Ремонт катушки сабвуфера своими руками

Самое подробное описание: ремонт катушки сабвуфера своими руками от профессионального мастера для своих читателей с фотографиями и видео из всех уголков сети на одном ресурсе.

Пн 14 Июл 2014 Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2FAnon1

Просмотров: 18 081 Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fthemes%2FBionex%2Fimages%2FfolderРубрика: Автозвук, Своими руками

Недавно накрылся мой сабвуфер, выкидывать жалко, да и к тому же хороший был саб и я решил его сам перемотать, так сказать своими руками. Работа не сложная, я думаю, что может справиться каждый, если конечно захочет.

Нам понадобиться:

— подходящая проволока, мой 0,4 я нашол 0,35 примерно
— оправка для намотки, делаем сами ч тобы подошла по диаметру или точим у токаря
— эпоксидный клей, да да я делал на его основе
— момент
— растворитель
— инструменты
— шуруповертил дрель
— остальное на фото

Итак в идеале надо пропускать проволоку через растворитель (тряпка паролончик) и далее через эпоксидный клей.

Но я брал мазал сам каркас обмотки и потом саму обмотку послойно, давая высыхать каждому слою 3 часа, их всего у меня было 4, т.е 4 прогона, Припаиваем контакт, мотаем туда, фиксируем натяг проволоки, подсохло, продолжаем, обратно, то же самое, туда, и последний обратно, натягимаем, припаиваем второй контакт, отрезхаем, мажеи эпоксидкой.

Я мазал кисточкой для макияжа)) пожертвовала жена))), мазал, потом ей же излишки убирал, и еще сверху 5-й слой для прочности. Вот она в идеале 4 слоя

Видео (кликните для воспроизведения).

Валим тестить))
Первая проверка

Итак, катушка намотана, осталось ее приклеить к динамику, а это тоже очень точный процесс, т.к. надо сделать так что-бы катушка не терла в дифузоре.

Для этого я использовал обычный бумажки в количестве 10 штук, положенных в промежуток между катушкой и ее местоположением. благо корпус динамы это позволяет — есть отверстия для охлаждения.
Если нет, то надо помучаться и вручную центрировать, прослушивая музло и нажимая на центр динамика…

Наносим Клей момент на подвес и вставляем аккуратно, далее прижимаем и вытаскиваем бумажки. Приклеиваем сам диффузор сверху, тоже моментом, даём подсохнуть сутки и собираем.

Уже в тачке

Уже несколько дней он меня радует, так что пока пользуем, если ему дать мзды — конечно он не выдержит, я выкрутил немного назад усилитель 30-40%, вместо ранее 50. Так что все путем…

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA811-317x500

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA821-330x500 Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA831-400x231 Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA841-400x231 Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA851-295x500 Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA861-400x232 Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA871-354x500 Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA881-400x232 Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA891-400x258 Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA90-400x237 Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA911-400x241

Автор; Паращенко Владимир Леонидович

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fplugins%2Figit-related-posts-with-thumb-images-after-posts%2Ftimthumb.php%3Fsrc%3D%2Fwp-content%2Fplugins%2Figit-related-posts-with-thumb-images-after-posts%2Fimages%2Fnoimage

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fplugins%2Figit-related-posts-with-thumb-images-after-posts%2Ftimthumb.php%3Fsrc%3D%2Fwp-content%2Fplugins%2Figit-related-posts-with-thumb-images-after-posts%2Fimages%2Fnoimage

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fplugins%2Figit-related-posts-with-thumb-images-after-posts%2Ftimthumb.php%3Fsrc%3D%2Fwp-content%2Fplugins%2Figit-related-posts-with-thumb-images-after-posts%2Fimages%2Fnoimage

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fxn----7sbbil6bsrpx.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fplugins%2Figit-related-posts-with-thumb-images-after-posts%2Ftimthumb.php%3Fsrc%3D%2Fwp-content%2Fplugins%2Figit-related-posts-with-thumb-images-after-posts%2Fimages%2Fnoimage

спасибо, все очень подробно сегодня обязательно попробую)

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fha680w-vneshniy-vid-2

Ремонт динамической головки (динамика) – трудоемкий процесс, особенно, если он связан с необходимостью в перемотке катушки электромагнитной системы, так как эта операция требует практически полной разборки динамика с извлечением его диффузора. Подобный сложный ремонт целесообразно выполнять при достаточно высокой цене на новую динамическую головку, наличии необходимых инструментов и материалов, а так же начальных познаний в области электроники.

В статье рассмотрен относительно простой случай восстановления катушки динамика: без необходимости изготовления новой основы для катушки (алюминиевая основа хорошо сохранилась); по причине немалой мощности динамика, применяется эмальпровод внушительного сечения, который легко укладывать.

Для перемотки катушки динамика нам понадобятся следующие основные инструменты и средства:

  1. Цилиндрическая, цельнометаллическая оправка (болванка), для установки внутрь каркаса катушки в процессе намотки.
  2. Клей «БФ-2». Клей «Момент». Ацетон. Этиловый спирт.
  3. Эмалированный провод (эмальпровод) определенной длины и сечения, для изготовления новой обмотки катушки.
  4. Намоточный станочек.
  5. Штангенциркуль.
  6. Электропаяльник.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fkley-bf-2-240x320


Флакон 100 мл с клеем БФ-2.
На одну перемотку катушки расходуется не более 10 мл.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fnamotka-katushki-02-400x300


Алюминиевая (неразрезная) оправка.
Внешний диаметр составляет 49,5 +/-0,05 мм. Диаметр внутреннего отверстия равен 8 мм. Длина – около 60 мм.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fkatushka-iek-1-180x240

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fkatushka-iek-2-240x180
Катушка ИЭК КУ 09-18 (24В) как источник намоточного провода.
Перед намоткой, провод необходимо хорошенько распрямить и перемотать на другую накопительную катушку, имеющую круглую форму.

Большинство динамических головок не предназначено для их разборки и является как бы одноразовыми (неразборными, малопригодными к ремонту) компонентами акустических систем. На практике, удачно разобрать динамик типовой конструкции и собрать его заново удается часто. Основная задача заключается в размягчении клея, с помощью которого скрепляется множество составных частей динамика, и отделении их друг от друга без травмирования и деформации.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fustroystvo-dinamika


Устройство динамика.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fdinamik-01-240x180

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fdinamik-02-240x180
Крепежные винты динамика имеют шестигранный шлиц (фото слева) .
Сабвуфер без динамика (фото справа).

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fdinamik-03-240x180

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fdinamik-04-240x180
Динамик сабвуфера (до ремонта).

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fdinamik-05-320x240


На динамике присутствует маркировка “10P32”, наверное, указывающая на диаметр 10 дюймов и сопротивление 3,2 Ома.

Последовательность операций следующая.

Во-первых, отпаиваем гибкие плетеные проводники (тоководы) от панельки на корзине динамика.

Во-вторых, снимаем пылезащитный колпачок. Для этого, пропитываем клеевой шов ацетоном (например, шприцом с иголкой), кончиком ножа отделяем колпачок от диффузора. По результатам данной операции следует сделать вывод о качестве размягчении клея ацетоном, и необходимости в применении какого-либо другого растворителя.

Читайте так же:  Ремонт митсубиси галант 1993 ремонт своими руками

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fvskritie-dinamika-01-400x300


Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fvskritie-dinamika-02-240x180Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fvskritie-dinamika-03-240x180
Снятие пылезащитного колпачка.

В-третьих, отсоединяем верхний подвес диффузора от корзины, пропитав клеевой шов растворителем. В случае ремонта сабвуферного динамика, имеющий прочный резиновый подвес, задача существенно упрощается.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fvskritie-dinamika-04-400x300


Отсоединение верхнего подвеса диффузора от корзины динамика.

В-четвертых, очень аккуратно отделяем центрирующую шайбу нижнего подвеса диффузора от корзины динамика. Для этого, обильно пропитываем клеевой шов растворителем, ждем несколько минут, и неспешно, с помощью небольшой плоской отвертки, отделаем шайбу от корзины.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fvskritie-dinamika-05-400x300


Отсоединение центрирующей шайбы (нижнего подвеса диффузора) от корзины динамика.

Теперь диффузор должен свободно извлечься из корзины. Отклеивать центрирующую шайбу от диффузора нет необходимости.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fvskritie-dinamika-10-300x400


Диффузор имеет маркировку “YC-246A”.

Оцениваем состояние электромагнитной системы динамика: катушки, постоянного магнита. В нашем случае, родная катушка SVEN-овского динамика, намотанная медным эмальпроводом круглого сечения, имела плачевный вид: почерневшая от чрезмерного нагрева эмаль, несколько отклеившихся крайних витков, катушка легко разматывается (клей полностью выгорел). Вероятнее всего, это явилось следствием выхода из строя усилителя мощности сабвуфера. Вывод очевиден – необходима полная замена провода катушки.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fvskritie-dinamika-07-400x300


Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fvskritie-dinamika-08-240x180Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fvskritie-dinamika-09-240x180
Состояние старой звуковой катушки. Алюминиевый каркас не пострадал.

Простой способ с достаточной точностью определить необходимую длину нового провода – посчитать длину одного витка (зная его радиус), умножить на число витков в слое и на число слоев. Динамик сабвуфера SVEN имеет четырехслойную катушку с 34-мя витками в каждом слое. По измерениям, внешний диаметр сгоревшей катушки равен 53 мм, следовательно, длина одного витка (в максимуме, на поверхности катушки) равняется: 53 x 3,14 = 166,42 мм. Умножаем эту длину на общее число витков в катушке: 166,42 x 34 x 4 = 22633,12 мм. Таким образом, округлив в большую сторону (добавив небольшой запас), для перемотки катушки нам необходимо не менее 23 метров эмалированного провода.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fizmerenie-staroy-katushki-1-240x180

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fizmerenie-staroy-katushki-2-240x180
Внешний и внутренний диаметры сгоревшей катушки равняются 53 и 50 мм соответственно (измерения примерные по причине наличия деформаций обмотки).

Диаметр провода определяется с помощью микрометра или штангенциркуля. Площадь круглого сечения вычисляется по общеизвестной формуле: S = Pi x R 2 , где R – радиус провода. Необходимо измерить диаметр провода как по меди (со снятой лаковой изоляцией), так и по изоляции (для нас важен и внешний диаметр будущей катушки). Для удаления изоляционного лака с провода, при измерении диаметра по меди, необходимо нагреть кончик провода до красна (сжечь лак) и удалить продукты сгорания растворителем. По результатам измерений, сгоревшая катушка сабвуферного динамика была намотана проводом диаметром 0,38 мм по меди (сечение 0,113 кв.мм) и 0,44 мм по лаку. Теперь предстоит весьма непростая задача – отыскать такой же, или очень близкий, провод. Если не удается купить нужный провод, можно смотать его с какого-либо электронного устройства. Например, в качестве доноров эмальпровода, хорошо зарекомендовали себя катушки электромагнитных контакторов (пускателей). В зависимости от напряжения и типа контактора, в их катушках применяется провод разных сечений и длин.

Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fizmerenie-provoda-1-240x180

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fizmerenie-provoda-2-240x180
Диаметр провода сгоревшей катушки.
По меди – 0,38 мм (фото слева); по лаку – 0,44 мм (фото справа).

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fizmerenie-provoda-3-240x180

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzakatayrukava.ru%2Fimages%2Fthumbnails%2Fimages%2Fstories%2FRemont-sabvufera-sven-dinamik%2Fizmerenie-provoda-4-240x180
Диаметр провода для новой обмотки.
По меди – 0,35 мм (фото слева); по лаку – 0,40 мм (фото справа).

Если в результате долгих поисков не удалось найти оригинальный провод, то можно использовать провод другого сечения, с пересчетом числа витков, слоев и сопротивления катушки. Нужно помнить, что меняя сечение провода, меняются и характеристики динамической головки, а так же магнитный зазор и высота намотки. Перед принятием решения о применении в намотке катушки «чужеродного» провода, нужно точно рассчитать геометрические и электрические параметры будущей катушки, спрогнозировать работу динамической головки с новыми параметрами в акустической системе.

Для перемотки катушки динамика от сабвуфера SVEN, удалось отыскать близкий по параметрам провод (диаметром 0,35 мм по меди, 0,40 – по лаку) в катушке КУ 09-18 (24В) контактора ИЭК. Длина провода в катушке контактора почти в два раза превысила необходимое значение.

Многие автомобилисты хотят сэкономить на мелочах, поэтому стремятся узнать о том, как произвести ремонт сабвуфера своими руками. При этом, имея небольшие профессиональные знания в данной области, вполне возможно произвести домашний ремонт сабвуфера своими руками.

Однако некоторые действия по ремонту агрегата автомобильный сабвуфер Sven стоит производить исключительно в условиях автомобильного центра. Кстати, не придется нести сабвуфер в том случае, если в нем вышел из строя усилитель, подвес или же один из динамиков.

Вопрос того, как отремонтировать сабвуфер, часто возникает у владельцев не только автомобильной, но и остальной аудио аппаратуры, поскольку отказываться от отменной акустики не хочет никто.

Осуществлять качественный ремонт автомобильных сабвуферов можно, пообщавшись с профессионалами или же просмотрев соответствующее видео на интернет-ресурсах. При этом ремонт сабвуфера доступен каждому, кто имеет немного свободного времени, усидчивости, а также, владеет паяльником или же тестером.

Читайте так же:  Ремонт бензопилы олео мак 937 своими руками

Стоит отметить, что ремонтировать сабвуфер можно только разобравшись в его устройстве и определив проблему.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F1avtozvuk.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fremont-sabvufera-6-1

Автомобильный сабвуфер

К примеру, в обычном домашнем или же автомобильном сабвуфере может выйти из строя:

К причинам того, что из строя выходят усилитель или динамики, а также, другие его части относятся:

  • нарушение теплового обмена;
  • накопление пыли или грязи;
  • отсутствие напряжения на выходе из силового блока;
  • вздутость конденсаторов;
  • отсутствие тока на питающем элементе блока;
  • перегоревшая катушка трансформатора.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F1avtozvuk.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fremont-sabvufera-2-1

Динамик автомобильного сабвуфера

При этом все эти проблемы решаются просто и легко, поскольку:

  • катушка подлежит перемотке;
  • пыль и грязь реально вычистить;
  • замене подлежат вздутые конденсаторы, которые следует отпаять и заменить приобретенными в магазине;
  • диффузор легко заклеить при помощи скотча, предварительно промазав его клеем на основе резины.

Если человек не имеет малейшего опыта в данном ремонте или не умеет обращаться с паяльником, то он просто обязан обратиться к профессионалам, и уж точно, нельзя заниматься перемоткой катушки трансформатора, поскольку можно загубить ее безвозвратно.

Дело в том, что ремонт усилителя сабвуфера несложен, но не получится разобраться с ним, не вникая в основные особенности.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F1avtozvuk.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fremont-sabvufera-7

Усилитель сабвуфера

Начиная производить ремонт автомобильного сабвуфера, следует:

  • снять усилитель с автотранспортного средства;
  • открутить пластины из металла;
  • рассмотреть их попристальнее, поскольку проблема может быть в обгоревших или расплавленные пластинках усилителя.

Как же ремонтировать сабвуфер Sven, если из строя вышли пластинки усилителя? Стоит отправиться на автомобильный рынок и приобрести так аналогичные или более мощные пластинки и тюбик термальной пасты.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F1avtozvuk.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fremont-sabvufera-5

Ремонт усилителя сабвуфера

После этого производятся такие действия:

  • протереть все детали усилителя сабвуфера при помощи спирта;
  • припаять к нужному месту пластинки;
  • промазать все термальной пастой;
  • собрать всю конструкцию обратно;
  • установить на автомобиль и проверить через время.

Для того, чтобы произвести качественный ремонт динамика сабвуфера, следует определиться, что именно в нем выйти из строя. Чтобы потренироваться производить ремонт динамика, следует взять старые колонки, вышедшие из строя, например, BW PV1, Sven, Infinity.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F1avtozvuk.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fremont-sabvufera-6

Ремонт динамика сабвуфера

Потом следует разобрать динамик и проделать несколько последовательных шагов, в том числе:

  • размягчить клей, который связывает практически все части динамиков;
  • сделать это возможно при помощи шприца с иголкой и качественного растворителя;
  • отделить все детали друг от друга, не забыв про колпачок пылевого типа;
  • отсоединить от корзинки верхнего динамика диффузорный подвес;
  • отделить центрирующую шайбу подвеса нижнего, пропитав ее растворителем;
  • катушку намотать на болванку, причем двухслойно, используя тонкую проволоку.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F1avtozvuk.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fremont-sabvufera-4

Динамик сабвуфера

Кстати, каркасом для катушки может послужить банка-цилиндр из алюминия. При этом можно перемотать данную катушку проводами увеличенного сечения, однако, параметры ее должны быть приближенными к предыдущей. То есть, если у сгоревшей катушки была применена проволока, сечение которой составило 0.45 миллиметров, то можно с успехом применять аналог на 0.40 миллиметров.

Качественный ремонт сабвуфера Sven производится только после ознакомления с его техническими параметрами, которые заявлены в инструкции, чтобы определиться с возможностью переключения фазы, весом, диаметром, выходной мощностью, напряжением, частотным диапазоном.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F1avtozvuk.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fremont-sabvufera-1

Сабвуфер Sven

При этом до того, как ремонтировать домашний или же автомобильный сабвуфер Sven своими руками, стоит понять, что сделать это будет намного сложнее, чем устранить поломку в BW PV1 или же Infinity.

К примеру, чтобы ремонтировать усилитель автомобильного сабвуфера, придется открутить не менее, чем десяток саморезов, чтобы подобраться к электронике и достать цельный блок.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F1avtozvuk.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2Fremont-sabvufera-2

Сабвуфер SVEN Электронный блок

Чаще всего на данной модели из строя выходят микросхемы и транзисторы, в том числе, усилитель мощности типа TDA2030, поскольку она не переносит короткие замыкания, повышенную нагрузку, перегрев или налипание грязи.

Достался мне динамик Kics бесплатно, но проблема заключалась в том, что катушка была подпалена, хоть он и играл. Не долго думая, решил, что нужно сделать и установить себе. Первым делом расклеил динамик ради интереса. Вскрытие происходило с помощью ацетона и ножа.

Пропитывал диффузор и шайбу, затем потихоньку отклеивал. Катушка была вся черная и очень неприятно пахла.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fxn--100--j4dau4ec0ao.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA31-5-400x537

После вскрытия
Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fxn--100--j4dau4ec0ao.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA32-5-400x534
Думал что сам перемотаю, но стало лень. Нашли «мастера» который мне его перемотал, но не долго я радовался. Через 3 дня слетела катушка.

Причина-так называемый «мастер» не дал нормально подсохнуть клею, и не прогрел катушку (после пропитки клеем БФ-2 необходимо прогреть катушку 2-3 часа при температуре 120-140 градусов). Было обидно, ведь провода проложил, усилитель купил, а толку нет.

Читайте так же:  Ремонт рейки е39 своими руками

Второй раз не решился ему нести, ибо знакомому он перематывал 3 раза и все время слетала катушка.
Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fxn--100--j4dau4ec0ao.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA33-5-400x537

Работа мастера
В итоге понял, что нужно мотать самому. Толщина стандартного провода 0.40, я нашел только 0.35, от какого-то трансформатора. Мотал полностью в ручную, пропитывал эпоксидным клеем ЭДП (знаю, что не совсем правильное решение, но БФ-2 не нашел у нас в городе).

Получилось уложить 4 слоя не слишком ровных, сопротивление вместо 4 Ом стало 5.6 Ом. Центровал динамик в следующей последовательности: приклеил диффузор, затем подключил усилитель, и через программу воспроизводил частоты от 10 Гц до 40 Гц пока приклеивал центрирующую шайбу.

Добился того, чтоб ничего нигде не терло, и оставил сохнуть на сутки.
Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fxn--100--j4dau4ec0ao.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA34-5-400x532

Катушка, намотанная вручную
Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fxn--100--j4dau4ec0ao.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA35-5-400x514 Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fxn--100--j4dau4ec0ao.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA36-4-400x534 Конечно, если влить в него большую мощность, то развалиться опять, поэтому гейн на усилителе выставил 50%. По ощущениям играет так же, как и играл. Усилитель GZ 2х канальный (мостом максимальная мощность 600 ватт в 4 ома).

Провода обжаты в наконечники, так же дополнительно кинул провод от генератора, чтоб просадки были поменьше.
Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fxn--100--j4dau4ec0ao.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA37-3-400x536


Подключили в авто
Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fxn--100--j4dau4ec0ao.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2F%25D0%25A1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BA38-4-400x534 Силовые провода

Как отремонтировать динамик самому? FAQ Часть5

В этой части руководства речь пойдёт о расчёте и намотке катушки громкоговорителя.

Подобный расчёт может понадобиться тогда, когда Вам в руки попал уже разобранный динамик, из которого удалили катушку, а исходный диаметр провода неизвестен.

Также, в некоторых случаях, может понадобиться изменить сопротивление динамика. Например, динамики 25ГДН-3, 35ГДН-1 и 75ГДН-1(3) выпускались с сопротивлением как 4 Ома, так и 8 Ом.

Пригодиться это даже тогда, когда утрачена не только катушка, но и гильза. Тогда можно принять длину катушки в полтора раза больше толщины переднего фланца.

Данная формула позволяет рассчитать диаметр медного провода для намотки двухслойной катушки виток к витку. Нужно только учитывать, что в технических данных динамиков, указывается сопротивление не постоянному, а переменному току, измеренное на частоте 1000Гц, если не указано другое. Поэтому в формулу лучше сразу подставить величину сопротивления на 10-15% меньше паспортной.

d = ³√ (14*10 -5 * L * D / R)

D – внешний диаметр гильзы в мм.

L – длина катушки в мм.

R – требуемое сопротивление катушки постоянному току.

d – диаметр медного провода без изоляции.

Эта же формула для алюминиевого провода:

d = ³√ (22*10 -5 * L * D / R)

Пример расчёта диаметра медного провода.

d = ³√ (14*10 -5 * 20 * 25 / 3,6) ≈ 0,27(мм).

Как измерить с высокой точностью диаметр провода, не имея микрометра, описано здесь.

Намотка катушек динамиков производится виток к витку до получения заданной длины катушки. Количество витков при этом, как правило, не считают.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Foldoctober.com%2Fpics%2Ffix%2Floudspeaker%2F60

  1. Катушка.
  2. Гильза.
  3. Прокладка.
  4. Шаблон.

При намотке следует поддерживать постоянное натяжение провода и тщательно укладывать витки. Особенно тщательно укладываются витки второго слоя, когда каждый виток должен быть строго уложен между витками первого слоя.

Чтобы было удобно осуществлять такую точную работу, позаботьтесь об упоре для руки.

Катушку с обмоточным проводом можно закрепить любым удобным для Вас способом и установить на полу.

Подробнее о самом простом станке для намотки динамиков можно прочесть здесь.

Другой полезный инструмент, который понадобится для намотки катушек, это вот такая прищепка с грузиком.

Далее я расскажу о том, как намотать катушку, и зафиксировать её витки клеем «БФ-2» или «БФ-4».

Необходимую вязкость клея можно обеспечить добавлением небольшого количества спирта с тщательным перемешиванием.

Разверните плеер на весь экран, чтобы увидеть видео в полном разрешении.

Перед основной намоткой, на гильзу наматывается несколько лишних витков, для того, чтобы надёжно закрепить провод и гильзу на поверхности шаблона. Затем во время очередного лишнего витка на гильзу кисточкой наносится равномерный слой клея.

После этого, быстро мотается первый слой катушки. Затем к проводу цепляется грузик, который позволяет сохранить необходимое натяжение провода и освободить до этого занятую руку. Затем, первый слой катушки покрывается клеем.

Не пытайтесь на этом этапе крепить конец провода, намоткой на какой-нибудь предмет!

Любой лишний перегиб провода может увеличить габариты катушки, уменьшив тем самым внешний воздушный зазор.

Если всё-таки не удалось избежать перегибов провода, то несколько раз протяните проблемное место через ноготь большого пальца.

Через пятнадцать-двадцать минут, когда клей подсохнет, можно приступать к намотке второго слоя.

Сначала мотается один два витка второго слоя, а затем первый слой катушки покрывается клеем. Это делается для того, чтобы свежий клей не растворил клей, нанесённый ранее, и первый виток второго слоя не провалился в образовавшуюся щель между крайними витками первого слоя.

После намотки второго слоя провода, катушка подсушивается в течение 10-15 минут, а затем снова покрывается клеем.

Читайте так же:  Термобудка ремонт своими руками

Когда клей хорошо подсохнет, можно, либо снять с оправки катушку вместе с гильзой, если она уже вклеена в диффузор, либо вклеить её в диффузор прямо на шаблоне.

Однако в некоторых случаях гильзу вклеивают в диффузор уже во время сборки динамика.

Чтобы снять гильзу с шаблона, то место прокладки, где была нанесена фиксирующая капля клея, отрезается, и гильза снимается с оправки вместе с катушкой и прокладкой.

Если прокладка не скользит по оправке, значит, натяжение провода при намотке было слишком велико. Нужно отметить, что чрезмерное натяжение провода может уменьшить зазор между гильзой и керном и сделать сборку динамика невозможной. Это обусловлено тем, что медный провод может растягиваться и сжиматься, как и любой другой металл.

Так как в гильзе имеется щель, то во время намотки катушки в неё проникает клей и гильза приклеивается к прокладке.

Для того чтобы отделить прокладку от гильзы достаточно при помощи кисточки слегка смочить ацетоном или спиртом место, где прокладка склеилась с гильзой.

Вот наша катушка и готова. Теперь её следует досушить до конца.

Для окончательного отверждения клея, на катушку подаётся электрический ток. Силу тока подбирают для достижения оптимального режима отверждения.

Температуру в процессе сушки можно измерить электронным термометром.

Если нет подходящего блока питания, то катушку можно подключить к УНЧ и подать на его вход сигнал от Генератора Низкой Частоты (ГНЧ). Ссылка на программный ГНЧ есть в «Дополнительных материалах».

Режим отверждения клеев «БФ-2», «БФ-4».

Выдержать 60 мин. при комнатной температуре.

Как отремонтировать сабвуфер автомобильный, да и вообще сабвуфер, один из часто возникающих вопросов, из-за повсеместного их применения в аудио аппаратуре.
Варианта три, купить новый, отвезти в сервис на ремонт, либо ремонтировать самому. Чтобы самому делать ремонт сабвуферов, надо хотябы немного понимать в электронике, а так же уметь пользоваться паяльником и тестером.

Сабвуфер 5, 1 состоит из колонки, динамика, и усилителя, а так же блока питания:

  • Акустическая колонка как правило выходит из строя только от механических повреждений
  • Выход из строя динамической головки обусловлен попаданием на ее катушку звуковой частоты с мощностью, на которую головка не рассчитана, либо постоянного напряжения, что вызывает перегорание катушки
  • При прослушивании динамика с усилением на максимальной мощности вы столкнетесь с проблемой износа (разрыва) диффузора динамической головки
  • При поломке динамика, он подлежит замене, так как перемотка катушки или ремонт диффузора сабвуфера — это тонкая кропотливая работа и выполнить её качественно, чтобы не испортилось звучание очень трудно

Сначала надо выяснить, какой из элементов сабвуфера дал сбой:

Если вы твердо решили, что перемотка динамика сабвуфера для вас не проблема, тогда, подготовьте следующие материалы и инструменты:

  • Шеллак (либо эпоксидку) для промазывания обмотки сабвуфера
  • Растворитель
  • Клей резиновый
  • Отвертку
  • Паяльник
  • Микрометр
  • Шуруповерт

Не все так просто, как кажется, самостоятельный ремонт авто сабвуфера, работа кропотливая:

  • Сначала нам необходимо аккуратно разобрать и снять головку сабвуфера, действовать следует не спеша, резкие движения руками недопустимы, иначе можете повредить гильзу катушки
  • Кроме того, нужно соблюдать чистоту в процессе работы, чтобы не попала пыль в магнитную систему, и уж тем более стружка металлическая
  • Иначе, потратив много сил и времени, вместо работающего сабвуфера мы получим груду звенящего хлама
  • Когда добрались до самой гильзы, следует аккуратно размотать старый провод, при этом подсчитать количество витков и в слое и общее количество в катушке
  • Тут чем точнее посчитаете, тем качественнее в итоге получается качество ремонта
  • Затем нужно обязательно измерить диаметр провода
  • Микрометр и нужен для этой цели
  • Можно, разумеется, замерить штангенциркулем, но точность измерения ниже, если подобных инструментов нет, можете схитрить
  • На отвертку либо гвоздь наматываете проволочку, очень плотно, чтобы виток к витку, и так 10 – 30витков, замеряете длину намотки при помощи линейки
  • Затем надо разделить эту длину на количество намотанных витков, и вы получите примерный диаметр нужного провода (погрешность линейки большая)

Теперь необходимо подготовить диффузор сабвуфера к перемотке:

  • При помощи оправки, подходящей по диаметру, закрепляете его гильзу в шуруповерте
  • Нужно очень точно подогнать оправку и гильзу, чтоб не деформировать в процессе её перемотки
  • Намазываем эпоксидкой либо лаком поверхность гильзы
  • Затем нужно будет очистить проволоку нужного нам диаметра
  • Проволочку пропускаем через тряпочку, пропитанную растворителем
  • После этого смазываем эпоксидкой, либо шеллаком
  • Разумеется, после этого, инструкция предписывает, что покрытие должно просохнуть

Проволока и гильза у нас готовы, переходим к перемотке:

  • Сразу припаиваем начало новой обмотки ко второму, если идти по ходу намотки проволоки, выводу (таким образом исключаем лишнее пересечение проводов, это положительно сказывается на сроке службы отремонтированного динамика) и начинаем наматывать, фото ниже
  • Важно при этом фиксировать натяг и считать витки не забывать, ведь чем точнее мы намотаем, тем будут ближе к заводским характеристики динамика
  • После каждого слоя лучше проходить обмотку лаком, после укладки обмотки, припаиваете второй контакт, отрезаете проволоку
  • Промазываете всю катушку ещё раз лаком
Читайте так же:  Уаз ремонт своими руками раздатка

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Favtozvuk-info.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F07%2Fpervyy-sloy-nashey-obmotki-nadetoy-na-shurupovert

Первый слой нашей обмотки, надетой на шуруповерт

  • После завершения намотки катушки, нужно будет оставить её на сутки для полной просушки
  • А если вы использовали шеллак, тогда катушку необходимо нагреть до 80-120 градусов (например в духовке)
  • Шеллак в ином случае не застынет
  • Вот главное неудобство при применения шеллака
  • Зато когда он высыхает, остается некоторая доля эластичности, что полностью исключает повреждение обмотки от усыхания пропитки либо при её термическом расширении
  • После просушки остается присоединить диффузор к динамику, и
  • ремонт автомобильных сабвуферов считать выполненным успешно, если все работает

Чтобы катушка не терлась об магнитную систему, нам необходимо выставить равномерный круговой зазор:

  • Для этой цели подойдет бумага, нарезанная полосками
  • Вставляем ее по кругу (где это возможно) между корпусом и катушкой, тем самым получаем равномерный зазор
  • Проверяем на отсутствие заеданий и зацеплений, перемещая рукой диффузор аккуратно вниз и вверх

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Favtozvuk-info.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F07%2Fvstavlyaem-bumazhki-mezhdu-katushkoy-i-korpusom

Вставляем бумажки между катушкой и корпусом

  • Затем проклеиваем подвеску нашего динамика и аккуратненько вставляем на место
  • Даем деталям время подсохнуть
  • Потом можно вытаскивать центровочные бумажки
  • Еще раз нужно проверить на заедание
  • Когда все в полном порядке, кладем слой клея
  • Высушим и ставим готовый сабвуфер в машину, на проверку
  • Не забываем при этом снизить громкость вполовину
  • Перемотка катушки сабвуфера завершена

Устройство практически одинаковое, разве что размеры побольше, микросхемы, либо конденсаторы могут стоять в другом порядке:

  • Рассмотрим подробнее преобразователь напряжения, блока питания и усилитель
  • Усилитель сабвуфера ceratec как правило стоит двухканальный, но два канала подключаются к одной единственной динамической головке
  • При этом каждый канал в усилителе усиливает разную звуковую частоту, низкая и средняя, как правило
  • Кроме того современные усилители, почти все, работают на одной микросхеме из серии TDA
  • Чтобы получить большую мощность на выходе усилителя, двенадцати вольт от бортовой сети машины не хватает, для мощных микросхем питающее напряжение от 40вольт
  • Поэтому в схеме сабвуфера b w стоит встроеный высокочастотный преобразователь, который преобразует напряжение 12 вольт в необходимое для нормальной работы усилителя
  • На рисунке всю схему мы разбили на три главных блока. А1 – управление эквалайзером, он выходит из строя крайне редко, сломать его нужно постараться, уделять ему время не станем, меняется целиком
  • А2 – это преобразователь напряжения, а А3 – получается усилитель мощности Подробнее остановимся на А2 и А3

Немного увеличенная схема

  • Напряжение, через фильтр, приходит к конденсатору С1, оттуда подается к транзисторным ключам VT1 и VT2
  • Транзисторными ключами управляет сигнал высокой частоты, вырабатываемый микросхемой DD1
  • Усиленный сигнал с транзисторов VT1-VT2 приходит на трансформатор Т1, там напряжение превращается с 12Вольт в 40 Вольт
  • Причем вторичная обмотка трансформатора состоит из двух обмоток, для выпрямления применяется выпрямитель, состоящий из двух диодов
  • Чтобы разгрузить эти диоды параллельно им установлено еще два диода
  • Каждая из микросхем DD2 и DD3 питается только от своих диодов
  • Чтобы сгладить высокочастотные импульсы установлены конденсаторы, отмечены С2 и С3
  • Преобразователь А2 на этом заканчивается, далее идет усилитель мощности А3
  • Современные усилители состоят из единственной микросхемы
  • На входе её, для получения нормальных выходных параметров, должен присутствовать сигнал определенной величины
  • Конструкторы этого сабвуфера решили, что не каждой автомагнитоле хватит мощности, а точнее силы выходного сигнала с первичного усилителя, чтобы получить номинальные выходные параметры
  • Поэтому добавили транзистор, чтобы усилить сигнал перед входом микросхемы, на схеме DD2 и DD3
  • Вот список основных радиодеталей, которые выходят из строя чаще всего
  • Бывает, что за замену одного конденсатора цена в мастерской будет немалая, а работа то копеечная
  • Поэтому, лучше проверить всю схему самостоятельно, прежде чем платить не глядя

Дополнительно рекомендую изучить видео по ремонту.

Изображение - Ремонт катушки сабвуфера своими руками 12342352113
Автор статьи: Антон Кислицын

Я Антон, имею большой стаж домашнего мастера и фрезеровщика. По специальности электрик. Являюсь профессионалом с многолетним стажем в области ремонта. Немного увлекаюсь сваркой. Данный блог был создан с целью структурирования информации по различным вопросам возникающим в процессе ремонта. Перед применением описанного, обязательно проконсультируйтесь с мастером. Сайт не несет ответственности за прямой или косвенный ущерб.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here