стенде часы полностью с маятником.

Ставим часы на подоконник − подходящее место, где их никто не повредит. Оставляем работать на несколько дней. Каждые полчаса квартира оглашается мелодичным одиночным звоном, а каждый час звучит нужное число ударов. У меня никогда дома не было таких часов. Ощущения интересные. Особенно ночью. Впрочем, в корпусе звук еще более мелодичный.

Ну и наконец, относим механизм к к месту, где висит корпус. То есть, радостным хозяевам

Предлагаю послушать их мелодичный бой, который вновь зазвучал как и более ста лет назад.

Сердечно благодарю Владимира Афанасьева, моего сына, за помощь в подготовке фото- и видеоматериалов данной статьи. &nbsp

Если вы чувствуете в себе достаточно сил и уверенности, чтобы провести ремонт часов своими руками, то прежде чем к нему приступать, подготовьтесь к нужным процедурам. Для начала обзавестись специальными инструментами. Как минимум набором отверток.

Конечно, вы почти наверняка, нарветесь на китайские, мягкие и непригодные для работы. Поверхность отвертки нужно закалить перед использованием. Достаточно опустить в расплавленный свечной воск, затем остудить и заточить с помощью обычного камня или алмазного круга.

Чтобы ремонт часов своими руками не обернулся необходимостью его повторения уже в ремонтной мастерской необходимо:

  • понимать принцип работы часового механизма;
  • иметь представление об общем устройстве часов, основных деталях и узлах (чтобы не остались лишние);
  • иметь под рукой схему конкретного механизма (зачастую для антикварных и старинных часов таковой не имеется — лучше сразу обратиться к мастеру: он сможет разобраться в особенностях механизма);
  • располагать необходимым инструментом (ниже перечислен его полный список);
  • предварительно потренироваться на ненужных типовых механизмах, добившись такого уровня мастерства, когда лишних деталей не остается, и вновь собранные часы работают не хуже прежнего;
  • иметь необходимые вещества для чистки деталей и узлов;
  • помнить основной перечень неисправностей часов, и типовые поломки отдельных деталей;
  • суметь с первого взгляда узнать ту или иную деталь;
  • приступать к работе свежим и бодрым, отдохнувшим.

Для проведения самостоятельного ремонта часов своими руками потребуется еще и пинцет. Можно приобрести обычный медицинский или специальный часовой (найдете на радио рынке, блошином, птичьем и т. д. — названий много, суть одна: барахолка).

Ремонт часов своими руками обычно проводится с целью очистки механизма (для этого нужен Уйат-спирит , керосин или бензин «Галоша»). Могут пригодиться: швейные иголки, хирургические зажимы, скальпель, штангенциркуль. Или специальный часовой набор.

Ремонт часов своими руками нужно проводить только в том случае, если вы хорошо разбираетесь в технике и сможете понять устройство часового механизма. При проведении работ пользуйтесь чертежами.

Если планируется ремонт старинных или антикварных часов, лучше сразу идти сдаваться в ремонтную мастерскую. Выйдет гораздо дешевле, чем ремонт своими руками. Там точно вашим часам не навредят.
Сам ремонт состоит из нескольких типовых блоков действий:

  • разборка механизма
  • чистка и мойка
  • замена неисправных деталей
  • правка отдельных элементов, если они подлежат восстановлению
  • обратная сборка
  • настройка
  • проверка плотности сопряжений, герметичности.
Читайте так же:  Ремонт эфирных цифровых приставок своими руками

Изображение - Ремонт старинных часов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fsamarachas.ru%2F_nw%2F0%2Fs96376866

Предположим, что к вам в руки попали часы. Это могут быть часы вашего дедушки, друга, знакомого, или даже ваши собственные часы, про которые вы давным-давно позабыли. Они когда-то остановились и перестали показывать время. В поисках необходимых инструментов вы перевернули квартиру «с ног на голову» и, при помощи подручных средств, умудрились вскрыть их.

Но стоит ли так торопиться? Возможно, эти часы еще можно отремонтировать.

Если вы новичок и ранее никогда не имели дел, связанных с ремонтом часового механизма, то вам стоит ознакомиться с несколькими правилами, которых придерживается любой часовой мастер.
Изображение - Ремонт старинных часов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fsamarachas.ru%2F_nw%2F0%2Fs75274050


1. Часовой механизм – это сложнейший «организм», в котором все его элементы работают, как единое целое. Поэтому ремонт часов должен быть бережным и аккуратным. Вы должны понимать, как они работают, ведь некоторые детали механизма часов настолько малы, что повредить их не составит особого труда.

2. Помните, что для бережного извлечения составных частей механизма нужны соответствующие специализированные инструменты. В противном случае, ваш ремонт приведет к обратно пропорциональному результату.

Стоит также отметить, что даже если каким-то чудесным образом эти инструменты оказались у вас под рукой, но при этом вы не имеете ни малейшего представления о механизме часов – они вам не помогут. Если не уверены в своих силах и не обладаете достаточным опытом – лучше отдайте ваши часы в мастерскую. Профессионалы своего дела отремонтируют их должным образом.

3. Часовые механизмы времен Советского Союза по сложности ремонта не уступают своим более именитым и дорогим собратьям из Швейцарии.

4. Как и большинству других механизмов, часам нужна смазка. Без нее они работать не будут. Помните, что под словом смазка мы имеем в виду специализированное вещество, предназначенное именно для часовых механизмов, а не вазелин или, еще лучше, масло подсолнечника. Последние два варианта не годятся даже в качестве временного решения проблемы. Смазка должна наносится на требующие того части механизма, с точным соблюдением количественных пропорций вещества. Если вы думаете, что часовой мастер, проводя ремонт, обильно поливает весь механизм из огромной масленки, то вы сильно заблуждаетесь.
Изображение - Ремонт старинных часов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fsamarachas.ru%2F_nw%2F0%2Fs36610767


5. Если по каким-либо причинам вы все же не хотите отдавать ваши часы в профессиональную мастерскую и не можете избавиться от желания провести соответствующий ремонт самостоятельно, приобретя специализированные инструменты, знайте, что часового набора за 600 рублей, которой можно купить в большинстве интернет-магазинов будет недостаточно. Это бесполезная трата денег. Качественный часовой инструмент стоит дорого, а его приобретение для разового ремонта не самый рациональный поступок.

6. Перед тем как начинать работу, ознакомьтесь с соответствующей литературой. Для новичка мы рекомендуем книгу «Конструкция и технология сборки механических часов» С.М. Тагирова. Она отличается четкостью и предельной краткостью изложенного в ней материала. После ее прочтения, на большую часть ваших вопросов будет дан ответ. Согласитесь, нет ничего хуже новичка, не разбирающегося даже в азах того дела, за которое он решил взяться, да еще и осыпающего вас постоянными вопросами: «что, да как?».

7. Помните – не стоит касаться составных частей часового механизма руками. Для этих целей необходимо использовать пинцет, перчатки, напальчники или, на худой конец, зубочистку.

8. Собрались сделать ремонт часов своим хобби? Будьте готовы к большим финансовым затратам.

Часовые инструменты начального уровня, предназначенные в первую очередь для сборки часов, стоят около десяти тысяч рублей, для минимального ремонта – от ста тысяч. Купить все сразу в любом случае не получится. На сборку полного комплекта инструментов может уйти вся жизнь. То же правило применимо и к обучению ремонту.
Изображение - Ремонт старинных часов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fsamarachas.ru%2F_nw%2F0%2Fs34422853


Терпение – неотъемлемая черта характера любого часового мастера. Без него в этом деле никуда. Прежде всего, вам стоит честно ответить самому себе на один простой вопрос: «нужно ли вам это все?».

Положим, что вы все же обзавелись необходимым инструментом и оборудовали свое рабочее пространство. С чего начать? Не знаете? Мы подскажем.

Определите поломку либо неисправность механизма часов, приведшую к их неправильной работе или остановке. В 80-ти % случаев – это попадание на детали механизма грязи и высохшая смазка. Такого рода нарушения работы механизма можно определить на глаз. Их главными признаками являются черные трибы и высохшие масленки. Решением этой проблемы является разборка часового механизма, очистка всех его частей от загрязнений и смазка.

Помните о терпении, описанном нами выше? Что же, именно в такие моменты оно вам понадобится. Спешка – ваш страшнейший враг.

Самой важной частью этого ремесла, которой вам нужно будет обучиться, является разборка и сборка механизма часов. Для обучения подойдут старые, не подлежащие ремонту часы – это лучший вариант. От ошибок вы не застрахованы, как и любой другой человек, а при подобном обучении их не избежать. Самым оптимальным для обучения вариантом мы считаем будильник «Слава». Его часовой механизм похож на большинство наручных механических часов, а детали не столь мелкие.

Давайте рассмотрим ее на примере вышеназванного будильника.
Изображение - Ремонт старинных часов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fsamarachas.ru%2F_nw%2F0%2F19052136


Первое – снятие задней крышки. Открутите ключи завода, снимите кнопочки перевода часовых стрелок, после чего открутите крепежные винты. В наручных часах задняя крышка часов может крепиться к их корпусу, как винтами, так и при помощи специальных защелок.

Второе – извлечение механизма. Внимательно осмотрите и изучите способ, при помощи которого был осуществлен крепеж. Отвинтите крепежные винтики. Если у вас в руках наручные часы, перед извлечением механизма, достаньте заводной вал, переведя его в режим подводки, и слегка надавите на подавку, после чего выньте его. По окончании процедуры извлечения механизма заводной вал необходимо установить обратно.

Третье – съем стрелок и циферблата. Первые, снимаются достаточно легко – их нужно всего лишь слегка поддеть. Для этого используйте корсунки (пинцет, кусачки). Благодаря этому инструменту, вы сможете избежать появления механических повреждений (царапин, микротрещин), как на стрелках, так и на циферблате. В случаях, когда модель часов, которую вы ремонтируете, не оснащена календарем или боем, то циферблат, часовое колесо и стрелки представляется возможным снять как единое целое. Внимательно отвинчивайте все крепежные винты. В большинстве случаев, они располагаются на торцевой стороне механизма друг напротив друга. Все действия, связанные с разборкой и сборкой, необходимо выполнять на специализированной подставке, препятствующей проникновению пыли в ваше рабочее пространство с остальной поверхности, на которой установлена подставка.

Четвертое – спуск пружины. Просим прощения за профессиональный сленг. Спуск – это ослабление завода пружины. Возьмите в руку пинцет, другой – подзаведите пружину на половину оборота и в этом состоянии пинцетом отведите собачку. После этого медленно, без резких движений, начните отпускать заводной вал и дождитесь момента, когда пружина раскрутится полностью.

Читайте так же:  Ремонт триколор ресивера своими руками

Пятое – съем балансного моста. Открутите крепежные винты. Далее, пинцетом подденьте мост и аккуратно, приподнимая его вместе с балансом, извлеките из часового механизма. Будьте осторожны. Не допустите сцепления спирали баланса с колесами. Помните, что если положить мост вниз балансом, можно повредить его ось. Не допускайте этого.

Шестое – съем моста анкерной вилки. Открутите крепежные винты. Далее снимите мост, после чего снимите саму вилку.

Седьмое – съем моста пружины. Это операция производится аналогичным шестому этапу способом.

Восьмое – съем моста колесной системы. В первую очередь, извлеките минутный триб, расположенный на центральном колесе. Если вы практикуетесь при помощи будильника, о котором мы говорили чуть выше, то снимать минутный триб необязательно. Помимо этого, стоит отметить, что в механизме этого будильника мосты колесной системы и пружины – это одно целое. После того, как вы отвинтите крепежные винты и снимите мост, выньте колеса. Не торопитесь и доставайте колеса по очереди – это позволит вам избежать повреждений соседних колес.

Вот и все. Вы разобрали свой первый часовой механизм. Однако его еще нужно и собрать. Для этого, выполняйте все те же действия в обратной последовательности.

Первый раз – самый трудный. Поэтому, советуем вам не пытаться собрать все воедино по памяти. Это придет позже – с опытом. Лучше всего пробегайте глазами по описанной нами последовательности, только в обратном порядке и, только после этого, выполняйте соответствующее действие. Так вы сможете максимально быстро и качественно собрать ваш первый часовой механизм, который только что благополучно разобрали.

Удачи в ваших начинаниях!
После написания этой статьи у нас появилась новая,предлагаем познакомиться:
Как самостоятельно отремонтировать механические наручные часы. Инструкция для начинающих мастеров. Изображение - Ремонт старинных часов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fsamarachas.ru%2F_nw%2F0%2Fs49978740

Друзья, если у вас появились вопросы, по мере возможности я постараюсь ответить каждому.
Пишите, звоните и приходите по контактным данным,
размещенным тут (ссылка КОНТАКТЫ ТЦ САМОЛЁТ)
убедительно просим вас обратить внимание что наша мастерская находится в Самаре.

Надеемся, что прочитав эту статью, вы открыли для себя что-то новое и интересное.
И помните, если вы являетесь обладателем одних из часов, о которых мы рассказываем на нашем сайте и чувствуете, что им нужен ремонт или техническое обслуживание или же вы просто хотите получить профессиональную консультацию высококвалифицированных часовых мастеров города Самара – можете смело обращаться к нам.
Наши специалисты помогут Вам
отремонтировать для Вас часы следующих типов:

– старинные механические (возможность ремонта определяется мастером в момент осмотра);
– настенные (возможность ремонта определяется мастером в момент осмотра);
– напольные;
– настольные;
– карманные;
– наручные;
– и даже электронно-механические и кварцевые.

Искренне будем рады всем вашим мыслям, которые вы оставите в комментариях под этой статьёй.

Разными путями часы приходят к людям. Порой они взывают о помощи, потому что стареют и им всё тяжелей приходится ходить. Наконец они останавливаются, какие передохнуть а какие навсегда. Особо упорные терпеливо ждут своего часа пройтись либо по чьей то новой квартире, либо в антикварном магазине, либо с новым хозяином. Но одно общее, что их объеденяет, так это желание ходить, собственно для этого они были и созданы.

Вот этот механизм пришёл ко мне от соседа по даче, он их просто выбросил. Я не специалист по ремонту часов, но пройти мимо их не мог. Осмотрев механизм, я пришел к выводу, что это могут быть какие-нибудь очень старые часы:

Собственно история двигалась очень долго , хотя укладывается в несколько строк. Я взял этот механизм и пошёл на рынок. Там по выходным всегда сидел пожилой человек и продавал настольные часы, бывшие в употреблении. Когда я показал ему механизм, то он сразу определил, что это были часы немецкой марки ЮГАНС, изготовленные примерно в 1900 году:

Он посоветовал мне заняться этими часами, чтобы попытаться восстановить былой облик. Но у меня по этому вопросу не было ничего, ни знаний, ни опыта, ни знакомых часовых мастеров. Кое как я нашёл к ним приемлемый маятник, отремонтировал пружины, перебрал весь механизм и они пошли! Правда с очень большой скоростью, но шли. Это вдохновило меня на поиски подходящего корпуса, но реально ничего не получалось. Тогда я изготовил корпус сам из старого фанерного телевизора. Ходил по антикварным магазинам, прикидывал, как он должен выглядеть. И вот однажды в ИНТЕРНЕТе на аукционе я увидел настоящий корпус от старинных часов. Дальше было дело техники. Вскоре этот корпус оказался у меня:

Обследовав этот корпус, я нашёл надпись, что эти часы были выпущены в 1934 году. Кроме того, диаметр циферблата часов ЮГАНСА был намного больше окошка корпуса часов. Встал вопрос о поиске подходящего циферблата, или изготовлении нового, что конечно возможно, но не желательно. Вот такая получилась информация к разышлению:

Ну что, есть такие советские, довольно неплохие часы “ВЕСНА”. У которых один в один совпадает диаметр циферблата с данным корпусом. А почему нет? Вот такие например:

Как можно заметить, у них циферблат стилизован под старинные мотивы, что даёт какой-то шанс на успех. Нет, я не собирался ставить этот циферблат на часы ЮГАНС. Я просто решил эти часы ВЕСНА вставить в корпус. Но для этого пришлось соорудить вот такую подставку:

Ну что ж, идея понятна, устанавливаем подставку внутрь корпуса, регулируем положение тремя шурупами, ввинченными в дощечки и сверху устанавливаем часы ВЕСНА. Сначала просто хотелось увидеть, как это будет выглядеть, потом оказалось,что это довольно здорово,ведь всё временное может стать постоянным:

Часы ВЕСНА в старинном корпусе

А честно говоря,не хотелось бы. При всём уважении к часам ВЕСНА хочется, чтобы ЮГАНС опять пошёл, примерно как и сто лет назад, пусть даже в другом корпусе:

Да,”Король умер. Да здравствует Король!” Может кто-то из часовых мастеров забредёт на эту страницу и усмехнётся. А может и поможет хорошим советом или предложит свои услуги. Но ЮГЕНС пойдёт, я в этом просто уверен.

Про трюмо можно прочитать похожую статью Трюмо своими руками

Изображение - Ремонт старинных часов своими руками 12342352113
Автор статьи: Антон Кислицын

Я Антон, имею большой стаж домашнего мастера и фрезеровщика. По специальности электрик. Являюсь профессионалом с многолетним стажем в области ремонта. Немного увлекаюсь сваркой. Данный блог был создан с целью структурирования информации по различным вопросам возникающим в процессе ремонта. Перед применением описанного, обязательно проконсультируйтесь с мастером. Сайт не несет ответственности за прямой или косвенный ущерб.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here