Ремонт электромоторов своими руками

Самое подробное описание: ремонт электромоторов своими руками от профессионального мастера для своих читателей с фотографиями и видео из всех уголков сети на одном ресурсе.

Кому-то покажется эта идея абсурдной, кто-то сочтёт её невыполнимой, ну а у кого-то иного варианта, кроме как отремонтировать, может в настоящий момент и не быть. Он возьмёт и сделает. Сколько сможет после ремонта прослужить восстановленный электромоторчик, напрямую зависит от точности подбора материала для изготовления сработанных щёток. Речь безапелляционно идёт о щётках по той причине, что ничему другому в микроэлектродвигателе выходить из строя по существу и нечему.

Здесь изображение несколько иного по своей внешней форме микроэлектродвигателя, однако, все основные узлы, их название полностью идентичны двигателю, на примере которого показан ремонт.

Пропала стабильность в работе миниатюрного электродвигателя бытового устройства. Его вал при подаче питания ещё по-прежнему достаточно бойко вращался, но движок, как говорят в таких случаях, «не тянул». Причём изменения в его работе наблюдались даже от смены его положения в пространстве (наклоне в другую сторону). Менялся звук, во вращении вала просматривалась прерывистость движения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Крепление крышки к корпусу моторчика осуществлялось фрагментным зажатием их краёв по периметру прилегания. Так, что отогнув пассатижами эти места, получилось легко снять крышку. Содержимое корпуса было в полном порядке.

Содержимое крышки нет. Один контакт – щётка пришёл в полную негодность, второй назвать годным можно было только условно, ибо он был сработан ровно наполовину. Ламели коллектора его тоже «пропилили», хоть и не до конца.

Больше из любопытства, чем из практической потребности решил попробовать изготовить хотя бы один новый контакт. Вооружился штангельциркулем, снял размеры с сохранившегося контакта и набросал эскиз для изготовления нового с учётом своих возможностей и имеющегося в наличии инструмента. Удалось найти более – менее подходящий материал для изготовления. Будь этот латунный контакт малость потоньше и ничего другого желать было бы не нужно.

Кухонными ножницами (есть теперь такие в ассортименте поварской утвари), мощными и без люфта, вырезал согласно чертежа контакт и припаял его к имеющейся контактной скобе. Затем уже (после того как сделал фото) подогнал его точно до размеров фабричного на крохотной электроточилке.

По месту новый контакт встал хорошо. Лишь немного заметна разница в толщине с родным.

Первоначально никак не мог установить крышку на корпус моторчика. Не получалось завести контакты на ламели через пластиковую шайбочку красного цвета (верхняя на фото в корпусе), выполняющую роль элемента подшипника скольжения. Затем снял её с вала, капнул на неё капельку густого масла и поместил во внутрь крышки, на отверстие под вал, где она и прилипла, и тогда уже беспрепятственно завёл контакты на ламели – крышка встала на место. Повторить заводской метод крепление крышки к корпусу весьма затруднительно, а может даже и вовсе нереально, поэтому пошёл по пути меньшего сопротивления и припаял её. После подачи необходимых 1,2 вольт «сытый» электродвигатель бодренько взревел. Сколько проработает, обязательно напишу. Самому интересно. Материал подготовил Babay iz Barnaula.

Электродвигатели применяются в составе оборудования разного назначения, в том числе бытового. На бытовой технике, в отличие от промышленной, устанавливаются асинхронные моторы небольшой мощности (не выше 1 – 1,5 кВт). Достаточно широко применяются маломощные электродвигатели в дачном хозяйстве. В большинстве своём электромоторы асинхронного действия показывают надёжную и долгосрочную работу. Тем не менее, казусы случаются. И тогда неизбежной видится проблема — ремонт электродвигателя своими руками или с помощью сервиса. Первый вариант ремонта обычно возможен при лёгких симптомах. Второй – это уже капитальный ремонт, включая перемотку.

Конечно, дефект асинхронного электромотора, когда требуется обязательная перемотка обмотки статора, крайне сложно устранить своими руками.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzetsila.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fnerabochii-asinhronnii-elektrodvigatel

Нерабочий электродвигатель, по мнению пользователя требующий ремонта, на деле может оказаться вполне работоспособным электрооборудованием

В таких случаях ремонта требуется не только специальное оборудование, но также опыт производства электромеханических ремонтных работ. Правда, если поставить перед собой цель, ремонт электродвигателя дома своими руками — задача вполне выполнимая.

Однако здесь речь пойдёт о распространенном лёгком дефекте, который просто устраняется самостоятельным ремонтом с применением стандартного набора инструмента электрика:

  • отвёртка плоская,
  • отвертка четырехгранная,
  • плоскогубцы,
  • тестер электрический (стрелочный прибор),
  • молоток слесарный.

Практика эксплуатации в быту маломощных асинхронных электродвигателей показывает: распространенной причиной прекращения работы электромоторов становится КЗ (короткое замыкание) обмотки статора на корпус.

Нередко владельцы «заболевшего» мотора долго не думают и попросту избавляются от проблемы путём закупки нового движка. Дефектный мотор не пытаются даже исследовать должным образом, не говоря уже о ремонте.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzetsila.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fnovii-elektrodvigatel-na-zamenu

Новый электродвигатель обязательно имеет пластиковую крышку на валу и резиновые пробки внутри пластмассовых втулок, через которые заводится в БРНО электрический кабель

Симптомы для ремонта КЗ на корпусе традиционны: при попытке запуска мотора срабатывает защитный автоматический выключатель. Сразу следует уточнить – если подобная ситуация имеет место, не нужно пытаться повторять пуск двигателя от раза к разу.

Повторные действия могут действительно стать причиной пробоя изоляции обмотки статора по причине высоких пусковых токов. Тогда капитального ремонта точно не избежать. Если сработала защита, следует обесточить цепь питания, отключить питающий кабель от БРНО (коробки с клеммами).

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzetsila.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fklemhaya-korobka-elektrodvigatelya

Клеммная коробка трёхфазного асинхронного электродвигателя. Питающий кабель отключают от клемм при ремонте мотора, извлекают из клеммной коробки БРНО

Перед попыткой ремонта удостовериться лишний раз в наличии КЗ поможет электрический тестер. Прежде всего, обмотки статора исследуются на целостность (отсутствие обрыва).

Также выполняется проверка на межвитковое замыкание. Щупы прибора, включенного на измерение сопротивления в Омах, поочерёдно соединяют с парами клемм БРНО.

Читайте так же:  Стиральная машинка занусси ремонт своими руками вертикалка

Шкала измерительного прибора должна показывать сопротивление не менее десяти Ом (как правило, 10 — 15),. Однако точная величина сопротивления зависит от характеристики мотора.

На трёхфазном моторе при отсутствии межвиткового замыкания, значения сопротивления между всеми выводами обмотки должны быть одинаковыми.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzetsila.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fproverka-obmotok-elektrodvigatelya

Для проверки целостности обмоток электродвигателя, а также межвиткового и короткого замыкания на корпус, удобнее пользоваться стрелочным измерительным прибором. Здесь показано соединение щупов для проверки замыкания одной части обмотки на корпус

Если тест на сопротивление обмоток статора не показал существенной разницы между замерами и не отметился нулевыми показаниями, электродвигатель на 90% можно считать рабочим. Во всяком случае, ремонт в виде перемотки исключается.

Остаётся определить традиционно частую причину – короткое замыкание на корпус. В этом варианте исследований один щуп тестера соединяют с корпусом двигателя, обеспечив надёжный контакт, а вторым щупом поочерёдно трогают клеммы выводов статорных обмоток внутри БРНО.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обычное явление КЗ – наличие показаний прибора, которых быть не должно в принципе.

По сути, существует два вида КЗ на корпус:

  1. Прямое замыкание, с пробоем изоляции обмотки.
  2. Косвенное замыкание, по причине высокой влажности обмотки.

Второй вариант как раз и заставляет обращаться к ремонту чаще всего. Измерительным стрелочным прибором такое замыкание определяется появлением показаний сопротивления между корпусом и обмоткой в несколько единиц или десятков Ом.

Причём показания на каждой отдельной обмотке, как правило, отмечаются разными значениями. При таком развитии событий ремонт мотора проводится несложной методикой. Для исполнения ремонта требуется:

  1. Демонтировать электродвигатель от места установки.
  2. Отвернуть крепёж кожуха крыльчатки, снять кожух и крыльчатку.
  3. Снять крепёжные винты передней и задней корпусных крышек.
  4. Демонтировать крышки и вынуть ротор электродвигателя.

Освободившийся статор переносят ближе к электрической розетке, размещают на удалении от бытовых горючих материалов, приспособив в качестве подставки негорючий материал (к примеру, силикатный кирпич).

Внутрь основания статора асинхронного электродвигателя (вместо ротора) вставляют электролампу (60-100 Вт), вкрученную в патрон с присоединённым кабелем и вилкой. Зажигают лампу включением вилку в розетку.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fzetsila.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fprosushka-elektrodvigatelya-lampoi

Ремонт простыми действиями: внутрь освобождённого статора электродвигателя помещают обычную лампу накаливания и оставляют включенной, как минимум на сутки

Технология ремонта: выдержка статора под нагревом не менее 24 часов (иногда требуется до 48 часов). По истечении этого времени лампу накаливания отключают и заново проверяют тестером сопротивление между корпусом и выводами обмотки.

В большинстве случаев после ремонта прогревом измерительный прибор не фиксирует наличия проводимости. Косвенное короткое замыкание движка удаётся устранить в 90% из 100% всего лишь путём долговременной сушки статорной обмотки. По завершению прогрева мотор собрать, установить на место, запустить в работу.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Felektro.guru%2Fwp-content%2Fauploads%2F402751%2Fprodlit_srok_ekspluatacii

Иногда случается так, что бытовая или другая техника или оборудование выходит из строя. Причин может быть много: от поломки электродвигателя до выхода из строя сопутствующих деталей. Лучше обратиться к специалистам в данной сфере, если не хотите напортачить и превратить ремонт якоря электродвигателя своими руками в что-то ужасное. Существует много видов таких устройств, асинхронные, например. На их примере и показан ниже процесс того, как перемотать электродвигатель в домашних условиях.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Felektro.guru%2Fwp-content%2Fauploads%2F402753%2Fremont_elektrodvigateley

Начать нужно с разборки двигателя. Сделать это необходимо аккуратно. После этого вы увидите две основы: ротор и статор. Ротор — динамическая составляющая, он вращается вокруг своей оси благодаря магнитным силам внутри корпуса двигателя. Статор — статическая основа, вызывает вращение ротора, благодаря взаимодействию магнитных сил, производимых обмотками ротора и статора. У асинхронных двигателей ротор называется якорем. Статор необходимо снять с вала электромотора.

Чтобы проверить якорь электродвигателя в домашних условиях, во-первых, нужно знать азы электротехники. Во-вторых, достаточно только внимательно осмотреть якорь и мотор в целом. Если все в порядке — это хорошо, если видны повреждения самого якоря или обмоток, то следует прибегнуть к перемотке. Иногда нужно с помощью мультиметра «прозвонить» каждую обмотку в отдельности на предмет обрыва, соседние обмотки между собой и корпусом, чтобы определить, имеет ли место короткое замыкание.

Осмотр также даст представление о том, как наматывать обмотку, в каком направлении. Некоторый расчет с учетом размеров и формы статора и ротора, пазов и ламелей даст информацию о размере обмотки, количестве витков. Сечение проволоки можно узнать из паспортных данных. В противном случае можно прибегнуть к помощи интернета или произвести соответствующий расчет, исходя из имеющихся данных: напряжение в сети (220 В), размер и форма основ электродвигателя и т. д. Также двигатели могут быть однофазными, трехфазными. Эти параметры тоже нужно учитывать при работе. Форма обмоток тоже должна соответствовать первоначальной, с завода:

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Felektro.guru%2Fwp-content%2Fauploads%2F402757%2Fperemotka_rotora_elektrodvigatelya

После определения проблемы идет следующая процедура — снятие сгоревшей обмотки. Якорь освобождаем полностью от предыдущей обмотки. Для этого можно использовать бензин, растворитель, спирт, даже огонь. Вычищаем все пазы до блеска, проходим по всей поверхности надфилем или наждачной бумагой. Никаких заусенцев остаться не должно. Для облегчения процесса намотки можно найти неповрежденный фрагмент сгоревшей обмотки и проанализировать его. Достаточно посчитать количество витков и определить площадь сечения провода. После этого весь мусор можно выносить на помойку.

Потом необходимо намотать обмотки. Обмотчик может делать это вручную или использовать специальный станок, который может быть фабричного производства или собранный в домашних условиях. Главным фактором является точность. Каждая обмотка должна в точности дублировать предыдущую по всем параметрам и быть ее полноценной заменой. Теперь ответственная процедура — готовую обмотку необходимо установить в пазы, в которые предварительно уложена изоляция. Обычно это картон или бумага, специально предназначенные для электрических приборов.

Каждый виток обмотки должен плотно прилегать к другим витка. Большой зазор между ними может привести к расхождению в мощности двигателя, а также к увеличению размеров обмотки. Тогда уложить в пазы обмотку будет гораздо сложнее. Плотно уложив в соответствующие пазы одну обмотку, приступаем к работе с другой и так далее по порядку согласно изначальной схеме, которую лучше записать или зарисовать при разборе устройства.

Читайте так же:  Ремонт ленточной шлифовальной машины своими руками

Иногда случается так, что проволоки нужного сечения нет под рукой. Тогда можно воспользоваться проводом, площадь сечения которого примерно равна требуемой. Конечно, в таком случае придется произвести расчет, чтобы узнать точное количество витков для требуемой мощности двигателя и необходимого уровня потребления электричества. При большей площади уменьшается сопротивление в проводе, соответственно увеличивается пропускная способность — больше тока проходит через такой проводник. Поэтому и витков можно сделать поменьше (по результатам расчетов). При меньшем сечении витков должно быть больше, чем у оригинала.

После процедуры укладки обмоток собираем электродвигатель. Кстати, коллектор должен быть установлен заранее, припаиванием проводов также следует заниматься сразу же после укладки обмотки. Фрагмент вала между коллектором и якорем с одной стороны необходимо заизолировать, так же, как и между якорем и корпусом с другой стороны во избежание короткого замыкания.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Felektro.guru%2Fwp-content%2Fauploads%2F402764%2Fremontirovat_dvigatel_svoimi

Чтобы не дать сгореть отремонтированному экземпляру, перемотанные элементы необходимо покрыть лаком, а лучше обмакнуть в нем и оставить сушиться. Существует 2 вида лака:
  • тот, что сушится естественным путем;
  • для второго вида необходимо наличие печи для сушки при более высоких температурах.

Поэтому второй вид лака чаще используется в промышленности и сервисах, где есть возможность и необходимость установить такую печь. Если же вы все-таки выбрали второй вид лака дома, а электродвигатель небольшой по габаритам, можно воспользоваться духовкой, выставив ее на температуру 80−90 градусов по Цельсию.

Далее производим процедуру проверки. Сначала необходимо опять «прозвонить» устройство, как описывалось в начале статьи при диагностике проблемы. Необходимо исключить возможность обрыва, отсутствия контакта и короткого замыкания любого рода. Если эти проверки двигатель прошел успешно, время приступить к проверке на работоспособность. Для этого не стоит сразу же подключать его к имеющейся сети питания. В промышленных объектах напряжение и вовсе составляет 380 В. Это довольно много. С помощью понижающего трансформатора следует протестировать работу двигателя.

Если он вращается без проблем, не дымится, значит работа выполнена правильно. Двигатель можно использовать по назначению.

Таким образом, инструкция по перемотки электродвигателя в домашних условиях завершена. Удачи всем в новых свершениях!

Во многих бытовых устройствах и самодельных конструкциях в качестве привода используются электрические машины небольшой мощности. Несмотря на высокую надежность электромоторов, их выход из строя по ряду причин – не редкость. Учитывая относительно высокую стоимость этих устройств, практичнее осуществлять их ремонт, а не замену. Предлагаем рассмотреть возможность перемотки электродвигателей в домашних условиях.

Как правило, в быту используются коллекторные моторы постоянного тока и бесколлекторные асинхронные двигатели переменного тока. Именно ремонт этих приводов мы и будем рассматривать. Информацию о принципе действия и конструктивных особенностях асинхронных и коллекторных машин можно найти на нашем сайте.

Что касается синхронных приводов, то в быту они практически не используются, поэтому в данной публикации эта тема не затрагивается.

Проблемы с двигателем любого типа могут иметь механический или электрический характер. В первом случае свидетельствовать о неисправности может сильная вибрация и характерный шум, как правило, это говорит о проблемах с подшипником (обычно в торцевой крышке). Если вовремя не устранить неисправность, вал может заклинить, что неминуемо приведет к выходу из строя обмоток статора. При этом тепловая защита автоматического выключателя может не успеть сработать.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.asutpp.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fsgorevshie-provoda-obmotki-statora

«Сгоревшие» провода обмотки статора

Исходя из практики, в 90% выход из строя асинхронных машин возникают проблемы с обмоткой статора (обрыв, межвитковое замыкание, КЗ на корпус). При этом короткозамкнутый якорь, как правило, остается в рабочем состоянии. Поэтому даже при механическом характере повреждений необходимо произвести проверку электрической части.

В большинстве случаев проблема может быть обнаружена по внешнему виду и характерному запаху (см. рис. 1). Если эмпирическим путем неисправность установить не удается, переходим к диагностике, которая начинается с прозвонки на обрыв. Если таковая обнаруживается, выполняется разборка двигателя (этот процесс будет описан отдельно) и тщательный осмотр соединений. Когда дефект не обнаружен, можно констатировать обрыв в одной из катушек, что требует перемотки.

Если прозвонка не показала обрыва, следует переходить к измерению сопротивления обмоток, при этом учитывать следующие нюансы:

  • сопротивление изоляции катушек на корпус должно стремиться к бесконечности;
  • у трехфазного привода обмотки должны показывать одинаковое сопротивление;
  • у однофазных машин сопротивление пусковых катушек превышает данные показания рабочих обмоток.

Помимо этого следует учитывать, что сопротивление статорных катушек довольно низкое, поэтому для его измерения бессмысленно использовать приборы с низким классом точности, к таковым относятся большинство мультиметров. Исправить ситуацию можно собрав несложную схему на потенциометре с добавлением дополнительного источника питания, например автомобильной аккумуляторной батареи.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.asutpp.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fshema-dlya-izmereniya-soprotivleniya-obmotok

Схема для измерения сопротивления обмоток

Методика измерений следующая:

  1. Подключается катушка привода к схеме, представленной выше.
  2. Потенциометром устанавливается ток 1 А.
  3. Производится расчет сопротивления катушке по следующей формуле: , где RК и UПИТ были описаны на рисунке 2. R – сопротивление потенциометра, – падение напряжения на измеряемой катушке (показывает вольтметр на схеме).

Стоит также рассказать о методике, позволяющей определить место межвиткового замыкания. Это делается следующим образом:

Статор, освобожденный от ротора, подключается через трансформатор к пониженному питанию, предварительно поместив к нему стальной шарик (например, от подшипника). Если катушки рабочие, шарик будет циклически двигаться по внутренней поверхности безостановочно. При наличии межвиткового КЗ, он «прилипнет» к этому месту.

Читайте так же:  Кпп т 150 ремонт своими руками

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.asutpp.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Ftestirovanie-stalnym-sharikom

Тестирование стальным шариком

У данного типа электромашин чаще возникают механические неисправности. Например, стирание щеток или засорение контактов коллектора. В таких ситуациях ремонт сводится к чистке контактного механизма или замене графитовых щеток.

Тестирование электрической части сводится к проверке сопротивления обмотки якоря. В этом случае щупы прибора двум соседним контактам (ламелям) коллектора, после снятия показаний производится измерение далее по кругу.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.asutpp.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fproverka-obmotki-yakorya-kollektornogo-elektrodvigatelya

Проверка обмотки якоря коллекторного электродвигателя

Отображенное сопротивление должно быть примерно одинаковым (с учетом погрешности прибора). Если наблюдается серьезное отклонение, то это говорит, что имеет место быть межвитковое КЗ или обрыв, следовательно, необходима перемотка.

Это справочные данные, поэтому самый надежный способ получить такую информацию – обратиться к соответствующим источникам. Эти данные также могут приводиться в паспорте к изделию.

В сети можно встретить советы, в которых рекомендуют при перемотке вручную пересчитать витки и измерить диаметр провода. Это трата времени. Значительно проще и надежней по маркировке двигателя найти всю необходимую информацию, в которой будут указаны следующие параметры:

  • номинальные рабочие характеристики (напряжение, мощность, потребляемый ток, число оборотов и т.д.);
  • количество проводов для одного паза;
  • Ø проволоки (как правило, в данном показателе изоляция не учитывается);
  • информация о внешнем и внутреннем диаметре статора;
  • количество пазов;
  • с каким шагом выполняется обмотка;
  • размеры ротора и т.д.

Ниже представлен фрагмент таблицы с намоточными данными для электромашин типа 5A.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.asutpp.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fprimer-tablicy-s-namotochnymi-dannymi-min

Пример таблицы с намоточными данными

Необходимо сразу предупредить, что без спецоборудования и навыков работы перемотка катушек будет, скорее всего, бесполезным занятием. С другой стороны отрицательный опыт это тоже опыт. Понимание сложности процесса является лучшим объяснением его стоимости.

Мы приводим алгоритм действий для асинхронных машин, он следующий:

  1. Отключаем привод от сети (380 или 220 В).
  2. Демонтируем электромотор с конструкции, где он был установлен.
  3. Снимаем задний защитный кожух охлаждающего вентилятора.
  4. Демонтируем крыльчатку.
  5. Откручиваем крепление торцевых крышек, после чего снимаем их. Начинать желательно с фронтальной части, после ее демонтажа ротор легко «выйдет» с тыловой крышки.
  6. Вытаскиваем ротор.

Данный процесс можно существенно облегчить, если использовать специальное устройство – съемник. С его помощью легко освободить вал двигателя от шкива или шестерни, в также снять торцевые крышки.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.asutpp.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fsemnik-dlya-demontazha

Съемник для демонтажа

Мы не будем приводить инструкцию по разборке коллекторного двигателя, поскольку особо не отличается. Строение электромашины данного типа можно найти на нашем сайте.

Очередность действий следующая:

  1. При помощи ножа снимаем бандажный крепеж и изоляционное покрытие с мест соединений проводов. В некоторых инструкциях рекомендуется зафиксировать схему соединений, например, сделав фотоснимок. Делать это особого смысла нет, поскольку это справочная информация и узнать ее по марке двигателя не составляет проблемы.
  2. Используя зубило, сбиваем верхушки проводов с каждого торца статора.
  3. Освобождаем пазы, используя пробойник соответствующего диаметра.
  4. Очищаем статор от грязи, копоти, лака пропитки.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.asutpp.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fstator-osvobozhdennyj-ot-obmotki-min

Статор, освобожденный от обмотки

На этом этапе мы рекомендуем остановиться, взять корпус и отвезти его специалистам. Самостоятельный демонтаж позволит снизить стоимость восстановительных работ. Как уже упоминалось выше, без спецоборудования качественно перемотать катушки довольно сложно. Для понимания сложности процесса опишем его технологию, что позволит облегчить выбор.

Процесс состоит из следующих действий:

  1. Установка изоляторов в каждый паз (гильзование).
  2. Толщина материала и его характеристики подбираются по справочнику.
  3. Определяются обмоточные данные по марке двигателя.
  4. На специальном станке производится намотка необходимого количества витков всыпных катушек. В сети можно найти фото и параметры самодельных ручных станков, но качество их работ довольно сомнительное. Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.asutpp.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fstanok-dlya-namotki-vsypnoj-obmotkiСтанок для намотки всыпной обмотки
  5. Катушечные группы укладываются в пазы, после чего производится их обвязка и соединение. Эти процессы довольно сложные и выполняются вручную.
  6. Осуществляется пропитка. Для этого корпус нагревается до температуры 45°С – 55°С и полностью погружается в емкость с пропиточным лаком. Заливать лаком провода не имеет смысла, поскольку в этом случае все равно останутся пустоты.
  7. После пропитки корпус помещают в специальную камеру, где осуществляется сушка при температуре 130-135°С.
  8. Финальное тестирование катушек омметром.
  9. Сборка и пробный запуск (если в ремонт передавались на только корпус, а и остальные детали и крепления).

Если на восстановление сдавался только корпус, рекомендуем перед тем, как включать мотор, проверить катушки.

Процесс замены обмотки коллекторного двигателя несколько похож за исключением небольших нюансов, связанных с особенностью исполнения. Например, на перемотку отправляют якорь, а не корпус, при условии, что проблема возникла не с катушками возбуждения. Помимо этого имеются следующие отличия:

  • Для намотки применяется специальный станок, более сложной конфигурации.
  • Обязательно необходима проточка, балансировка якоря (в финальной части процесса), а также его чистка и шлифовка.
  • При помощи специального фрезерного станка производится нарезка коллектора.

Для перечисленных процессов требует спецоборудование, без него перемотка электродвигателей – пустая трата времени.

В процессе обслуживания работы электродвигателей наступает момент, когда дальнейшая эксплуатация невозможна без проведения ремонта.

Схема устройства электродвигателя.

Постараемся в этой статье описать наиболее часто встречающиеся поломки подшипников, которые бывают в процессе работы электродвигателей. Речь пойдет о двигателях мощностью до 100 кВт, которые можно отремонтировать своими силами, не задействуя много людей и вспомогательных механизмов.

В первую очередь производим разделение агрегатов, к примеру, будем заниматься электродвигателем, который работает в паре с насосом подачи воды, в систему отопления (сетевой насос). Снимаем задний кожух крыльчатки охлаждения, который крепится тремя или четырьмя винтами или болтами в зависимости от мощности электродвигателя, скидываем и саму крыльчатку. Следующее , что надо сделать, – попробовать определить, какой люфт в подшипниках, и передних, и задних. Для этого надо приподнять и опустить вал двигателя резкими движениями. При выработке подшипников люфт будет ощущаться, и это можно понять сразу. Также необходимо «прощупать» люфт и по горизонтали, т. е. подвигать взад-вперед. И еще одна небольшая диагностика – включить двигатель и послушать его без нагрузки и без шума охлаждения. Казалось бы, зачем эти лишние хлопоты. Однако в процессе этих нескольких шагов вы точно определите, стоит ли ремонтировать двигатель.

Читайте так же:  Ремонт старого домкрата своими руками

Схема съемника подшипников.

Теперь приступаем к разборке. Здесь может быть несколько вариантов. Можно начать разборку, если вам с обеих сторон ничего не мешает. Можно просто развернуть в сторону, все зависит от места установки. Бывают случаи, когда приходится отсоединять и питающий кабель. В таком случае необходимо пометить фазы любым удобным способом. Главное, чтобы при возвращении в исходное положение вы не гадали, все ли вы подключили как было.

В первую очередь снимаем полумуфту съемником, предназначенным для этих дел. Дальше смотрим, есть ли на корпусе, точнее на боковых крышках, следы, потеки или даже куски вытекающей смазки. Все это надо убрать до разборки, чтобы не занести все это потом на обмотки статора. Если все в чистом виде, начинаем снимать крышки, которые крепятся болтами, их может быть 3, 4, 5 и даже больше. Когда болты извлечены, легкими постукиваниями молоточком скидываем крышки. С одной стороны постукиваем, а другую держим в натяге, чтобы крышка не уходила назад при ударе. Делать это нужно аккуратно, бывают случаи, когда обламываются «ушки» на крышке, а это уже головная боль.

Скинув крышки, определяемся, надо ли вытаскивать ротор наружу или дальнейший ремонт можно производить прямо на месте. Обычно у электродвигателей мощностью до 17 кВт ротор можно вытаскивать в сторону, если свыше – можно производить работы на месте. Если все-таки ротор большого электродвигателя надо вытаскивать, то для этой цели надо на вал ротора с обеих сторон надеть подходящие трубы и опять же аккуратно извлечь ротор из статора, не задевая обмотки.

Итак, вал извлечен или остался внутри, теперь стягиваем съемником подшипники. Далее удаляем вытекшую смазку из подшипников, может быть залита и сама обмотка статора. Для этих целей подойдет авиационный керосин, он высыхает хорошо. Бывают случаи, что приходится мыть всю обмотку из-за сильного загрязнения смазкой, в такой ситуации ротор придется обязательно извлечь из статора. После усердной мойки надо будет обмоточку просушить. Делать это можно лампочкой или калорифером, время от времени замеряя сопротивление изоляции.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Ffazaa.ru%2F%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F05%2FShema-ustrojstva-dlja-nagrevanija-podshipnikov-250x166

Схема устройства для нагревания подшипников.

В моей практике приходилось заниматься ремонтом больших генераторов (корабельных), правда, мыли спиртом, но слегка разбавленным ацетоном (такой коктейль в употребление не идет) и сушку после промывки производили до нескольких суток, через промежутки времени замеряя сопротивление изоляции и записывая показания в журнал.

В вашей ситуации все надо определять пиндивидуально. Но общий “сценарий” все-таки есть. Неприятной бывает ситуация, когда «хорошо провернуло» подшипник на валу, то есть посадка подшипника прослаблена. Здесь только один выход- наплавлять вал электросваркой, с последующей проточкой на токарном станке. Валы до 309 номера подшипника можно опаять оловом, проверено на личном опыте. Еще хочу заострить внимание, что речь идет о двигателях до 100 кВт и на которых стоят подшипники качения.

При работе электродвигателя в аварийном состоянии, когда температура доходит до критической, а тепловая защита не сработала, бандаж обмотки (увязка) может полопаться. В таком случае необходимо извлечь все остатки увязки, сделать новый бандаж и обязательно нанести слой лака, чтобы увязка приклеилась к обмоткам и не болталась во время работы электродвигателя. Можно использовать мебельный или паркетный лак.

Выполнив все перечисленные работы, начинаем собирать все в обратном порядке. Насаживаем подшипники, предварительно их нагрев. Хорошо, если для этих целей у вас есть необходимое приспособление – трансформатор для нагревания подшипников.

Схема устройства паяльника.

Надев подшипники, в первую очередь надеваем переднюю крышку до конца, чтобы подшипник полностью зашел в гнездо крышки. Теперь греем полумуфту и насаживаем на свое место и, шплинтуя шпонкой, вставляем ротор на место, если вы его извлекали. Теперь надеваем вторую крышку (можно сразу обе симметрично, можно сначала одну, затем вторую), подтягиваем болтами, слегка подстукивая молотком или кувалдочкой, смотря какой двигатель, и параллельно закручивая и затягивая болты.

Затянув болты крышек, проворачиваем рукой вал, определяем, как он крутится. Если будет небольшой перекос, вал будет закусывать, т. е. тормозить. Все выводим подтягиванием болтов до того момента, когда вал будет вращаться свободно. Далее надо закрепить двигатель болтами и сделать пробный пуск (предварительно опять подав питание). Во время пробного пуска у небольших двигателей можно слегка подстукнуть торцы вала с одной и с другой стороны, чтобы вал нашел свое место. Это будет заметно на слух.

Когда все выровняется, можно дать поработать двигателю без охлаждения минут 10 – 15 и сделать первую небольшую обкатку. Очень хорошо слышно, какого качества подшипники вы поставили. Все готово – ремонт сделан. Если есть необходимость покрасить, то это надо сделать сейчас, пока не стоит кожух охлаждения и все части легкодоступны. Ну, а если краска в хорошем состоянии, ставим и закрепляем крыльчатку, кожух охлаждения и производим центровку агрегатов.

Во время обслуживания и ремонта электродвигателей редко, но бывают случаи, когда подшипник без натяга, легко надевается на вал или крышка легко надевается на подшипник. Остановимся на примере, когда подшипник прослаблен в крышке. Существуют распространённые способы устранения этой беды: нанесение насечки керном или зубилом, омеднение при помощи сварочного аппарата.

Но в последние годы особенно популярен способ опаивания верхней обоймы подшипника оловом. Для этого используется паяльник 200 Вт. Подшипник нагревается трансформатором для нагрева подшипников. Хорошо разогретый подшипник облуживается быстро и без проблем, при этом нужно пользоваться кислотой для пайки. Если подшипник прослаблен на валу, делаем все то же самое, но здесь нагрев происходит только паяльником.

Читайте так же:  Ремонт ps2 своими руками нет изображения

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fjelektro.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2F%25D0%25A0%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25BD%25D1%2582-%25D1%258D%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B2%25D0%25B8%25D0%25B3%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258F-%25D1%2581%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25B8-%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25B8-300x219

Одной из наиболее частых причин выхода из строя являются проблемы с подшипниками. Чтобы ремонт электродвигателя своими руками был максимально эффективным, следует ознакомиться с основными требованиями правильного подхода к подобной проблеме. Это поможет не привлекать много людей и не задействовать лишние механизмы при обслуживании двигателей с параметрами мощности до 100 кВт.
Обязательно следует учитывать специфику агрегата. В качестве примере разберем двигатель, входящий в конструкцию сетевого насоса системы отопления в паре с элементом подачи воды. Начало процесса ремонтных работ состоит из таких шагов:
  • откручиваем болты крепления заднего кожуха крыльчатки охлаждения и снимаем ее;
  • демонтируем саму крыльчатку;
  • методом резкого подъема и опускания вала определяем величину люфта подшипников в задней и передней части;
  • опробовав люфт и в горизонтальной плоскости, производим запуск агрегата без шума охлаждающих элементов и дополнительной нагрузки.

Пусть эти действия не кажутся вам излишней тратой времени. Таким способом можно четко определиться с необходимостью проведения ремонтных мероприятий.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fjelektro.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2Fremont-elektrodvigatelya-svoimi-rukami1

Саму разборку производят различными вариантами в зависимости от места расположения двигателя. Иногда демонтаж начинают сразу. Бывает потребность развернуть агрегат и даже отсоединить кабель питания. В такой ситуации стоит пометить фазы во избежание трудностей с будущим подключением.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fjelektro.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2Fremont-elektrodvigatelya-svoimi-rukami2

Очередность главных шагов в ходе процесса демонтажа:

  1. Специальным съемником вынимается полумуфта.
  2. После выполнения этой операции проводится визуальный контроль корпуса на выявление следов вытекающей смазки. При малейшем загрязнении тщательно устраняются любые загрязнения, чтобы не занести что-либо на обмотки статора.
  3. Убедившись в чистоте, производим демонтаж крышек, скрепленных болтами.
  4. Процесс съема выполняется легкими постукиваниями небольшого молотка. Все делается предельно аккуратно, чтобы не повредить «ушки крышек».

После всех указанных действий можно точно определить – проводить ремонт непосредственно на месте или извлекать ротор наружу. На практике рекомендуется для агрегатов с мощностью, не превышающей 17 кВт, выполнить сдвиг ротора в любую сторону, а для более габаритных модификаций все мероприятия производятся на месте. В ситуации, когда все же обойтись без сдвига не удается, процедура извлечения несколько усложняется. С двух сторон на вал одеваются трубы подходящего диаметра, и очень аккуратно начинается извлечение. Требуется повышенная осторожность во избежание повреждений обмотки.

Следующий этап – при помощи съемника стягиваются подшипники. Как и в процессе демонтажа корпуса, скрупулезно удаляем смазку подшипников, которая часто попадает и на обмотку.

При сильном загрязнении ротор вынимае6тся из статора для полной промывки.

Приведу пример из собственного опыта. При ремонте корабельных генераторов приходилось мыть и просушивать по несколько суток. Периодически выполнялись замеры изоляционного сопротивления, и все показания тщательно заносились в рабочий журнал.

Каждая отдельная ситуация требует индивидуального подхода. При случае с «хорошим проворотом» посадка очень прослабляется, и остается безальтернативный выход. Вал подвергается наплавке методом электросварки и производится токарная проточка. На личном опыте убедился, что вплоть до 309 номера можно применить и опайку оловом. Не стоит забывать о том, что все сказанное относится к агрегатам до 100 кВт, обустроенных подшипниками качения.

Нередки случаи лопания бандажа обмотки. Причиной этого может стать эксплуатация двигателя в аварийном состоянии, при критическом повышении температуры и несрабатывании тепловой защиты. Рекомендуется изготовить новую увязку, извлечь элементы старого бандажа и нанести на новый слой паркетного или мебельного лака. Так обеспечивается хорошее приклеивание.

Сборка происходит в обратном порядке и начинается с насадки подшипников. Потребуется их хорошенько нагреть. Лучше всего использовать для подобной процедуры специальный трансформатор, предназначенный для нагрева.

После того, как подшипники расположились на местах, до конца насаживается передняя крышка. Хорошо прогревается полумуфта и устанавливается на место. Зашплинтуем ее подогнанной по размеру шпонкой и выполняем установку ротора. Надев вторую крышку, равномерно подтягиваем болты. Для этого слегка простукиваем по крышке и одновременно закручиваем крепеж.

Заканчиваем работу проворачиванием вала, чтобы убедиться в нормальном кручении. Торможение и закусывание происходит при наличии даже самого небольшого перекоса. Устранить этот дефект можно подтягиванием болтов. После крепления двигателя подаем питание и производим пробный запуск.
Во время тестирования для малогабаритных агрегатов желательно слегка подстучать по торцам вала с обеих сторон. Даже на слух становится понятно, что вал занял свое положенное место.


После всего рекомендуется поработать без охлаждения приблизительно четверть часа. Затем во время обкатки на слух отлично чувствуется качество поставленных подшипников. Покраска, при необходимости ее выполнения, делается до монтажа кожуха охлаждения. После установки потребуется тщательная центровка рабочих агрегатов.

Во время профилактических и ремонтных мероприятий приходится сталкиваться с очень легким одеванием крышки на подшипник или его надеванием на вал без натяга. Возьмем для примера вариант с крышкой. Для устранения подобной проблемы применяется как омеднение сваркой, так и выполнение насечек зубилом или керном.


Большой популярностью пользуется опаивание верхней обоймы подшипника. Для этого обычно применяется олово.

Хорошо нагретый трансформатором подшипник отлично поддается подобной обработке.
В случае прослабления на валу нагрев осуществляется паяльником.

Изображение - Ремонт электромоторов своими руками 12342352113
Автор статьи: Антон Кислицын

Я Антон, имею большой стаж домашнего мастера и фрезеровщика. По специальности электрик. Являюсь профессионалом с многолетним стажем в области ремонта. Немного увлекаюсь сваркой. Данный блог был создан с целью структурирования информации по различным вопросам возникающим в процессе ремонта. Перед применением описанного, обязательно проконсультируйтесь с мастером. Сайт не несет ответственности за прямой или косвенный ущерб.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here