Ремонт кпп своими руками на ваз 2109

Самое подробное описание: ремонт кпп своими руками на ваз 2109 от профессионального мастера для своих читателей с фотографиями и видео из всех уголков сети на одном ресурсе.

Коробка переключения передач (КПП) — один из важнейших узлов автомобиля. Её функция: передавать энергию двигателя на колеса и изменять частоту их вращения. Коробка состоит из множества деталей (шестерён, валов, подшипников, колец, сальников).

Причины выхода из строя деталей: плохая смазка, неправильная эксплуатация, брак при отливке деталей. Поэтому такое явление, как ремонт КПП ВАЗ 2109 — не редкость. Выполнить его можно, и не прибегая к помощи специалистов, своими руками. Для этого нужно разобраться, как коробка прикрепляется к ходовой части «девятки», двигателю и другим узлам. Для этого надо научиться снимать, разбирать КПП и выявлять поломки. Также следует изучить, как выполнять ремонт коробки передач ВАЗ 2109, собирать и устанавливать её обратно на автомобиль.

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fexpertvaz.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2FRemont-KPP-VAZ-2109.jpg.pagespeed.ce.RLlnUZpU00

Для того чтобы начать ремонтные работы, следует разобраться, как снять коробку с автомобиля ВАЗ. Сделать это можно только в положении снизу, поэтому обязательно наличие смотровой ямы или подъёмника. Надежнее, если коробку снимают два человека, потому как двух рук может попросту не хватить.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подготавливаем необходимый инструментарий для всех последующих операций:

  • комплект гаечных ключей и головок;
  • 2 отвертки: плоская и фигурная;
  • резиновый молоток, зубило;
  • небольшой магнит;
  • герметик;
  • фиксатор резьбы (клей);
  • съёмник сальников;
  • монтировка;
  • ёмкость, чтобы слить масло (до 5 л).

Начинаем снятие коробки передач ВАЗ под капотом. Для начала обязательно обесточиваем авто путем снятие минусовой клеммы на АКБ. Снимаем защиту с картера мотора. Она крепится к кузову на винтах, а его масса затянута на шпильке болтом. Откручиваем его, после чего ослабляем гайки, которые держат тросик привода сцепления, и снимаем тросик с рычага сцепления.

Далее отсоединяем от стартёра подпитывающие колодки проводов, откручиваем гайку и снимаем со шпильки кабель от аккумуляторной батареи. Затем стартёр отсоединяется от корзины сцепления (нужно отвинтить 3 гайки). Теперь тянем стартёр на себя и извлекаем его.

Следующий шаг: перемещаемся в смотровую яму или под подъёмник. Находим хомут, что соединяет тягу привода переключения скоростей и наконечник шарнира. Ослабляем хомут и отсоединяем тягу. Далее извлекаем разъём датчика света заднего хода и трос от спидометра.

После этого нужно развести растяжки подвески путем ослабления гаек крепления к рычагам и болтов крепления к кронштейну. Отвинтив гайку крепления шаровой опоры к поворотному рычагу, следует вынуть палец шарового шарнира из рычага поворота стойки. Далее поворотные кулачки рассоединяются с рулевыми наконечниками.

Следующий этап: выталкиваем гранату (сердцевину) из КПП, упираясь концом монтировки в шарнир привода. После снятия первого привода в полость, что осталась, нужно вставить какую-то заглушку, чтобы не сместились шестерни в дифференциале (главном механизме КПП, который отвечает за разделение мощностей). Откручиваем болты крепления щитка и снимаем его, а также ослабляем винты и гайку, скрепляющие картер сцепления и блок цилиндров.

Далее необходимо подвесить двигатель, ведь одновременно со снятием КПП откручиваются болты опор движка. Подпираем его домкратом или деревянным брусом. Придерживаем КПП, откручиваем все крепёжные «подушки», которыми коробка крепится к кузову.

Теперь можно пробовать отвести коробку от двигателя (нужно минимум 10 см для выхода первичного овала из корзины сцепления). Таким образом снимается коробка передач ВАЗ 2109.

Наиболее часто случаются следующие неисправности в работе трансмиссии «девятки».

  1. Болтается рычаг КПП ВАЗ 2109.
  2. Выбивает первую передачу, вылетает вторая передача.
  3. Совсем не включаются передачи.
  4. Трансмиссия воет, слышен шум в коробке передач.
  5. Не включается задняя передача на ВАЗ 2109.

Зачастую изнашивается какая-либо деталь механизма. Определить причину той или иной поломки, не разбирая коробку, сложно. Если только явно видны утечки масла в большом количестве, можно с уверенностью сказать, что потребуется замена сальника КПП. Для выявления других слабых звеньев в работе коробки пошагово выполняется разборка коробки передач. Предварительно сливаем масло через технологическое отверстие.

Сначала снимаем крышку 5-й передачи и срываем гайки первичного (с ведущей шестерней) и вторичного (с ведомой шестерней) валов головкой на 32. Далее демонтируем ведомую шестерню 5-й передачи в сборе со скользящей муфтой и вилкой. Затем подрываем ведущую шестерню 5-й скорости. Теперь снимаем опорную планку на валах при помощи ударной отвертки, открепляем втулку на шайбе и снимаем планку, фиксирующую переключение скоростей. Снимаем колечки, стопорящие подшипники первичного и вторичного валов. Для снятия верхнего кожуха осталось открутить оставшиеся 14 гаек на 13.

Открыт доступ к механизмам валов. Снимаем ось и шестерню задней передачи. Открутив 3 болтика ключом на 10, вынули весь механизм задней скорости. Далее по одному выводим штоки с вилками 1-й, 2-й, 3-й, 4-й передач. Далее вытягиваем оба вала. Остаётся вынуть главную передачу (шестерня с дифференциалом).

Вынимаем, смотрим на ось шестерён-сателлитов (зубчатых колес). Они должны плотно крутиться. Если гуляют, то износилась ось. Причина — недостаток масла. Внутри коробки осталась вилка, расположенная на длинном валу выбора передачи. Откручиваем болтик на 10 и вытягиваем вал.

Читайте так же:  Ремонт мехатроника дсг 6 своими руками

Ремонт коробки передач ВАЗ-2109 включает следующие этапы:

1. Снимаем КПП с ВАЗ-2109. Очищаем ее от грязи с помощью солярки и тряпки.

2. Вынимаем щуп уровня масла из КПП.

3. Устанавливаем КПП картер сцепления вертикально, открутив болт 1 и 2 гайки 3 крепления кронштейна троса сцепления. Снимаем кронштейн 2 троса сцепления с КПП.

4. Откручиваем остальные 4 гайки крепления задней крышки.

6. Откручиваем болт крепления вилки 5-й передачи.

7. Зафиксируем валы КПП от проворачивания.

8. Откручиваем гайку крепления первичного вала.

9. Откручиваем гайку крепления вторичного вала.

10. Снимаем шестерню 5-й передачи вместе с синхронизатором и вилкой с вторичного вала.

11. Снимаем с синхронизатора упорную пластину и вынимаем из паза муфты вилку.

12. Снимаем шестерню 5-й передачи с синхронизатора с кольцом 1.

13. Снимаем втулку с вторичного вала.

14. Снимаем шестерню 5-й передачи с первичного вала.

15. Откручиваем четыре винта с использованием ударной отвертки и снимаем упорную шайбу 2 с вторичного вала.

16. Снимаем стопорные кольца подшипников валов.

Видео (кликните для воспроизведения).

17. Откручиваем 3 пробки фиксаторов и осторожно извлекаем шарики фиксаторов.

18. Откручиваем пробку фиксатора заднего хода, снимаем уплотнительное кольцо и извлекаем пружину фиксатора.

19. Извлекаем шарик фиксатора, наклонив коробку.

20. Откручиваем 12 гаек и болт крепления картера КПП.

21. Отделяем картер КПП от картера сцепления, вставив отвертку в пазы

22. Снимаем картер коробки передач с картера сцепления.

23. Откручиваем болты вилок переключения передач 1–2-й и 3–4-й.

24. Приподнимаем шток переключения 1–2-й передач, он выйдет из опоры 3, затем поворачиваем против часовой стрелки, выйдет его головка 1 из зацепления с блокировочной скобой.

25. Поверните шток переключения 3–4-й передач и снимаем шток с вилкой.

26. Поворачиваем шток включения 5-й передачи и снимаем шток.

27. Вынимаем ось шестерни заднего хода.

28. Сдвигаем шестерню заднего хода до упора в механизм передач, поворачиваем на 30– 40 градусов и снимаем промежуточную шестерню.

29. Вынимаем первичный и вторичный валы.

30. Вынимаем дифференциал из картера сцепления.

31. Отворачиваем 3 болта механизма передач и снимаем механизм передач.

32. Вынимаем магнит из картера сцепления.

33. Отворачиваем гайку крепления и снимаем корпус с шестерней привода спидометра.

34. Выворачиваем из картера КПП выключатель заднего хода.

35. Выпрессовываем подшипник вторичного вала.

37. Выпрессовываем подшипник первичного вала.

38. Запрессовываем новые передние подшипники валов в картер сцепления.

39. Сдвигаем кромку защитного чехла штока.

40. Отворачиваем болт рычага передач, снимаем рычаг и вынимаем шток передач.

41. Заменяем порванный защитный чехол шарнира штока.

42. Для замены сцепления выпрессовываем сальники.

43. Удалите небольшие повреждения шлифовальной шкуркой на картере сцепления и КПП или замените.

44. Проверяем посадочные места под подшипники в картере сцепления и КПП. Если есть износ, то заменяем картеры.

45. Проверяем роликовые подшипники, при повреждении заменяем.

46. Проверяем штоки переключения передач, при повреждении заменяем.

47. Проверяем сальники полуосей, при наличии дефекта сальники заменяем.

48. Проверяем сальник первичного вала и сальник штока в передач, при дефектах заменяем.

49. Очищаем магнит от частиц износа элементов. Если есть повреждения, заменяем магнит.

50. Очищаем от старого герметика плоскости картеров сцепления и КПП. Собираем КПП в обратном порядке.

51. Устанавливаем валы в картер сцепления.

52. Обильно смазываем все трущиеся элементы маслом.

54. Не забываем устанавливать на место магнит.

55. Перед установкой картера КПП на картер сцепления наносим на их герметик по всему периметру.

Подробнее о работе сцепления можно почитать тут.

Устанавливаем двигатель на автомобиль и радуемся хорошим динамическим характеристикам после ремонта коробки передач ВАЗ-2109.

Автомобили ВАЗ 2109 и 21099 оснащаются четырехступенчатыми и пятиступенчатыми механическими коробками передач. Все передачи, помимо задней, оснащаются синхронизаторами. Также коробка объединена с дифференциалов.

Крайне важно следить за исправностью КПП, а в случае обнаружения признаков поломки незамедлительно их устранять. Своими руками или с помощью автосервиса — это уже ваше личное решение.

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.luxvaz.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2016-04%2Fthumbs%2F1459630950_4cb675u-960

Внутреннее устройство коробки

Чтобы понимать суть ремонта, разборки и сборки КПП, первым делом необходимо познакомиться с ее устройством. В случае с ВАЗ 2109 устройство коробки следующее:

  • На первичном валу расположен блок из ведущих шестерней, находящихся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач при движении вперед;
  • На втором валу имеются ведомые шестерни с игольчатыми подшипниками. Там же располагается пара синхронизаторов;
  • Вторичный вал создан совместно с ведущей шестеренкой основной передачи;
  • К фланцу коробки двухсателитного дифференциала крепится ведомая шестеренка основной передачи;
  • Подшипники дифференциала всегда монтируются с натягом, регулирование которого осуществляется путем подбора разных по толщине колец.

Ремонт коробки передач во многом зависит от характера и типа неисправности. Существует несколько вариантов поломки данного агрегата, в каждом из которых следует предпринимать соответствующие действия для их устранения.

Читайте так же:  Ремонт редуктора заднего моста нива шевроле своими руками

Неисправность

Возможные причины

Что нужно делать

Передачи переключаются с трудом

  • Сцепление выжимается не полностью;
  • Деформировалась тяга, которая управляет механизмом переключения скоростей;
  • Нарушилась целостность реактивной тяги;
  • Ослабло крепление шарнира или штока, который выбирает передачу;
  • Неправильно отрегулирован привод переключения скорости;
  • Сломались пластиковые компоненты привода переключения передачи
  • Попробуйте выпрямить тяги. Если это невозможно, замените их;
  • Затяните плотнее винты крепления;
  • Отрегулируйте привод переключения скоростей;
  • Замените поврежденные компоненты

Возникает самопроизвольное выключение передач

  • Повредились или износились торцы зубцов синхронизатора на шестеренке и муфте;
  • Возникли трещины, расслоилась резина на задних опорах;
  • Некорректно отрегулировали привод переключения скоростей;
  • Неправильно натянули защитный кожух тяги, из-за чего передача включается не полностью
  • Замените изношенные, деформированные элементы;
  • Поправьте положение кожуха (чехла) тяги;
  • Отрегулируйте привод

Передачи включаются с шумом, треском

  • Сцепление отключается не полностью;
  • Износилось блокирующее кольцо синхронизатора передачи, которая включается

Возникла утечка масла из КПП

  • Износ сальника первичного вала;Износ шток
  • выбора скорости;
  • Поломка уплотнителя валика привода спидометра;
  • Ослабло крепление крышки на КПП или картера;
  • Повредился герметик, имеющийся под крышкой КПП;
  • Ослабло крепление закрытия сливного отверстия
  • Замените прокладки, используйте новый герметик и прокладки;
  • Подтяните все имеющиеся крепежные элементы;
  • Проверьте состояние сливной пробки

В большинстве случае проблемы с КПП устраняются путем ее демонтажа и разборки. Не беритесь за подобную работу, не обладая должными навыками и опытом.

Чтобы демонтировать коробку, рекомендуем вам опираться на инструкцию, четко следовать последовательности и закреплять навыки наглядными видео.

  1. Отключите минусовую клемму с аккумулятора, слейте из системы КПП масло.
  2. Открутите болты, которые удерживают защиту картера, и снимите ее.
  3. От картера сцепления отключите массу (провод).
  4. На наконечнике троса привода сцепления немного ослабьте натяжение гаек.
  5. С рычага сцепления снимите наконечник троса.
  6. Отключите колодку от тягового реле.
  7. Отключите провод, идущий на тяговое реле стартера.
  8. Демонтируйте непосредственно сам стартер.
  9. Отключите тягу привода от наконечника шарнира. Речь идет о тяге, которая осуществляет переключение скоростей.
  10. Отсоедините трос от привода спидометра автомобиля.
  11. Открутите крепление шарового шарнира рулевой тяги.
  12. Извлеките, выпрессуйте палец шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.
  13. Хвостовик внутреннего ШРУСа привода передних колес следует выдавить и отвести в сторону.
  14. Отключите второй ШРУС.
  15. Демонтируйте щит картера сцепления.
  16. Освободите коробку переключения передач от креплений, удерживающих ее на двигателе.
  17. Снимите коробку.

Обязательно перед непосредственным снятием коробки отведите ее в горизонтальной плоскости от мотора. Затем выведите из зацепления первичный вал. Внимательно следите за тем, чтобы не повредились лепестки от пружины сцепления.

Сняв КПП, можно приступать уже непосредственно к главному — разборке. Это позволит вам по ходу работы менять поврежденные элементы, определять имеющиеся неисправности и своими силами решать возникающие проблемы.

  1. Зачистите и тщательно отмойте все наружные поверхности коробки передач.
  2. Разместите коробку в вертикальном положении и демонтируйте заднюю крышку.
  3. Снимите кронштейн троса сцепления, после чего резиновым молотком сбейте заднюю крышку с КПП.
  4. Извлеките старую уплотнительную прокладку. Она пойдет под замену.
  5. Включите любую из двух передач — 3 или 4.
  6. Открутите болт, который удерживает 5 передачу, после чего включите ее.
  7. Одновременное включение указанных скоростей позволит зафиксировать вал и не допустить его проворачивание.
  8. Открутите гайку на вторичном валу, а затем и на первичном.
  9. Снимите синхронизатор 5 скорости вместе с вилкой.
  10. Извлеките вилку из муфты. Синхронизатор снимайте максимально аккуратно. Если допустить схождение муфты со ступицы, подпружиненные шарики, которые фиксируют синхронизатор, попросту рассыпятся.
  11. Снимите кольцо блокировки синхронизатора 5 скорости.
  12. Извлеките ведомую шестерню 5 скорости со вторичного вала.
  13. Извлеките упорного кольцо, расположенное на игольчатом подшипнике.
  14. Снимите сам игольчатый подшипник с шестерни 5 скорости.
  15. Демонтируйте ведущую шестерню с ведущего вала и снимите пластину подшипника.
  16. Теперь со вторичного вала следует удалить втулки игольчатого подшипа, а также извлечь упорную шайбу.
  1. Достаньте кольцо, которое фиксирует подшипник первичного вала, а затем аналогичного кольцо вторичного вала.
  2. Открутите пробку фиксатора и извлеките шарик, пружинку фиксатора. Далее вы сможете достать еще пару фиксаторов.
  3. Снимите заднюю опору двигателя.
  4. Открутите пробку фиксатора задней передачи, наклоните коробку и достаньте таким образом шарик фиксатора и пружину.
  5. Демонтируйте крепежные болты картера сцепления и картера коробки.
  6. Действуя максимально аккуратно, рассоедените два агрегата. Чтобы это сделать, в картерах имеются пазы, куда вставляются концы отвертки. Покачивая, можно без особых проблем рассоединить элементы.
  7. Снимите картер коробки передач.
  8. Открутите болт крепления вилки переключения 1 и 2 скоростей.
  9. Снимите вилку и шток.
  10. Открутите болт крепления вилки 3 и 4 скоростей.
  11. Выделите головку штока из зацепления с рычагом, снимите ее вместе с вилкой с вашей КПП.

Разбирая коробку на части, обязательно обращайте внимание на состояние элементов. Если вовремя обнаружить неисправности и заменить компоненты КПП, можно обойтись недорогим, но очень эффективным самостоятельным ремонтом.

Итак, следуя инструкции, разбираем КПП вашего ВАЗ 2109. Попутно обращаем внимание на следующие моменты:

  • Подшипники. При их износе возникает гул коробки. Плюс изношенные подшипники негативно влияют на состояние прочих элементов КПП;
  • Синхронизаторы и уплотнительные шайбы. Если их состояние оставляет желать лучшего, то передачи плохо переключались именно из-за них. Замените их;
  • Система сцепления, сухари, фиксаторы ступицы муфты. Все это подлежит отдельной замене при наличии следов износа, дефектов;
  • Блокирующие кольца, синхронизаторы. При наличии сколов, зазубрин даже и не думайте над альтернативными решениями, сразу меняйте;
  • Дорожки подшипников. Со временем они изнашиваются. При обнаружении следов выработки выполните полную замену. В таком состоянии им осталось совсем чуть-чуть до поломки;
  • Зазор между шестеренками и блокирующими кольцами. В норме он составляет не меньше 0,6 мм. При отклонениях решение одно — замена колец;
  • Стопорные кольца. При потере упругости эти элементы следует обязательно менять, поскольку свои функции они более выполнять не смогут.
Читайте так же:  Микролифт ремонт своими руками

Собирая КПП, не забудьте смазать новые прокладки слоем литола. А при запрессовке сальников делайте это рабочей кромкой внутрь. Металлическая обойма должна располагаться с наружной стороны.

В процессе обратной сборки коробки передач следует обрабатывать все трущиеся компоненты маслом, не забывать про герметик для соединения картеров сцепления и КПП. Сделать все своими руками вполне реально.

Коробка передач авто 2109

Выбор скорости движения автомобиля выполняется механизмом, который называется коробкой передач. На авто ВАЗ 2109 устанавливается пяти или четырех ступеней КП.
Своевременные диагностика работы узла, ремонт и замена изношенных деталей новыми своими руками обеспечивает надежность работы автомобиля. Цена ремонта при этом будет значительно ниже, чем при привлечении к нему специалистов автосервиса.

КПП ВАЗ 2109 ремонт требует в случаях:

  • Если нагреваются элементы узла.
  • Имеется повышенный шум при работе двигателя.
  • Нельзя выполнить переключение передач
  • На ходу может передача «выбиться».

Перед началом ремонтных работ коробка передач снимается с автомобиля. Для этого машина ставится на смотровую яму или подъемник, от случайного закрытия фиксируется капот.
Итак:

  • Отсоединяются аккумуляторная батарея, датчик ВМТ, тяговое реле стартера.
  • Провод «массы» отключается от картера.
  • Датчик ВМТ и картер сцепления разъединяются друг от друга.
  • Отключается спидометр.
  • Отсоединяется вилка выключения сцепления.
  • Для подъема двигателя к шпильке, которая фиксирует выпускной коллектор, монтируется скоба.
  • На грузоподъемный механизм подвешивается мотор.
  • Снимаются брызговик двигателя и крышка, расположенная внизу картера сцепления.
  • Сливается масло из КП.
  • Свет заднего хода отключается.
  • От штока выбора передач отсоединяется его тяга.
  • Двигатель и коробка передач разъединяются.
  • Освобождаются от фиксации полуоси ступицы поворотного кулака.
  • От кулаков отсоединяются шаровые шарниры, расположенные на рычагах подвески.
  • Валы для приводов колес отводятся в стороны.

Совет: Если привод колеса и полуосевой шестерни трудно разъединяются, необходимо коробку передач одновременно снять с приводом колеса, а затем на стендовой плите выпрессовать шарнир.

  • Со шпилек снимается КП и убирается кронштейн подвески, расположенный в проушинах лонжерона корпуса машины.
  • Снимается стартер.
  • Разъединяется ведомый диск сцепления и вал КП, фиксирующий к двигателю картер.
  • Из авто извлекается коробка передач.

Совет: При ремонте КП нужно обратить внимание, чтобы на лепестки, находящиеся на нажимной пружине, не опирался ее первичный вал. Это может привести к их повреждению.

Ремонт коробки ВАЗ 2109 пятиступенчатой начинается с очищения ее от грязи и хорошей мойки снаружи.
Итак:

  • Коробка ставится вертикально вверх. Откручиваются гайки, фиксирующие заднюю крышку узла.
  • Снимается кронштейн троса сцепления.
  • С помощью резинового молотка аккуратно отсоединяется задняя крышка с картера КП.
  • Удаляется уплотнительная прокладка.

Совет: Если прокладка снята аккуратно и не имеет повреждений, ее при сборке можно установить вновь.

  • Включаются третья или четвертая передачи.
  • Откручивается болт фиксирующий вилку пятой передачи, которая затем включается. При этом муфта синхронизатора перемещается вниз вместе с вилкой таким образом, чтобы в зацепление с шестерней вошли шлицы муфты.
  • Необходимо убедится, что валы не проворачиваются.
  • Откручиваются гайки на первичном и вторичном валах коробки передач.
  • Отверткой поддевается и снимается вместе с вилкой синхронизатор пятой передачи.
  • Вилка вынимается из муфты.

Совет: Снятие синхронизатора нужно выполнять осторожно. Нельзя допустить схода муфты синхронизатора со ступицы.
Иначе могут рассыпаться, фиксирующие синхронизатор, подпружиненные шарики.

  • С синхронизатора удаляется кольцо, блокирующее пятую передачу.
  • Поддев ведомую шестерню пятой передачи отверткой ее снимают с вторичного вала.
  • Упорное кольцо вытаскивается с игольчатого подшипника.
  • Игольчатый подшипник для шестерни пятой передачи снимается.
  • Извлекается с первичного вала ведущая шестерня этой же передачи.
  • Освобождается от крепления и снимается пластина подшипников.
  • С вторичного вала удаляются втулка игольчатого подшипника пятой передачи и упорная шайба.
  • Освобождается от стопорных колец подшипники первичного и вторичного валов.
  • Откручивается пробка фиксатора.
  • Аккуратно извлекаются шарики фиксатора с пружиной.
  • Снимается задняя опора двигателя, которая предварительно освобождается от крепежных болтов.
  • Откручивается пробка фиксатора заднего хода. Затем коробка передач наклоняется и из нее извлекается вместе с пружиной шарик фиксатора.
  • Откручиваются гайки и болт, фиксирующие картер КП к картеру сцепления.
  • Используя большую отвертку, разъединяются коробка передач и картер сцепления.
Читайте так же:  Ремонт посудомоечных машин своими руками электролюкс

Совет: Для того чтобы не повредить прокладку для уплотнения отвертка вставляется в специальные пазы и аккуратно покачивается до разъединения узлов.

  • Снимается картер КП.
  • Освобождается от крепления вилка для переключения первых двух передач, приподнимается шток и извлекается вместе с вилкой из узла.
  • Откручивается болт фиксирующий вилку для переключения третьей и четвертой передачи.
  • Головка шатуна выводится из зацепления с сопрягаемой деталью и одновременно с вилкой снимается шток.
  • Выводится из рычага головка штока пятой передачи, который затем проворачивается и вытаскивается.
  • Удаляется стопорное кольцо.
  • Снимается вилка для включения заднего хода.

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fmasteravaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F04%2Fsnyatie-vilki-dlya-vklyucheniya-zadnego-hoda

Снятие вилки для включения заднего хода

  • Удаляется вместе с осью шестерня заднего хода.
  • Одновременно вынимаются валы – первичный и вторичный. Для этого их необходимо слегка покачивать из стороны в сторону.

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fmasteravaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F04%2Fvytaskivanie-pervichnogo-i-vtorichnogo-valov-600x479

Вытаскивание первичного и вторичного валов

  • Вместе с дифференциалом извлекается ведомая шестерня главной передачи.
  • Освобождается от крепления и снимается механизм переключения передач.
  • Удаляется уплотнительная прокладка.
  • Из картера сцепления выпрессовывается на вторичном валу внутрь картера передний подшипник, как показано на фото. Для его замены необходимо снять сальник.

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fmasteravaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F04%2Fvypressovka-perednego-podshipnika-na-vtorichnom-valu-kartera-stsepleniya-600x479

Выпрессовка переднего подшипника на вторичном валу картера сцепления

Совет: Замену подшипника первичного вала необходимо выполнять с заменой сальника.

  • Из картера сцепления вытаскивается магнит.
  • Откручивается гайка удерживающая корпус привода спидометра, который затем снимается с ведомой шестерни узла.
  • При необходимости на корпусе устройства меняются резиновое кольцо для уплотнения.
  • Корпус привода спидометра освобождается от ведомой шестерни с валом и уплотнительного кольца.
  • Из картера КП выворачивается выключатель для света заднего хода.
  • С отбортовки, расположенной на КП, сдвигается чехол, защищающий шарнир тяги привода для переключения передач и с фланца шарнира снимается противоположная кромка защитного чехла.
  • Откручивается болт, фиксирующий шарнир на штоке переключения передач и шарнир снимается со штока.
  • Удаляется защитный чехол.
  • Освобождается от крепления и вытаскивается из картера сцепления рычаг и шток.
  • Наличие следов подтекания масла на картере сцепления необходимо заменить сальник на штоке переключения передач.

  • Визуально осматриваются картеры сцепления и задняя крышка КП. Детали не должны иметь трещины и сколы.
    Сопрягаемые поверхности без рисок, вмятин, забоев. Шлифовальной шкуркой удаляются небольшие повреждения.
    Сильные дефекты указывают на замену деталей.
  • В обоих картерах проверяются посадочные места для подшипников. Они должны быть без повреждений и следов износа.
  • Проверяются штоки включения передач. Задиры, выработки мест под фиксаторы, заусенцы, погнутость указывают на замену штоков.
  • Проверяется сальник коробки. При подтеках нужна замена.
  • Проверяются вилки переключения передач. При их сильном износе нужна замена.
  • При износе подшипников они подлежат замене.
  • Меняются поврежденные прокладки.
  • От частиц износа очищается магнит. Не допускается наличие трещин, ослабление магнитных свойств.
  • От старого герметика тщательно очищаются привалочные плоскости КП и картеров сцепления, задней крышки КП.

Как выполнить сборку узла можно увидеть на видео. Инструкция указывает, что сборка выполняется в обратном порядке разборки.
При этом учитываются некоторые рекомендации:

  • Установку первичного и вторичного валов в картер необходимо производить после ввода в зацепление зубьев их шестерен.
  • Вилки на штоки для переключения передач должны быть установлены следующим образом:
  1. на первом штоке – вилка для переключения пятой передачи;
  2. на втором – вилка, переключающая третью и четвертую передачи;
  3. на третьем – вилка для включения первой и второй передач.
  • Все трущиеся детали обильно смазываются трансмиссионным маслом.
  • На место устанавливается магнит.
  • Перед тем как установить на картер сцепления картер коробки передач на плоскости по всему периметру деталей наносится герметик. Такой же раствор используется при установке задней крышки.

При правильном уходе и своевременном ремонте коробки передач ВАЗ 2109 автомобиль будет надежно эксплуатироваться длительный срок.

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fautoflit.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2016-11%2Fthumbs%2F1478549084_fbf2f74s-960

Многим автолюбителям будет интересно, как производится ремонт КПП ВАЗ 2109 и 21099 своими руками, и реально ли это. Ведь трансмиссия на этих моделях на самом деле не слишком надежная. Сейчас, также сказывается довольно почтенный возраст этих авто. Да и качество запчастей оставляет желать лучшего. В результате, поломки коробки на этих машинах не являются редкими. Благо особых проблем с восстановлением этого узла практически нет, все можно сделать в любом гараже. Справится с этим любой автолюбитель, умеющий хоть немного работать ключами. Обратите внимание на то, что узел это довольно сложный, желательно иметь возможность проконсультироваться в процессе работы с опытным слесарем.

Ремонт КПП ВАЗ 2109 и 21099 своими руками, задача не такая уж и сложная. Перед ее выполнением рекомендуется ознакомиться с техническими характеристиками и особенностями коробки передач. Первостепенным считается первичный вал, на нем располагается блок с ведущими шестеренками. При движении вперед они постоянно находятся во взаимодействии с теми шестеренками, что ведутся.

Вторичный собран совместно с главной ведущей передачей. Также на нем установлены остальные ведомые шестеренки, а также 2 синхронизатора. К коробочному фланцу прикрепляется ведомая шестеренка главной передачи. Дифференциал имеет подшипники, они устанавливаются с натягом, и могут регулироваться с использованием различающихся в толщину колец.

Читайте так же:  Ремонт пластика своими руками на мотоцикле

Для ремонта КПП Ваз 2109 ее необходимо снять с автомобиля и выполнить следующие действия:

Отверните шесть гаек крепления задней крышки

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz01

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz02

Отверните болт крепления и снимите кронштейн троса сцепления

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz03

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fp76-n5

Аккуратно сбейте ударами резинового молотка заднюю крышку и снимите ее с картера коробки передач

Снимите уплотнительную прокладку задней крышки КПП Ваз 2109

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz06

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz07

Включите 3-ю или 4-ю передачу и отверните болт крепления вилки пятой передачи и включите пятую передачу

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz08

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz09

Убедитесь, что валы не проворачиваются расконтрите гайку на вторичном валу

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz10

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz11

Отверните гайку на вторичном валу и расконтрите гайку на первичном валу

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz12

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz13

Отверните гайку на первичном валу и подцепите отвертками за ступицу синхронизатор пятой передачи

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz14

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz15

Снимите его вместе с вилкой. Выньте вилку из муфты и снимите блокирующее кольцо синхронизатора пятой передачи

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz16

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz17

Подцепите отверткой ведомую шестерню пятой передачи и снимите ее с вторичного вала

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz18sm

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz19

Снимите упорное кольцо игольчатого подшипника и нимите игольчатый подшипник шестерни пятой передачи

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz20

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz21

Подцепите отверткой ведущую шестерню пятой передачи и снимите ее с первичного вала Ваз 2109

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz22

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz23

С помощью ударной отвертки отверните четыре винта крепления пластины подшипников и снимите ее

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz24

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz25

Подцепите отвертками и снимите втулку игольчатого подшипника пятой передачи со вторичного вала, затем снимите упорную шайбу со вторичного вала

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz27

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz26

Снимите стопорное кольцо подшипника первичного вала. Для этого подожмите одной отверткой стопорное кольцо к кольцу подшипника, а другой отверткой выведите кольцо из канавки. Аналогичным образом снимите стопорное кольцо подшипника вторичного вала

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz28

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz29

Отверните пробку фиксатора и осторожно извлеките шарик фиксатора с пружиной. Аналогичным образом извлеките еще два фиксатора

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz30

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz31

Отверните два болта крепления и снимите заднюю опору силового агрегата

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz32

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz33

Отверните пробку фиксатора заднего хода. Наклоните коробку и извлеките шарик фиксатора с пружиной. Отверните 12 гаек и болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz34

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz74

С помощью большой отвертки аккуратно разъедините картеры сцепления и коробки передач. Между картерами есть три места, куда можно вставить отвертку, чтобы не повредить уплотнительную прокладку. Поочередно вставляйте в эти пазы отвертку и аккуратно покачивайте до тех пор, пока картеры не разъединятся

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz35

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz36

Снимите картер коробки передач и отверните болт крепления вилки переключения первой и второй передач

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz37

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz38

Приподнимите шток и снимите его вместе с вилкой переключения первой и второй передач и отверните болт крепления вилки переключения третьей и четвертой передач

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz39

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz40

Выведите головку штока из зацепления с рычагом и снимите его вместе с вилкой

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz41

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz42

Поверните шток вилки пятой передачи, выведя его головку из рычага. Выньте шток и снимите стопорное кольцо

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz43

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz44

Снимите вилку включения заднего хода и шестерню заднего хода с осью

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz45

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz69

Слегка покачивая, выньте одновременно первичный и вторичный валы. При снятии обоих валов коробки передач внутренние кольца передних подшипников остаются на валах

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz46

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz47

Выньте ведомую шестерню главной передачи вместе с дифференциалом и Отверните три болта крепления механизма переключения передач Ваз 2109

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz48

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz49

Снимите механизм переключения передач и аккуратно снимите уплотнительную прокладку

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz50

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz57

Выпрессуйте передний подшипник вторичного вала из картера сцепления. Для этого можно использовать лапку съемника или аналогичный инструмент. Чтобы заменить передний подшипник первичного вала, выпрессуйте сальник

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz58

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz56

Выпрессуйте подшипник внутрь картера, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника и выньте магнит из картера сцепления

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz51

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz52

Отверните гайку крепления корпуса привода спидометра и снимите корпус с ведомой шестерней привода спидометра

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz54

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz55

Выньте из корпуса ведомую шестерню с валом привода спидометра и вытолкните уплотнительное кольцо из корпуса привода спидометра

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz68

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz59

Выверните из картера коробки передач выключатель света заднего хода и сдвиньте защитный чехол шарнира тяги привода переключения передач с отбортовки на коробке передач

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz60

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz61

Снимите противоположную кромку защитного чехла с фланца шарнира и отверните болт крепления шарнира к штоку

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz62

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz63

Снимите шарнир со штока и защитный чехол

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz64

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 proxy?url=http%3A%2F%2Fremocars.ru%2Fvaz%2F2109-samara%2Fimages%2Fkpraz65

Отверните болт крепления рычага к штоку переключения передач внутри картера сцепления и выньте рычаг и шток из картера сцепления

Если в процессе эксплуатации были замечены следы подтекания масла через отверстие в картере сцепления под шток переключения передач, замените сальник штока. На этом полная разборка КПП выполнена. Сборка и ремонт КПП Ваз 2109 выполняется в последовательности, обратной разборке с учетом замены изношенных деталей КПП на новые.

Изображение - Ремонт кпп своими руками на ваз 2109 12342352113
Автор статьи: Антон Кислицын

Я Антон, имею большой стаж домашнего мастера и фрезеровщика. По специальности электрик. Являюсь профессионалом с многолетним стажем в области ремонта. Немного увлекаюсь сваркой. Данный блог был создан с целью структурирования информации по различным вопросам возникающим в процессе ремонта. Перед применением описанного, обязательно проконсультируйтесь с мастером. Сайт не несет ответственности за прямой или косвенный ущерб.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here