Ремонт коммутатора газ своими руками

Самое подробное описание: ремонт коммутатора газ своими руками от профессионального мастера для своих читателей с фотографиями и видео из всех уголков сети на одном ресурсе.

В настоящее время распространенная модель автомобиля ГАЗ-2705 “ГАЗель” комплектуется бесконтактной батарейной системой зажигания с электронным коммутатором 13.3734-01.

Принципиальная схема электронного коммутатора 13.3734-01 показана на рисунке. Элементы коммутатора расположены на печатной плате, которая крепится внутри металлического корпуса, являющегося радиатором охлаждения для выходного транзистора VT2.

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.radioradar.net%2Ffiles%2FImage%2Frepair_electronic_technics%2Fautoelectronic_repair%2F13374_01%2Fpic1

Элементы схемы коммутатора работают в тяжелом тепловом режиме в условиях колебаний напряжения и тока в бортсети автомобиля.

Обычно неисправности коммутатора связаны с выходом из строя либо оконечного транзистора VT2, либо входного диода VD2, что нетрудно определить с помощью омметра. Для более детальной проверки входных цепей коммутатора необходимо подать от стабилизированного источника питания напряжение+(12…13) В на контакт “+”. На контакт “Д” от генератора стандартных сигналов подают синусоидальный сигнал амплитудой 12 В и частотой 40…80 Гц.

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.radioradar.net%2Ffiles%2FImage%2Frepair_electronic_technics%2Fautoelectronic_repair%2F13374_01%2Fpic2

Рис. 2 Принципиальная схема электронного коммутатора

Видео (кликните для воспроизведения).

Осциллографом контролируют прохождение сигнала в следующих точках: катод диода VD3, коллектор транзистора VT1 и выв. 14 микросхемы DA1. При ремонте электронного коммутатора, в котором пробит выходной транзистор, наряду с его заменой целесообразно заменить изолирующую слюдяную прокладку под его корпусом размером 18 x 23 мм и толщиной 0,21 мм на прокладку толщиной 0,1 мм. Это не повлияет на надежность функционирования коммутатора, но улучшит процесс отвода тепла от выходного транзистора.

Для замены транзистора VT2 можно использовать близкие по параметрам полупроводниковые приборы КТ898А, КТ8109А, КТ8117А, специально предназначенные для работы в автомобильных системах зажигания.

Источник: Журнал Ремонт&Сервис

  • Алексей / 14.09.2018 – 14:28
    Горько читать! Ребята, вас русскому языку учили? Где такому учат? На первый взгляд,у вас образование 1 класс и коридор! Стыд и срам! Родной язык нужно знать не только разговорный, но и письменный! Учите, пока не поздно!
  • Эд / 25.07.2017 – 07:20
    должно быть с коллектора VT1 идет на соединение R7 C4 и на 5тый вывод микросхемы, R7 верхний конец на правый вывод R8.
  • жорик / 14.12.2015 – 10:19
    Почему машина уаз хантер глохнет после нагрева на ходу как бутто нет тока стартер крутит замечательно, но не заводится спустя сутки или пару часов
  • ннн / 23.08.2015 – 11:27
    комутаор на схеме 131 а не 13 3734
  • Анатолий / 07.04.2014 – 07:33
    Ана сколько часто вылетает микросхема к1055ХП1?—–Ну прогнозировать сложно ..Восновном зависит от качество изготовления . и Если не нарушать режим микросхемы Но электроника имеет свой рабочий цикел . также как и лампочка пака. Анатолий.
  • Павел / 20.05.2013 – 13:16
    почему греется катушка зажигания хотя всё поменял:катушку комутатор
  • Анатолий / 14.02.2013 – 18:35
    Доброе время суток всем.У меня вопрос такого порядка,а кто нибудь не пробовал ли можно подключитьвместо датчика ко входу коммутатора 13.3774-01,родные контакты трамблёра?—так камутатор работать долго не будет ..здохнет. это раз а второе збой зажигания .будет траить.проверено на жигулях.
  • Олежа / 14.02.2013 – 18:24
    почему горят “бегунки ” в безконтактной системе.Котушка Б-116,тр.131 3734.—посмотри крышку трамлера может ана виновата иза трещины.
  • Anatolij / 14.02.2013 – 06:46
    уважаемые! может ВЫ сможете мне подсказать ГДЕ отыскать подобные “лекции” по немного другому коммутатору 12.3774 (аналог 3660.3737, 13.3734). нигде не могу найти ни схем , ни коментариев. буду крайне признателен [email protected](Ну ваабще то, впринцепе разнецы между ними нету у них принцип один в работе. Камутатор зто и есть электронный ключ .Разнеца между ними это разводка разёма самого камутатора..Действуещие выводы питание + и – выход на бабину катушки зажигания и (Д) дачик каторый идет на трамлер,есть дачеки называемые (холом)они нуждаюца питанием + также – а третий вывод это (Д)каторый идёт на камутатор,это и есть упровление камутатором,На разёме самого трамлера имеюца три вывода каторый по середине это и ест выход (Д)тоесть дачик.Если волка баяца то и в лес не ходить[email protected]
  • Анатолий / 14.02.2013 – 05:43
    Меня удивил R7 Зачем он. (Это просто опечатка или ошибка .т1 просто ключ ,и R7 там не нужен .
  • Анатолий / 14.02.2013 – 05:28
    а вот каким лучше заменить транзистор KT 837 x?(Посмотри справочник .обрати внемание на ток и напрежение ,они должны быть высоковольтными. Чем менче напрежение тем менше шансов выжить транзистору . Справачные данные можно найти в инете.
  • Анатолий / 14.02.2013 – 05:11
    Спасибо всем.А електролит есть или нет около R7.кто знает.(паробуй сам ваткни,будет результат палажительный или отрецательный , тоже результат. И ваще сабери стент простой без трамлера.( Камутатор и бабина). упровление камутатора от трамлера тыкай на корпус (тоесть на масу). ну вастальном разберешся мой лог— [email protected] —–=-=– Anatolij. пеши.
  • Анатолий / 14.02.2013 – 05:09
    Спасибо всем.А електролит есть или нет около R7.кто знает.(паробуй сам ваткни,будет результат палажительный или отрецательный , тоже результат. И ваще сабери стент простой без трамлера.( Камутатор и бабина). упровление камутатора от трамлера тыкай на корпус (тоесть на масу). ну вастальном разберешся мой лог— [email protected] —–=-=– Anatolij. пеши.
  • Василий / 18.11.2012 – 08:27
    почему горят “бегунки ” в безконтактной системе.Котушка Б-116,тр.131 3734.
  • Pramjeet / 23.03.2012 – 04:34
    I’m not wrohty to be in the same forum. ROTFL
  • Владимир / 22.03.2012 – 17:09
    Доброе время суток всем.У меня вопрос такого порядка,а кто нибудь не пробовал ли можно подключитьвместо датчика ко входу коммутатора 13.3774-01,родные контакты трамблёра?
  • hiio / 26.02.2012 – 20:28
    ВНИМАНИЮ ВСЕХ . В ПРИВЕДЁННОЙ НА РИСУНКЕ СХЕМЕ КОММУТАТОРА 13.3734-01 ОБНАРУЖЕНЫ СЕРЬЁЗНЫЕ ОШИБКИ (СОБРАННЫЙ ПО ТАКОЙ СХЕМЕ КОММУТАТОР БУДЕТ А_Б_С_О_Л_Ю_Т_Н_О Н_Е_Р_А_Б_О_Т_О_С_П_О_С_О_Б_Е_Н). ЧТО ЖЕ СЛЕДУЕТ ИЗМЕНИТЬ, ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ СХЕМУ В СООТВЕТСТВИЕ ЗАВОДСКОЙ СБОРКЕ: 1) ВЕРХНИЙ КОНЕЦ РЕЗИСТОРА R7 И ВЕРХНИЙ КОНЕЦ КОНДЕНСАТОРА С5 ДОЛЖНЫ ПОДКЛЮЧАТЬСЯ К 3-Й НОГЕ МИКРОСХЕМЫ (НА ПРИВЕДЁННОМ РИСУНКЕ – ОНИ ПОДКЛЮЧЕНЫ К 5-Й НОГЕ). 2) РЕАЛЬНЫЕ НОМИНАЛЫ КОНДЕНСАТОРОВ С7 И С8 – ПО 2,2МКФ. (НА ПРИВЕДЕННОМ РИСУНКЕ УКАЗАНА ВЕЛИЧИНА ИХ НОМИНАЛА ПО 22МКФ.) ВСЕМ УСПЕХОВ.
  • Александр / 23.01.2012 – 19:02
    Там ДИОД!
  • Kinap / 19.08.2011 – 05:20
    Ана сколько часто вылетает микросхема к1055ХП1?
  • Kinap / 19.08.2011 – 05:17
    А на сколько часто вылетает микросхема к1055хп1?
Читайте так же:  Ремонт бытовой техники своими руками видеокурсы
Видео (кликните для воспроизведения).

12Вперед

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:

Если с некоторыми неисправностями на машине можно как-то доехать до пункта ремонта, то с неисправным коммутатором двигатель вообще не заведётся. Некоторые водители часто возят с собой запасной коммутатор. В этой статье рассмотрим принцип работы, некоторые неисправности автомобильного коммутатора и способы его ремонта.

  • Часто коммутатор выходит из строя из-за попадания в него воды. В следствии чего выходит из строя микросхема кр1055хп4 (аналог L497B),
  • Из-за перенапряжения или от времени часто выходит из строя выходной транзистор типа КТ8231А1, КТ8225А, КТ8232А1, КТД8252А, КТД8264А, КТД8267, КТ898А, КТ8127А1 (аналог BU941ZP).

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.mastervintik.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F10%2Ftranzistor-150x150

Для проверки коммутатора собираем вот такой простой стенд как на рисунке ниже. Подключаем вместо катушки лампочку на 12 В.

Когда проворачиваем ось трамблера с ДХ (датчиком холла) — загорается лампочка. Когда не крутим и лампочке не горит.

Датчик Холла — магнитоэлектрическое устройство, получившее своё название от фамилии физика Холла, открывшего принцип, на основе которого впоследствии и был создан этот датчик. Попросту говоря — это датчик магнитного поля. Есть два вида датчиков Холла: аналоговые и цифровые.

Аналоговые датчики Холла – преобразуют индукцию поля в напряжение, величина показанная датчиком зависит от полярности поля и его силы. Но опять же, нужно учитывать расстояние, на котором установлен датчик.

Цифровые датчики определяют наличие, либо же отсутствие поля. То есть, если индукция достигает некого порога — датчик выдаёт присутствие поля в виде некой логической единицы, если порог не достигнут – датчик выдаёт логический ноль. То есть, при слабой индукции и соответственно чувствительности датчика — наличие поля может быть не зафиксировано. Минус такого датчика – наличие зоны нечувствительности между порогами.

Цифровые датчики Холла так же разделены на: биполярные и униполярные.
Униполярные – срабатывают при наличии поля определённой полярности и отключаются при снижении индукции поля.
Биполярные – реагируют на смену полярности поля, то есть одна полярность – включает датчик, другая – выключает.

  1. Измерить напряжение на выходе датчика. Оно должно быть более 0,4 В.
  2. Проверить наличие искры при включении зажигания. Для этого необходимо проводом замкнуть 1 и 2 вывод коммутатора.
  3. Заменить заведомо исправным.

В некоторых коммутаторах разный «логический» выход. У одних, например 131,3734-01 — логическая «1», а у других — «0». У кого «1» по умолчанию ( — это когда по умолчанию между контактами «+» и «КЗ» прибор показывает 12 вольт или приближенные к ним ) фактически рискуют спалить катушку в момент когда включено зажигание и не работает двигатель, создавая односторонний потенциал внутри катушки и не разряжая его, тем самым можно ощутить рукой быстрый нагрев катушки. Созданный потенциал начинает разряжаться только при рабочем двигателе. Плюс таких коммутаторов, в том, что можно использовать обычные (родные) катушки для контактного зажигания практически не нарушая старую цепь подключения катушки. Коммутатор в этом случае вставляется в разрыв провода от который шел от контакта прерывателя на катушку. Просто производится замена Трамблера и добавляется коммутатор.

В коммутаторе, например БСЗ 131.3734 соблюдена логика «0» по умолчанию. Если с катушкой комплекта коммутатора 131 3734 вы поставите с логикой «1» по умолчанию, то катушка будет жутко греться. Или же наоборот, на катушку предназначенную для коммутатора с логикой «1», поставите коммутатор 131 3734 — логика «0», то либо не будет искры, либо будет очень слабенькая или вообще можно испортить коммутатор.

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.mastervintik.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F11%2Frele_stekloochistitelya_2-150x150

Моросит дождик. Я включаю стеклоочиститель. Два-три цикла работы щеток, и ветровое стекло становится сухим. Я выключаю стеклоочиститель. Но через 30 с стекле снова стано­вится грязным. Я вновь включаю стеклоочиститель и т. д.

Такой режим работы не рационален ни для переднего стеклоочистителя, ни для зад­него. Последний в этом случае часто работает «по сухому», поскольку на заднее стекло по­падает меньше капель дождя (правда, это компенсируется большим количеством грязи). Однако уже довольно давно известны стеклоочистители периодического действия. Поэтому предлагаемая система пред­ставляет определенный интерес для всех транспортных средств, учитывая ее невысокую стоимость. Подробнее…

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.mastervintik.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2FLM331_converter_F_U-150x150

В радиолюбительских схемах бывает необходимость в преобразовании частота — напряжение, например для измерения частоты вольтметром (мультиметром), датчика, реагирующего на изменение частоты и т.п.

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.mastervintik.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F01%2Fbattery_charger-04-150x150

Кому некогда «заморачиваться» со всеми нюансами зарядки автомобильного аккумулятора, следить за током зарядки, вовремя отключить, чтоб не перезарядить и т.д., можно порекомендовать простую схему зарядки автомобильного АКБ с автоматическим отключением при полной зарядке аккумулятора. В этой схеме используется один не мощный транзистор для определения напряжения на аккумуляторе.

Дождливым днём полез под капот, проверить всякое, и после его закрытия не завёлся. Диагностика привела к коммутатору 131.3734-11, который у меня был модный и с многоискровым стартом.

Установка старого советского коммутатора 1302.3734 позволила выявить, в чём собсно дело, после чего советский герой так же скончался, поскольку добавочный резистор был закорочен и я совсем забыл вернуть всё как положено 🙁 А катушке всё по барабану, это же танковая Б-116.

Читайте так же:  Реальный ремонт квартиры своими руками

А дело было в высоковольтном выводе катушки, который от деградации резинки-изолятора начал прошивать на зажимы собственного питания (в низковольтную часть). Видимо, от таких высоковольтных перегрузок по выходу коммутатор и скончался.

Поставил новый изолятор на высоковольтный вывод катушки, надёжно и с перекрытием обмотал его изолентой Safeline (Да, это имеет значение. Кто пользовался — поймёт). Понял такую вещь, что центральный вывод катушки — довольно опасный враг и самое ответственное место.

Поставил пока стандартный “волговский” коммутатор 131.ххх в алюминиевом корпусе.

Погибший 131.3734-11 всё-таки продиагностирую… странная смерть. Сделан добротно, плата залита чем-то вроде жидкой резины, все контакты спаяны аккуратно и как следует, с изолирующими прокладками. Надо бы узнать, что именно следует защитить от ВВ-пробоев. Двунаправленные защитные диоды сегодня не трудно купить и сделать неубиваемый коммутатор.

  • Как проверить коммутатор своими руками?
  • 1. Признаки неисправности коммутатора
  • 2. Алгоритм действий по проверке коммутатора
  • 3. Материалы для проверки коммутатора

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fauto.today%2Fmedia%2Fres%2F1%2F3%2F8%2F6%2F8%2F13868.o3zowc.300

Среди всего разнообразия деталей автомобиля существует много элементов, от исправности которых зависит нормальная работа силового агрегата. Одной из них является небезызвестный коммутатор, являющийся составляющей частью электрооборудования. Основное его предназначение заключается в обеспечении нормального функционирования бесконтактной системы зажигания, поэтому в случае поломки элемента проблем с запуском двигателя не избежать. В большинстве ситуаций этот узел отличается надежностью и износостойкостью, но иногда и с ним случаются неприятности.

Проблемы в работе коммутатора являются одной из наиболее распространенных причин рабочих сбоев силового агрегата (конечно, при условии, что с топливной системой все в порядке). Чаще всего неисправности коммутатора проявляются в виде падения динамики разгона, отказа пуска мотора, «провалов» при резком ускорении, а также в «троении» двигателя. Опытный водитель сразу заметит неладное, а чтобы убедиться в своей теории, достаточно будет провести несложную диагностику.

Наиболее распространенной причиной поломки коммутатора является «плохая масса», что чаще всего проявляется после длительных ремонтных работ или же из-за окисления контактов. В результате этого устройство просто не может посылать на катушку зажигания соответствующие импульсы, а без них двигатель не запустится и машина не заведется.

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fauto.today%2Fmedia%2Fres%2F1%2F3%2F8%2F7%2F1%2F13871.o3zowc.300

В отдельных случаях импульсы не доходят до самого коммутатора, причиной чего являются неполадки в работе бесконтактного датчика. В обоих вариантах такой ситуации устройствам требуется более детальная диагностика с последующим ремонтом или заменой.

К примеру, для проверки состояния бесконтактного датчика нужно измерить напряжение на выходе датчика – распределителя. В исправном состоянии проворачивание коленвала с помощью ключа должно вызывать резкое изменение (зачастую в пределах от 0,2 – 0,4 В до 5 – 11 В). Если этого не происходит, скорее всего, датчик нуждается в замене. Диагностика состояния коммутатора также не занимает много времени, а для ее выполнения чаще всего не потребуется никакого специального оборудования.

Многие автомобилисты предпочитают не терять время на поиск неисправностей, а сразу заменить коммутатор новым узлом. В принципе, в таком решении присутствует логика: во-первых, не придется тратить время на проведение проверки, во-вторых, поставив новую деталь, сразу станет понятно, в ней проблема или нет. Правда, переживать за потраченное время не нужно, ведь диагностика коммутатора не задержит вас надолго.

Выполнить проверку коммутатора можно двумя основными способами. Первый немного проще, и для него понадобится лампа-переноска. Алгоритм проведения процедуры в этом случае следующий:

1. Отсоединяем от катушки зажигания провод, идущий от клеммы коммутатора;

2. Подключаем освобожденный наконечник провода к контрольной лампе, а второй вывод лампы – к клемме катушки зажигания;

3. Включаем зажигание и проворачиваем коленчатый вал двигателя с помощью стартера.

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fauto.today%2Fmedia%2Fres%2F1%2F3%2F8%2F7%2F0%2F13870.o3zowc.300

Если при вращении коленвала контрольная лампа не мигает, значит, от коммутатора на катушку зажигания не исходят соответствующие импульсы тока. То есть деталь неисправна и требует замены. Для второго способа диагностики коммутатора вам потребуется больше инструментов, в том числе паяльник и металлический лист в роли «массы».

В этом случае последовательность выполнения проверочных действий несколько отличается. Для начала следует знать определенные обозначения, располагающиеся на корпусе устройства. Зачастую эти обозначения представлены в виде латинских букв (к примеру, B, C, T, K).

Во-вторых, нужно понимать, что при проверке устройства необходимо обращать внимание на надежность соединений, а на самом корпусе должен присутствовать хороший «минус». Довольно часто после длительных ремонтных работ или же под воздействием окислительных процессов в работе коммутатора возникают определенные неполадки, объясняющиеся «плохой массой».

Для проверки коммутатор вместе с катушкой зажигания необходимо поместить на один металлический лист, исполняющий роль «массы», и еще раз проверить надежность всех соединений, а также расстояние от катушки зажигания (точнее, «выхода на ней») до металлического листа. Значение этого расстояния должно соответствовать 15-25 мм.

На следующем этапе диагностики следует поочередно замыкать и размыкать провод, который должен идти на контакт коммутатора. Его подключают к контрольной 12-вольтной лампе, и по общим правилам сигнал блока не должен превышать 5 В.

Однако, если этих самых 12 В подавать кратковременно, то можно проверить коммутатор сразу в двух направлениях: на его исправность и на качество работы в «экстремальных» условиях.

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fauto.today%2Fmedia%2Fres%2F1%2F3%2F8%2F6%2F9%2F13869.o3zowc.300

Как и в первом варианте, для результативности проверочных работ необходимо провернуть мотор стартером, и если коммутатор находится в работоспособном состоянии, то вы увидите, как искра бьет в металлический лист (лампочка начинает светиться). Использование металлического листа – совсем необязательное условие, и можно обойтись без него (как описано в первом варианте); главное, чтобы имелась хорошая «масса».

Для проверки работоспособности внутреннего коммутатора выполняют все те же действия, только уже снимается и подставляется другой контакт.

Читайте так же:  Ремонт верха обуви своими руками

Для выполнения проверки коммутатора, в обоих вышеописанных случаях вам понадобится контрольная лампа с номинальным напряжением в 12 В и стандартный набор ключей, с помощью которых можно убедиться в наличии или отсутствии импульсов (то есть в исправности самого устройства). Второй вариант диагностики предусматривает присутствие и других элементов: самой обычной кнопки, паяльника и металлического листа в качестве «массы».

Однако, если вы совсем не желаете тратить время, тогда для проверки исправности коммутатора вам всего лишь необходимо купить новое устройство. Если после установки все будет нормально, значит, проблема и правда была в старом элементе.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Конференция Клуба Любителей Автомобилей “Шкода”

2. Критерии выбора коммутатора 131.3734. В 2000 году в Журнале «За рулем» за номером 3 был обзор коммутаторов для ГАЗ «Волжские поджигатели», и дополнение «Волжские поджигатели 2». Очень рекомендую прочесть эти статьи. Многое в них актуально и сейчас. Основываясь на этой статье и на личном опыте хочу дать несколько советов:
А. Коммутатор желателен в массивном алюминиевом корпусе, если корпус пластмассовый то обязателен массивный радиатор. Иначе не избежать перегрева.
Б. Лично мне нравятся коммутаторы старооскольского завода, а также завода «Энергомаш» из Калуги (не сочтите за рекламу). Последний хорош тем, что геометрически подходит на штатные шпильки крепления Фелиции.
В. К выбору коммутатора надо подходить со всей ответственностью, подделок и халтурных изделий очень много. Замечания на форуме о том что двигатель после замены коммутатора работает как то не так, вызваны скорее именно подделкой или не качественным изделием. Под «Старый Оскол» делают все кому не лень, обращайте внимание на маркировку, лучше изучить изделие на сайте производителя. Хлипких коммутаторов в пластмассовых корпусах с жестяными основаниями надо избегать.

3. Некоторые Филеводы интересуются, возможно ли поставить вместо 131.3734 коммутатор 13.3734. Ответ однозначный – НЕТ. Без переделки это невозможно.

4. О замене катушки зажигания. Микросхема коммутатора сама оптимизирует ток через выходной транзистор и первичную обмотку катушки зажигания, независимо от применяемой катушки. Так что, можно применять любую катушку от систем зажигания высокой энергии. Будь то ВАЗовская, ГАЗовская, BOSHевская, сухая, маслонаполненная. Главное чтобы сопротивление первичной обмотки было около 0.5 ом. Нельзя применять катушки от контактной (классической) системы (сопротивление 3-5 ом). Только высоковольтный провод может до конца не подойти. На Фелиции применяется более современный наконечник провода, как на впрысковых ВАЗах.

5. Самостоятельный ремонт коммутатора. Для людей умеющих держать в руках паяльник и знакомых с азами электроники не составит труда произвести мелкий ремонт коммутатора. Это возможно если он разборный. Как правило выходит из строя мощный выходной транзистор. Вскройте коммутатор и осмотрите плату. Если элементы или сама плата обуглены то ремонт вряд ли целесообразен. Если все в порядке то транзистор можно попробовать заменить. Существует несколько отечественных аналогов транзистора BU931: КТ890А, КТ898А, КТ8225А, КТ8232А1. Они то же могут хорошо послужить. Но обращайте внимание на то, чтобы транзисторы были в одинаковых корпусах.

В прошлом году в журнале “За рулем” #3 была опубликована статья Волжские поджигатели
Так вот, попали мне в руки вчера 4 неисправных коммутатора 131.3734 – Калужский, Старооскольский, Ульяновский и. уж не знаю в каком городе и каком подвале сделанный.
После детального осмотра появидлось желание поделиться своими замечаниями к коммутаторам и статье журнала.

1.У всех коммутаторов есть один недостаток – делитель напряжения R11 и R12 в цепи обратной связи по току желательно выполнить одним подстроечным сопротивлением 560-680 Ом. Так можно более точно отрегулировать ток коммутации.

2.По Ульяновскому коммутатору – претензии журнала “ЗР” к печатному сопротивлению явно беспочвенны. Рисунок проводника позволяет отрегулировать ток разрыва. Да и делитель в цепи обратной связи выполнен этим же проводником. С радиатором дело посложнее, но не безнадежное. Дело в том что площадь охлаждения вполне достаточная, а вот пятно контакта силового транзистора с этим самым радиатором. скажем неравномерное. Т.е. транзистор соприкасается с радиатором не всей своей плоскостью. Это очень плохо. Но приложить руки для исправления этого конструкторского дефекта можно. Или понизить ток разрыва, чтобы исключить перегрев транзистора. Зато вот печатная плата этого коммутатора выше всяких похвал. В хорошем смысле. На ней нанесена вся необходимая маркировка, что сильно облегчает ремонт. Зато кремление крышки (она же и радиатор) если не одноразавое, то всего двухразовое.

3.Старооскольский. Хотя может и не ихний. Но очень похож. Выходит из строя не выходной транзистор, а VT1. Дело в том, что там должен стоять КТ683. А стоит КТ315К. Такой же транзистор стоит и на входе. Но все таки лучше использовать КТ630Б, обладающий лучшими параметрами и выносливостью. Это кстати, можно отнести ко всем коммутаторам, за исключением.

4.Калужского, который действительно стал лидером из попавших ко мне коммутаторов. Что в нем неисправно, еще не выяснял. Оставил напоследок посмаковать. Но, если судить по замечанию ЗР про большой ток коммутации, то надо это ток отрегулировать обратной связью (R11 и R12). Тут без осцилографа не обойтись.

5.И последний. Слов не хватает для критики. Но вся беда в том, что внешне он ничем не отличается от Старооскольского. Даже значок стоит соответствующий. Похоже, что корпуса воруются на заводе.

Теперь несколько рекомендаций по ремонту. Что нужно.

Источник питания на 12В и 1А;

лампочка (можно от габаритов)

Ну и, естесственно, паялник, отвертки, пинцет и т.п.
Вскрываем. 2 винта на крышке и 4 плата. Внимательно осматриваем. Ишем следы потемнения. Это места нагрева. Если сильно грелось “индикаторное”(-)))) сопротивление, то значит, что силовой транзистор (КТ892) неисправен. Меняем. Приворачиваем плату одним винтом (за радиатор), и собираем схему – питание и лампочку вместо катушки зажигания. Замыкаем плюсовой вывод коммутатора и вход датчика и размыкаем. Лампочка должна загореться и, через секунду-другую погаснуть.
В коммутаторах Старооскольских обычно сгорает транзистор VT1, т.к. стоит не тот. В этом можно убедиться по характернуму потемнению корпуса транзистора и отсутствию напряжения на выводе 3 микросхемы. Силовой транзистор при этом не выходит из строя. Выпаивается КТ315 и вместо него впаивается КТ683. Возможная замена – КТ815, КТ817. Можно поставить КТ630Б. В принципе можно обойтись и без этого транзистора, впаяв вместо него сопротивление на 5-10 Ом мощностью 1 Вт. Проверка осуществляется так же, как и при замене силового транзистора.

Читайте так же:  Ремонт битермического теплообменника своими руками

Отправлено : Дмитрий М., 22 Февраля 2001 в 12:16:57
оригинал тут

В настоящее время распространенная модель автомобиля ГАЗ-2705 «ГАЗель» комплектуется бесконтактной батарейной системой зажигания с электронным коммутатором 13.3734-01.

Принципиальная схема электронного коммутатора 13.3734-01 показана на рисунке.

Элементы схемы коммутатора работают в тяжелом тепловом режиме в условиях колебаний напряжения и тока в бортсети автомобиля.

Обычно неисправности коммутатора связаны с выходом из строя либо оконечного транзистора VT2, либо входного диода VD2, что нетрудно определить с помощью омметра. Для более детальной проверки входных цепей коммутатора необходимо подать от стабилизированного источника питания напряжение +(12. 13) В на контакт «+». На контакт «Д» от генератора стандартных сигналов подают синусоидальный сигнал амплитудой 12 В и частотой 40. 80 Гц. Осциллографом контролируют прохождение сигнала в следующих точках: катод диода VD3, коллектор транзистора VT1 и выв. 14 микросхемы DA1. При ремонте электронного коммутатора, в котором пробит выходной транзистор, наряду с его заменой целесообразно заменить изолирующую слюдяную прокладку под его корпусом размером 18 х 23 мм и толщиной 0,21 мм на прокладку толщиной 0,1 мм. Это не повлияет на надежность функционирования коммутатора, но улучшит процесс отвода тепла от выходного транзистора.

Для замены транзистора VT2 можно использовать близкие по параметрам полупроводниковые приборы КТ898А, КТ8109А, КТ8117А, специально предназначенные для работы в автомобильных системах зажигания.
№10 «Ремонт & Сервис» октябрь 2001

Характерной особенностью автомобиля можно считать его быстрое моральное старение, но долгую жизнь. Самое современное сегодня авто, как минимум через два года будет уже уступать другим, более новым, с улучшенными характеристиками, машинам. Но и сейчас на дорогах встречаются автомобили прошлого века. Поэтому не просто интересно, но порой и необходимо, знать хотя бы в общих чертах, что собой представляют подобные транспортные средства, их устройство, особенности, в том числе и такую вещь, как простой коммутатор зажигания, значительно изменивший возможности машины.

Ещё на самых первых автомобилях для поджигания горючей смеси использовались системы батарейного зажигания, функциональная схема которой приведена на рисунке
Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fznanieavto.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F03%2Fsistema-batarejnogo-zazhiganiya


Указанный рисунок позволяет понять, что ее работа основана на принципе самоиндукции. При разрыве цепи протекания тока в обмотке бобины 3, во вторичной наводится высоковольтная ЭДС, вызывающая появление искры на контактах свечи 2. Разрыв цепи вызывается размыканием контактов прерывателя 6.

Не касаясь достоинств или недостатков, следует отметить, что такая схема работала на автомобиле долгое время. И только появление новой элементной базы, дало толчок дальнейшему развитию подобного устройства, сохранив первоначальный принцип его работы.

Самый простой и напрашивающийся вариант – использование транзисторных ключей для управления токами, протекающими через катушку зажигания. Так появился электронный коммутатор напряжения. Схема подобного простого устройства приведена ниже:
Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fznanieavto.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F03%2Fsxema-kommutatora-zazhiganiya


Коммутатор не влияет на первоначальный принцип работы, основанный на электромагнитной индукции. Роль электронных ключей, в качестве которых использованы транзисторы VT1 и VT2, заключается в том, чтобы уменьшить нагрузку на контакты прерывателя S1 и увеличить ток, протекающий через обмотку катушки L1. Следствием такого технического решения стало:
  • повышение надежности работы всей системы зажигания;
  • обеспечение возможности ее работы на больших оборотах двигателя и при высокой скорости движения;
  • повышение степени сжатия.

Приведенная выше схема коммутатора – лишь один из вариантов, как может быть реализовано устройство зажигания. Это выполняется с использованием:

  1. транзисторов;
  2. тиристоров:
  3. гибридных элементов;
  4. бесконтактных датчиков.

Транзисторная схема коммутатора рассмотрена выше, тиристорная схема использует накопление энергии в конденсаторе, а не в электромагнитном поле катушки зажигания. В ходе работы тиристорной системы, при поступлении управляющих сигналов, схема подключает заряженный конденсатор к обмоткам катушки, через которую он и разряжается, вызывая появление искры. Не касаясь достоинств и недостатков, которыми обладает та или иная схема, достаточно сказать, что любое подобное устройство обеспечивает значительное улучшение всех параметров системы зажигания, а коммутатор со временем вытеснил обычное батарейное зажигание.

Однако необходимо отметить и ещё один этап развития системы, и коммутатора в частности. Использование электронных компонентов и введение в конструкцию автомобиля коммутатора, позволило со временем отказаться от контактного прерывателя напряжения и заменить его бесконтактным датчиком. Такая система, в отечественных автомобилях, впервые была применена в машинах ВАЗ, в частности ВАЗ 2108. Подобный принцип работы, когда коммутатор получает сигналы от специального узла, на ВАЗ 2108 реализован с использованием датчика Холла.
Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fznanieavto.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F03%2Fkommutator-zazhiganiya-vaz-2108


При рассмотрении вариантов, каким может быть устройство коммутатора, нельзя обойти вниманием развитие самой системы зажигания. Основной принцип, который реализуется при ее построении – повышение надежности и эффективности работы всей системы. Достигается это применением микропроцессорных систем, использующих показания многочисленных датчиков. Для работы с такими системами требуется, как минимум, двухканальный коммутатор, а в последнее время и отдельная катушка, и коммутатор на каждую свечу.
Такой подход – двухканальный коммутатор (в дальнейшем и многоканальный) позволяет обеспечить:
  • более мощную искру;
  • исключение потерь в трамблере;
  • стабильный холостой ход;
  • улучшенный пуск при пониженной температуре;
  • снижение расхода топлива.
Читайте так же:  Ремонт задних фонарей ваз 2107 своими руками

Стоит отметить, что двухканальный коммутатор позволяет избавиться от бегунка.

Введение в конструкцию автомобиля коммутатора зажигания, особенно на отечественных авто семейства ВАЗ, позволило повысить их надежность. И хотя первым серийным автомобилем с электронной системой зажигания был ВАЗ 2108, подобные устройства стали ставиться на многих других машинах, в первую очередь на классику. Однако использование такого достаточно сложного изделия привело к тому, что найти возникающую неисправность, а также проверить и отремонтировать коммутатор стало возможным по большей части только в условиях специализированных центров.
Внешними признаками, свидетельствующими, что появилась неисправность, могут быть:

  1. двигатель не заводится, искры на свечах нет;
  2. мотор заводится, но глохнет через несколько минут;
  3. мотор работает неустойчиво, если коммутатор заменить на заведомо исправный, дефект устраняется.

Самый простой способ выявить неисправность и проверить коммутатор, как уже отмечено, – установить заведомо исправный. Из-за достаточно низкого качества коммутаторов, поступающих на комплектацию автомобилей семейства ВАЗ, в том числе и ВАЗ 2108, водителям приходится возить с собой дополнительные коммутаторы для замены отказавшего. Однако существует и косвенный принцип оценки, позволяющий проверить работоспособность изделия и выявить его неисправность.
Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fznanieavto.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F03%2Fproverka-kommutatora-zazhiganiya


Для этого можно воспользоваться показаниями вольтметра в комбинации прибора. Надо включить зажигание, при этом стрелка установится посередине шкалы, а немного погодя качнется вправо (из-за отключения питания катушки при неработающем двигателе). Такое поведение стрелки свидетельствует, что неисправность в коммутаторе отсутствует.
В том случае, когда вольтметра нет, чтобы проверить зажигание, потребуется контрольная лампа. Один ее конец присоединяется на массу, другой – к выходу катушки, соединенному с клеммой 1 коммутатора. Если включить зажигание, то при исправном коммутаторе через некоторое время лампа станет гореть ярче.

Однако, в некоторых случаях, неисправность зажигания не связана с отказом коммутатора. Надо проверить состояние проводов, в первую очередь контакт с массой и состояние разъемов. Также необходимо проверить датчик Холла.

Появление в конструкции автомобиля, в том числе и отечественного ВАЗ 2108, коммутатора напряжения, явилось закономерным результатом развития системы зажигания. Дальнейшим ее улучшением стало использование сначала двухканальных, а затем многоканальных коммутаторов для повышения эффективности работы.

  • Нравится
  • Не нравится

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.gazelleclub.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmobile%2Fprofile%2Fdefault_large

Вован716 07 июн 2009

Всем здравствуйте!После замены кабины ст.обр на новую постоянно сгорает коммутатор,поменял уже 5шт http://www.gazelleclub.ru/forum/public/s. Что делать?

как сгорает сразу при включении зажигания или через минуту или через три часа, подробней

Всем здравствуйте!После замены кабины ст.обр на новую постоянно сгорает коммутатор,поменял уже 5шт http://www.gazelleclub.ru/forum/public/s. Что делать?

Всем здравствуйте!После замены кабины ст.обр на новую постоянно сгорает коммутатор,поменял уже 5шт http://www.gazelleclub.ru/forum/public/s. Что делать?

Сними крышку трамблера и подогни пластинку ближе к корпусу.Не каждая катушка будет с коммутатором работать,может тебе пока кабину менял поменяли чего.Посмотри в книгах,там где-то есть про совместимость.Проверь массу на коммутаторе,без нее он тоже работать не будет,Если и это не поможет тогда кидай сопли,надеюсь в 3 проводах не заблудишься.

  • Нравится
  • Не нравится

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.gazelleclub.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmobile%2Fprofile%2Fdefault_large

Вован716 08 июн 2009

как сгорает сразу при включении зажигания или через минуту или через три часа, подробней

Проверь массу на кабину и двигатель!

Массу проверял-есть зачистил все

да в проводке косяк это.выше советовали тебе уже- кинь новые провода(сопли) на всё зажигание,а штатные скинь. если проблема не исчезнет то косяк в трамблёре (пластине) или катушке или в самом коммутаторе.

  • Нравится
  • Не нравится

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.gazelleclub.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmobile%2Fprofile%2Fdefault_large

Вован716 10 июн 2009

Вован716, 134 сообщение возьми на заметку http://www.gazellecl. 3911&st=120 и проверь напряжение бортовой сети( для коммутатора напряжение более 15 вольт пагубно, предположу дело в гене в какой то момент идёт скачок напряжения более 15в сети автомобиля ), отпишись

Да с геной все нормально 2 штуки ставил все ок Напряжение бортсети в норме.

Да с геной все нормально 2 штуки ставил все ок http://www.gazelleclub.ru/forum/public/s. Напряжение бортсети в норме.

Бабину случайно не менял? Под каждый коммутатор своя бабина. Да еще, добавочное сопротивление правильно подсоединил?
Сообщение отредактировал Pomor: 10 Июнь 2009 – 20:21

  • Нравится
  • Не нравится

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.gazelleclub.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmobile%2Fprofile%2Fdefault_large

Вован716 10 июн 2009

Pomo
r
, Катушку поменял но на ощупь коммутатор градусов 70-80 http://www.gazelleclub.ru/forum/public/s. Должен он так греться?

Глянь на старой катушке номер, и поставь такую же. А греться добавочник должен, но не до такой степени. Похоже все дело в катушке. Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fmysmiles.ru%2Faiwan-hi

  • Нравится
  • Не нравится

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.gazelleclub.ru%2Fforum%2Fpublic%2Fstyle_images%2Fmobile%2Fprofile%2Fdefault_large

MFM 15 июн 2009

сгорело два штуки,сейчас поставил 131.3734,полет нормальный,самое прикольное,что он не разбирается http://www.gazelleclub.ru/forum/public/s. ,вместо болтов заклепки(хотел с транзистора разъеденить
прокладку по совету MetalVoice)

+5

Такая же проблема,коммутатора на 1 день хватает.Только кабину я не менял.Знакомый электрик сказал,что выделывается Датчик Холла.Сейчас буду менять трамблер,катушку и коммутатор

Уважаемый! Плюньте вашему электрику в лицо! В трамблёре на 402 двигателе НЕТ. датчика Холла! Там совсем другая система! Основанная на наведении ЭДС постоянным магнитом!
Сообщение отредактировал Игорь: 15 Июнь 2009 – 18:15

Изображение - Ремонт коммутатора газ своими руками 12342352113
Автор статьи: Антон Кислицын

Я Антон, имею большой стаж домашнего мастера и фрезеровщика. По специальности электрик. Являюсь профессионалом с многолетним стажем в области ремонта. Немного увлекаюсь сваркой. Данный блог был создан с целью структурирования информации по различным вопросам возникающим в процессе ремонта. Перед применением описанного, обязательно проконсультируйтесь с мастером. Сайт не несет ответственности за прямой или косвенный ущерб.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here