Ремонт эбу калина своими руками

Самое подробное описание: ремонт эбу калина своими руками от профессионального мастера для своих читателей с фотографиями и видео из всех уголков сети на одном ресурсе.

Современный автомобиль — высокотехнологичное устройство. Достаточно заглянуть под капот и под панель: везде установлены датчики, провода, блоки управления и прочая электроника. Чем дороже и презентабельнее авто, тем больше оно напичкано всевозможным оборудованием. Как правило, чем больше электроники, тем больше возникает с этим проблем.

В любом автомобиле, и Лада Калина не исключение, электроникой управляет небольшая коробочка — электронный блок управления, или попросту ЭБУ.

Электронный блок управления также называется контроллером. Его основная задача заключается в сборе информации со всех датчиков, обработке и дальнейшей отдаче соответствующих команд исполнительным узлам. ЭБУ является элементом бортовой сети, он непрерывно обменивается данными с другими системами, например, АПС (антипробуксовочной системой), АКПП (автоматической коробкой передач), системой безопасности, климатической установкой и др.

Контроллер — это визуально небольшая микросхема, однако ее устройство довольно сложное. ЭБУ имеет несколько видов памяти:

Видео (кликните для воспроизведения).
  1. ППЗУ. Содержит все исполнительные схемы управления, ответственна за фиксацию команд в соответствии с определенной последовательностью. В этой памяти находятся данные калибровки или эталон настройки работы всех процессов в зависимости от мощности и типа силовой установки, а также других параметров (вес, трансмиссия и т.д.). ППЗУ не зависит от внешних источников питания, даже если бортовая сеть будет полностью обесточена, вся информация будет сохранена.
  2. ОЗУ. Память, которая полностью зависит от питания бортовой сети, в случае нарушения этого условия вся информация удаляется. Как правило, это коды диагностики и данные, необходимые ЭБУ для проведения расчетов.
  3. ЭРПЗУ – электрическое программируемое запоминающее устройство. Здесь сохраняются коды комбинаций иммобилайзера. Если этих данных не будет в памяти, то запуск двигателя будет невозможен. Система не зависит от питания, сведения сохраняются постоянно.

Контроллер — это многофункциональное устройство. Он не только контролирует работу двигателя, но и защищает авто от несанкционированного доступа.

Электронный блок управления находится под центральной консолью со стороны водителя. Чтобы получить к нему доступ, достаточно снять защитную панель. Стоит отметить, что место для расположения ЭСУД выбрано очень неудачно. ЭБУ под консолью часто заливает охлаждающей жидкостью, ведь радиатор отопителя и шланги находятся в непосредственной близости. Поэтому многие автомобилисты стремятся как можно скорее перенеси его в более безопасное место.

Данные, которые поступают с датчиков, содержат различные характеристики. Например, датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) собирает и передаёт данные об объемах поступаемого в систему воздуха — чем больше воздуха потребляет двигатель, тем выше его динамические характеристики. Если же показатели будут завышены, это неизбежно приведет к повышению расхода топлива. ЭБУ на Лада Калина способен отследить такие отклонения и сообщить о неисправности владельцу, хотя и продолжит отдавать команды на основе неверных данных.

Контроллер собирает информацию о следующих процессах:

  • положение коленвала и распредвала;
  • температура поступаемого воздуха;
  • сброс ошибок;
  • скорость движения автомобиля;
  • амплитуда колебаний кузова;
  • напряжение бортовой сети;
  • температура охлаждающей жидкости;
  • содержание примесей в выхлопных газах.

На ЭБУ также передаются данные о положении дроссельной заслонки, расход топлива, угол зажигания и многое другое.

Проблем с ЭБУ не так много. В основном выход из строя контроллера происходит по причине скачка напряжения в сети. Другие возможные неполадки системы:

  1. Устройство часто выходит из строя из-за повреждений механического характера. Например, девайс получил сильный удар или наблюдались продолжительные вибрации, которые вызвали возникновение трещин на пайках контактов и в других местах.
  2. Контроллер перегревается по причине сильных перепадов температур. Например, в зимний период некоторые автолюбители запускают мотор на высоких оборотах, пытаясь гарантированно его завести, в результате возникает перегрев ЭСУД.
  3. Коррозия. Как ни странно, ржавчина появляется на модуле из-за частых перепадов температуры воздуха и, как следствие, возникновения большого количества конденсата.
  4. Разгерметизация. По этой причине внутрь попадает влага, что и приводит к выходу устройство из строя.
  5. Отсутствие связи с блоком управления. Возникает после вмешательства в систему управления извне. Часто подобное происходит, когда от одного автомобиля пытаются «подкурить» другой, с севшим аккумулятором. Возможен вариант, когда во время работы двигателя с АКБ сбрасываются клеммы или при подключении нарушена полярность (клеммы перепутаны). Реже отсутствие связи происходит по причине запуска стартера без подключения к нему питания.

Если устройство вышло по каким-то причинам из строя, ремонт или замена должны проводиться только после выполнения комплексной диагностики. Особенность неисправности может указывать на неполадки, связанные с функционированием других систем. Если их своевременно не устранить, то ремонт или замена модуля на новый приведет к повторному выходу из строя.

Если устройство работает некорректно или вообще отсутствует связь, то заметить подобное можно по следующим признакам:

Свидетельствовать о неисправности контроллера может отсутствие сигналов управления системой зажигания, РХХ, бензонасоса и других устройств, работу которых регулирует электронный блок управления.

Прошивкой называется специальное программное обеспечение, которое создаётся специалистами различных компаний для улучшения характеристик двигателя. Как правило, прошивки постоянно обновляются, каждый год выпускаются новые, более современные и совершенные модификации. На автомобили Лада Калина совсем недавно была выпущена версия прошивки 3.0. Она улучшает динамические характеристики автомобиля, снижает потерю мощности при работающем кондиционере.

Читайте так же:  Ремонт своими руками велосипеда stels

После удачной прошивки изменения в работе двигателя чувствуются сразу: мотор лучше подхватывает с низких оборотов, двигатель работает плавно и тихо, повышается чувствительность педали газа. Переход скоростей выполняется быстрее (разгон осуществляется с переключением передач через одну), в условиях городского движения меньше приходится переключать передачи, плавная работа 5 скорости на низких оборотах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Благодаря прошивке обеспечивается:

  • улучшенный запуск двигателя в зимний период;
  • исключение провалов;
  • снижение расхода топлива;
  • повышение комфортабельности управления транспортным средством;
  • мягкость работы силового агрегата;
  • увеличение показателей мощности;
  • улучшение разгона;
  • увеличение максимальной скорости;
  • удаление стандарта «Евро» 3 и 4.

Улучшением работы двигателя должны заниматься на заводе, но, к сожалению, владельцам отечественных авто зачастую приходится заботиться о комфорте управления самостоятельно.

Процесс прошивки (обновление программного обеспечения) выглядит следующим образом:

  1. Сначала проводится полная диагностика двигателя, при неисправном моторе прошивка принесет больше вреда, чем пользы.
  2. Сохраняется оригинальная прошивка и на ее основе подбирается модифицированная.
  3. При помощи адаптера через диагностический разъем OBD II (соблюдая распиновку) в ЭБУ записывается посредством специальной компьютерной программы новое программное обеспечение.
  4. Контроллер перезагружается и проверяется работоспособность всех систем.

На первый взгляд выглядит довольно просто, но прошивать блок управления на Лада Калина без наличия специальных знаний и навыков крайне не рекомендуется. К тому же требуется оборудование и умение подобрать прошивку так, чтобы не навредить. Обратившись в специализированные организации, можно не только получить диагностику и прошивку, но и гарантию работоспособности.

Каждому владельцу автомобиля Лада Калина, особенно тем, кто владеет им не первый год, знакома проблема, связанная с заливанием контроллера охлаждающей жидкостью. Любая протечка в радиаторе отопителя или неплотное соединение шлангов приводит к попаданию антифриза на ЭБУ. Даже если таких проблем не возникало до сих пор, это не значит, что этого не произойдет в любой момент. Поэтому лучше не дожидаться таких неприятностей и заранее перенести блок управления в более безопасное место.

Сделать это несложно, для работы будет достаточно отвёртки и нескольких ключей. Наиболее распространенные места для переноса следующие:

  1. Прикрепить под утеплитель чуть выше коврика спереди слева.
  2. На воздуховод над бардачком.

В крайнем случае можно обмотать плотнее контроллер полиэтиленовой пленкой или замазать герметиком. Этот вариант не самый удачный, так как внутри будет копиться конденсат и ЭБУ выйдет из строя.

На всю работу уйдет не более часа. Вооружившись отвёрткой и ключом на 10, приступаем к демонтажу:

  1. Снять пластиковой кожух со стороны переднего пассажира.
  2. Сразу открывается доступ к контроллеру, но снять его не так просто. Для начала открутить отвёрткой саморез и попробовать потянуть ЭБУ на себя. Если не получается, то снять кожух со стороны водителя и давить с этой стороны.
  3. После снятия ЭБУ нужно открутить крепление, на котором он зафиксирован.
  4. Теперь можно заниматься установкой на новое место. В качестве примера было выбрано место под полкой бардачка.
  5. В полке проделать три отверстия для болтов на 5 в местах как на ЭБУ. После этого прикрутить контроллер к полке.

При установке нужно быть внимательнее и не повредить провода. Таким нехитрым способом можно избежать возможного заливания электронного блока управления и проблем, связанных с этой неприятностью.

Контроллер, или в простонародье «мозги», на Калине – один из важнейших компонентов автомобиля, не зря он получил такое прозвище. Без него невозможно представить нормальное функционирование всех систем транспортного средства. К тому же ЭБУ существенно облегчает осуществление контроля работы двигателя и бортовой сети, помогая своевременно выявлять неисправности и устранить их.

Примечание!
Чтобы провести работу по замене контроллера на автомобиле, запастись нужно будет: Отвёртками, а если быть более точнее то понадобиться крестообразная отвёртка которой винт крепления правой облицовки вывернуть нужно будет, а так же гаечный ключ понадобиться которым клемму минус с аккумулятора можно будет скинуть!

Краткое содержание:

Где находится контроллер (ЭБУ)?
На всех автомобилях он по разному установлен и даже на машинах Калина в зависимости от года выпуска может стоять в разных местах, вот к примеру на Калинах 2 (Мы такие в этой статье не рассматриваем) он стоит под ковролином и в отличие от первой Калины, совершенно в другом месте, на первых Калинах к сожалению контроллер так плохо расположен что при выходе из строя краника печки (Когда он течь начинает) его начинает заливать, в связи с этим вся электроника у него быстро гибнет и поэтому за очень короткое время контроллер приходит в негодность и подлежит замене, для наглядности где он расположен на первых Калинах, вы можете увидеть на фото ниже, стрелкой указана правая облицовка тоннеля пола и если её снять то контроллер перед глазами у вас будет.

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvaz-russia.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F10%2FMestonahozhdenie-kontrolera

Примечание!
Дадим совет, при покупки первой Калины рекомендуем вам первым же делом заняться контроллер, а именно перенести его из того места в другое, а то если его начнёт заливать краник печки, то вам на новый деньги придётся где то искать, а новый контроллер стоит не малых денег и поэтому нужно беречь тот который есть, чтобы его заменять не пришлось на новый (В этой статье мы ещё затронем тему насчёт переноса данной детали, поэтому внимательней всё читайте)!

Когда нужно менять контроллер (ЭБУ)?
На самом деле сломанный контроллер встретить не так то и легко, потому что они действительно практически всю жизнь живут пока сам автомобиль ездит, но он всё же может либо сгореть или либо из-за неудачного месторасположения его вообще залить водой, охлаждающей жидкостью и т.д., может, как и с первыми Калинами это случается (На них контроллер очень неудачно расположен с завода), симптомами его выхождения из строя являются пропадание связи с ЭБУ (То есть вы подключаетесь к нему и компьютер его просто не видит), а так же неправильная работа двигателя, к неправильной работе относиться троение двигателя, пропуски в системе зажигания, неверная работа топливных форсунок (Они могут либо лить и заливать двигатель в связи с этим будут, либо же просто отключаться и работать не будут) и ещё машина может не заводиться, но после появления этих симптомов на ЭБУ нужно думать в последнюю очередь особенно если она у вас перенесена в место где нет влаги, просто как мы уже сказали данные блоки управления вечны и практически никогда не выходят из строя.

Читайте так же:  Набор для ремонта трещины на лобовом стекле автомобиля своими руками

Примечание!
Самый лучший способ понять работает ли блок управления или же вышел из строя, так это поставить от заведомо исправного автомобиля точно такой же блок, просто на вид к сожалению определить его состояние очень трудно, кроме того блок даже и на связь может выходить и показывать что в автомобиле нет никаких ошибок, хотя сам машину заводить он не будет или же будет, но автомобиль будет работать неправильно и не развивать весь свой потенциал и мощность!

Примечание!
Когда ЭБУ будет снят, осмотрите его на нём не должно быть никаких трещин, если будет нужно то разберите его сняв с него крышку (Там винты нужно будет отвернуть боковые) и когда крышка будет снята и перед глазами у вас будет сама плата, то первым делом осмотрите её и на ней не должно быть влаги и она должна находиться в нормальном состоянии и ничего с неё оторванного тоже не должно быть!

Снятие:
1) В начале обесточьте всю бортовую сеть, а то если вода на контроллер или на колодку проводов попадёт когда вы её отсоединять будет, то она сразу выведет его из строя, либо же провода сгорят, но хотя даже и без воды замкнуть провода могут, поэтому всё таки обезопасьте себя скинув для этого клемму минус с аккумуляторной батареи (О том как это сделать, читайте «в этой статье» в пункте 1), затем со стороны пассажирского сиденья, а если быть точнее то в то место куда пассажиры ноги ставят залезьте и там сбоку будет находиться боковая облицовка тоннеля пола, она крепиться на одном винте, вы его выкрутите и после чего снимите облицовку как это на примере левой облицовки показано на маленьком фото.

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvaz-russia.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F10%2FLevaya-i-pravaya-oblitsovka-tonneli-pola

2) Как только правая облицовка будет снята, в самом низу разыщите блок управления, он крепиться на одном винте к корпусу отопителя (Указан стрелкой этот винт на фото 1), вы этот винт выкрутите и после этого выньте по направляющим контроллер, когда он будет вынут, отсоедините от него колодку проводов, для этого выдвиньте фиксатор который колодку крепит к блоку управления (см. фото 2) и после чего колодку можно отсоединять от контроллера и тем самым он полностью снят у вас будет.

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvaz-russia.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F10%2FVint-krepleniya-bloka-upravleniya-i-fiksator-kolodki-provodov

Установка:
Новый контроллер устанавливается в обратном порядке снятию, но при установке есть кой какие нюансы, во-первых иммобилайзер (Это только к новому блоку управления относиться, поэтому если вы его не меняете то ничего вам делать не нужно) если он у вас не отключен переобучать придётся (О том как это сделать, читайте в статье: «Обучение иммобилайзера на ВАЗ»), а во-вторых устанавливать если соберётесь на то же место контроллер (Что мы вам не советуем), то следите за тем чтобы кронштейны контроллера вошли (Указаны красными стрелками кронштейны, на фото отопитель кстати снят для наглядности с автомобиля) ровно в направляющие корпуса отопителя.

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvaz-russia.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F10%2FNapravlyayushhie-korpusa-otopitelya-i-kontroller

Дополнительный видео-ролик:
Обязательно ознакомьтесь с роликом ниже, в нём рассказывается для чего нужно переносить блок управления со своего штатного места, а так же показывается куда его можно закрепить и при помощи чего всё это делается.

Блок управления двигателем автомобиля – это, по сути дела, “мозги” автомобиля, от работы которых зависят все системы автомобиля. На неисправность блока управления указывает ряд факторов, однако определить точно, что именно вышло из строя в блоке управления, можно лишь с помощью качественной диагностики.

Чтобы провести диагностику необходимо обратиться в специализированный автосервис, в котором с помощью специального модуля и кабеля специалисты подключаются к блоку управления и делают его диагностику. Модуль подключают к специальному компьютеру, на котором установлена программа, распознающая коды ошибок, которые выдаются на экран при диагностике блока управления. В случае необходимости специалисты также используют мультимеры.

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningkod.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F03%2Fremont-jelektronnogo-bloka-upravlenija-dvigatelem-jebu-1-300x180

Таким образом, специалист фиксирует различные показатели в режиме реального времени. Он может определить положение дроссельной заслонки, топливные коэффициенты или, например, температуру. Осуществление диагностики для самых разных моделей современных автомобилей не составляет особого труда, кроме того, прошивка компьютера постоянно обновляется, а значит, компьютер получает новые данные по новым типам блоков управления. После того, как процедура диагностики выявила ошибки, специалисты приступают к ремонту блока управления двигателя, замене или же восстанавливают заводские настройки, сбрасывая появившиеся ошибки.

Читайте так же:  Сделать ремонт в комнате своими руками

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningkod.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F03%2Fremont-jelektronnogo-bloka-upravlenija-dvigatelem-jebu-2-300x168

Ремонт ЭБУ двигателя – это достаточно сложный и трудоемкий процесс и рекомендуется исключительно в случаях, когда замена блока управления невозможна по каким либо причинам, или когда замена может стать слишком дорогостоящей для владельца автомобиля. Ремонтировать ЭБУ своими руками не рекомендуется вовсе, есть большой риск повредить электронные “мозги” окончательно, что выведет из строя все сопутствующие системы автомобиля.

Причин, по которым электронный блок управления выходит из строя или начинаются какие-либо сбои в его работе, существует огромное множество. Среди самых распространенных поломок можно выделить такие как отсутствие обзора за датчиком АБС, отсутствие контакта с блоком зажигания, контролером работы инжектора, а также отсутствие контакта с различными датчиками, положения дросселя или датчиком температуры. Кроме того, блок управления может выйти из строя в результате механических повреждений или попадания влаги на микросхему. Таким образом в случае неисправности в блоке может произойти перенапряжение, что иногда полностью выводит систему из строя. Перегрев, попадание влаги, ржавчина, влага – все это может стать причиной поломки электронного блока. Также специалисты многочисленных автосервисов отмечают высокую долю обращений к ним автолюбителей, которые пытались ремонтировать блок управления своими руками или доверяли это дело неподготовленным людям.

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningkod.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F03%2Fremont-jelektronnogo-bloka-upravlenija-dvigatelem-jebu-3-300x251

Важно помнить, что ЭБУ состоит из множества сложных соединений, а потому некачественный ремонт своими руками может спровоцировать серьезные проблемы в работе этого агрегата. Что касается новых моделей автомобилей, то в случае проблем с блоком управления, рекомендуется полная замена этого элемента. Если автомобиль имеет гарантию, то стоит обратиться в дилерский центр, где и будет произведена замена ЭБУ на новый, при этом есть некоторые модели автомобилей, ремонт блока управления двигателем которых невозможен даже профессионалами. В любом случае стоит сначала провести качественную диагностику, затем посоветоваться со специалистом, и только после этого решать, что именно делать с вышедшим из строя блоком управления.

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningkod.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F03%2Fremont-jelektronnogo-bloka-upravlenija-dvigatelem-jebu-4-300x227

Вам все еще кажется что диагностика авто это сложно?

Если вы читаете эти строки, значит у вас есть интерес сделать что-то самому в машине и реально сэкономить, потому что вам уже знакомо что:

  • СТО ломят большие деньги за простую компьютерную диагностику
  • Чтобы узнать ошибку надо ехать к специалистам
  • В сервисах работают простые гайковерты, а хорошего спеца не найти

И вы конечно устали выбрасывать деньги на ветер, а о том чтобы кататься по СТО постоянно не может быть и речи, тогда вам нужен простой АВТОСКАНЕР ELM327 , который подключается к любому авто и через обычный смартфон вы всегда найдете проблему, погасите CHECK и неплохо сэкономите.

Мы сами протестировали этот сканер на разных машинах и он показал отличные результаты, теперь мы его рекомендуем ВСЕМ! Чтобы вы не попались на китайскую подделку, мы публикуем тут ссылку на официальный сайт Автосканера.

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Finomarki-remont.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F07%2FRaspolozhenie-kontrollera-JeBU-na-Lade-Kaline-360x252

Приветствую вас дорогие друзья и читатели нашего сайта. В сегодняшней статье я хотел бы с вами поговорить о контроллерах ЭБУ Лада Калина 1 и 2. Ну, а если заглянуть в саму структуру данного поста, то речь зайдет о том, где находиться контроллер ЭБУ, как самостоятельно его демонтировать, ну и конечно же взаимозаменяемость контроллеров.

Итак, блок управления двигателем Калины находится в самом низу консоли, между полом и радиатором отопления. Доступ к нему осуществляется со стороны ног пассажира.

Для этого нужно снять пластмассовую накладку, крепящуюся одним саморезом. Откручиваем его и отводим накладку по ходу автомобиля немного вперед, после чего она должна полностью выйти из зацепления. Убираем накладку в сторону. Под ней наблюдаем следующую картину.

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Finomarki-remont.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F07%2FRaspolozhenie-kontrollera-JeBU-na-Lade-Kaline-1

Расположение контроллера ЭБУ на Ладе Калине

Одной из самых распространенных проблем с которыми встречаются владельцы Лады Калины, является выход из строя ЭБУ. Давайте рассмотрим основные причины выхода из строя контроллера:

  • Выход со строя вследствие короткого замыкания в бортовой сети. Здесь, можно обойтись малой кровью и перепаять основные резисторы, или же приведет до полного сгорания элемента.
  • Попадание жидкости на панель блока, что приведет к полному выходу со строя. Обычно ЭБУ заливает антифризом.
  • Противоправные действия третьих лиц, которые приведут к поломке ЭБУ.
  • Прочие причины не указанные ранее.

Все эти причины послужат поводом для диагностики и демонтажа блока управления автомобилем.

Для того, чтобы снять блок ЭБУ на Ладе Калине необходимо выполнить следующий порядок действий:

  1. Cначала необходимо открутить 2 самореза, место первого показано стрелкой. Второй находится на том же уровне со стороны двигателя. Перед этим нужно не забыть снять клемму с аккумулятора. После выкручивания саморезов надо потянуть блок в сторону пассажирской двери? и он должен выехать оттуда по направляющим. Иногда бывает, что провода упираются в ковролин. Тогда их нужно поправить. Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Finomarki-remont.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F07%2FDemontazh-JeBU-Lada-Kalina-shag-1
  2. Для того, чтобы снять разъем и отсоединить блок от проводов, сначала нужно: потянуть за фиксатор разъема в сторону. Фиксатор представляет собой скобу. Думаю, что вы без труда найдете его на разъеме. Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Finomarki-remont.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F07%2FDemontazh-JeBU-Kalina-shag-2

После того как залитый тосолом блок оказался снят, следует провести его первоначальный осмотр. Для этих целей необходимо при помощи отвертки «звездочка» снять 4 винтика. Затем следует не спеша вынуть плату управления для проведения визуального осмотра. Наиболее распространенной поломкой является перегорание выходного ключа управления катушки зажигания. В таком случае ремонт не сможет помочь. Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Finomarki-remont.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F07%2FJeBU-Kalina-1

Читайте так же:  Ремонт котла иммергаз своими руками

В результате подобной неисправности Лада Калина начинает работать только на 2 цилиндрах, а иногда вообще отказывается заводиться. Справиться с подобной проблемой можно в условиях стационарной мастерской. Там осуществят снятие поврежденного элемента, выполнят его промывку и сушку. На втором месте по частоте находится выгорание платы. Обнаружить подобный дефект несложно: характерное почернение платы не оставит сомнений. Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Finomarki-remont.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F07%2FJeBU-Kalina-2

Можно ли починить в таком случае блок ЭБУ? Ответ на этот вопрос могут дать только в сервисном центре, однако опыт показывает, что ремонт здесь не поможет. Необходима полная замена. Случается так, что иногда схема мозгов оказывается поврежденной в легкой степени. Если это произошло, тогда автовладелец может легко отделаться. Для восстановления работоспособности автомобиля понадобится небольшой ремонт:

  1. протереть блок при помощи сухой ветоши;
  2. промыть многократно WD-40 и продуть его при помощи компрессора;
  3. промыть несколько раз в спирте и опять продуть компрессором;
  4. хорошо просушить, иначе Лада Калина не двинется с места;
  5. сушка занимает не менее 1-2 часов.

Приведу таблицу взаимозаменяемости ЭБУ Калины. Эти данные проверены не лично мной, а одним авторитетным для меня мастером. Взаимозаменяемость этих блоков относится только к блокам с заводскими прошивками (то есть после установки не нужно перепрошивать блок под ваш двигатель и датчики). Итак, в каждой строке маркировка блока, версия прошивки и класс токсичности.

  1. Bosch 21114-1411020-40 c ПО B104CR01(02) Евро3 (в моих случаях был именно этот) можно заменить на:
  2. Воsch 21114-1411020-40 с ПО В102СQ05(CR06) Евро3;
  3. Bosch 11183-1411020-02 c ПО B101CR01(02) Eвро2.

Все выше перечисленные блоки Bosch можно заменить на отечественные блоки Янврь7.2 и 7.2+.

Отечественные блоки все Евро 2, за исключением блоков М73 — они Евро3.Блоки Январь7.2 и 7.2+ производитель Автел или Ителма (Евро2) для Калины 1,6л 8V:
7.2 11183-1411020-21(22) с ПО А(I)201CO56(57)(58);
7.2+ 11183-1411020-21(22) с ПО A(I)201CР57. На этих блоках поддержки кондиционера нет, как я понимаю
И, собственно, блоки М73, которые подходят на Калину. Данные блоки все Евро 3:
М73 21114-1411020-41 с ПО А303CE05(CF06) Eвро3 (поддерживают кондиционер);
М73 21114-1411020-42 с ПО I303CE05(CF06) Eвро3 (поддерживают кондиционер). Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Finomarki-remont.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F07%2FJeBU-Kalina-5

Таким образом, все перечисленные ЭБУ с классом токсичности Евро3 можно менять можно менять между собой не задумываясь (только если на них заводские прошивки). Также возможна замена блока с классом Евро3 на блок с классом Евро 2, но наоборот нельзя. Вся маркировка находится на белой табличке, наклеенной на крышку ЭБУ. Далее я считаю нужным рассмотреть вариант замены блока на бывший в употреблении и стоявший на автомобиле с активированным иммобилизатором, так как в этом случае есть одна неприятная особенность.

Ремонт ВАЗ Калина, электрические схемы ВАЗ Калина, генератор Калина, стартер Калина

К вопросу о ремонте ЭБУ автомобилей «Калина»

В преддверии зимы хотел бы поделиться мыслями о некоторых неприятностях, которые нам преподносит «Калина». В этих рассуждениях не будут выясняться причины появления охлаждающей жидкости в ЭБУ. Здесь будут показаны последствия её пребывания в нем.
Начинается всё просто. Автомобиль едет, как ни в чем не бывало, водитель глушит мотор, идет, например, за хлебом (самый несложный вариант), или сидит весь день на рыбалке (более проблемный вариант). Затем он не может завести двигатель, и буксирует авто в гараж, не сняв клемму с АКБ (самый проблемный вариант).
Приступим к рассмотрению вариантов в порядке сложности. Вариант самый простой. Блок залило, его вовремя сняли и «препарировали». Вот что мы имеем (см. фото):

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F1.bp.blogspot.com%2F-CEAiTt0WfS0%2FTywmzOVuZ0I%2FAAAAAAAAAEg%2Flqct4pyW4KM%2Fs320%2Febu1

Что же мы видим? Охлаждающая жидкость неизвестного производства, при помощи процесса, называемого электролизом, под воздействием протекания электрического тока прокладывает токопроводящие дорожки, сопротивлением от единиц до десяток Ом, в зависимости от температуры и влажности. Этого достаточно, чтобы мотор не завёлся. Ниже снимок немного большего увеличения:

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F1.bp.blogspot.com%2F-_FITxcRF4JY%2FTywm2YATnJI%2FAAAAAAAAAEo%2FDrSjL72nHG8%2Fs320%2Febu2

Особо страшного ничего нет. Берём чистящее средство, что-то типа Фейри, и губкой для мытья посуды и кистью тщательно очищаем плату. Эту же процедуру производим с нижней крышкой корпуса блока (если это Январь 7.2). Затем долго сушим, например, греем в духовке при 50-80 оС.
Всё. Собираем блок, и проблема решена. Блок нужно закрепить над полкой на двусторонний скотч. Длины жгута вполне достаточно.

Следующий вариант немного сложнее.

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F3.bp.blogspot.com%2F-rQaUAThXzms%2FTywm2xFyK1I%2FAAAAAAAAAEw%2F5S9Yzl8jp5A%2Fs320%2Febu3

Охлаждающая жидкость опять-таки неизвестного производства, при помощи того же процесса, разрушает контактную площадку, металлизацию, и межслойные переходы (известные как via).

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F3.bp.blogspot.com%2F-Rkq7Sz3hmno%2FTywm3ryErBI%2FAAAAAAAAAE4%2FSGlpSbrYmDw%2Fs320%2Febu4

Мало того, эта жидкость ещё и создает гальваническую дорожку с сопротивлением в единицы Ом. Этой, на беглый взгляд, мелочи достаточно для того, чтобы мотор не завёлся никогда. Причём таких повреждений в блоке может быть достаточное количество. Главное, чтобы хватило терпения их все отыскать. Лечится достаточно просто. Нужно расчистить возникшую дорожку и хорошо пропаять межслойный переход. В смысле – хорошо прогреть, избавиться от окислов, и не допустить выпирания припоя над плоскостью нижней стороны платы (так называемый слой solder). Иначе продавится полиэфирный изолятор, приклеенный к нижней крышке корпуса блока Январь 7.2. Канал гальванической дорожки заливаем канифолью со спиртом, или каким-либо лаком. Отмечу, что спирто-канифольный флюс типа ЛТИ-120 для заливки не подходит. Там, кроме канифоли, входит еще много непонятных составляющих. Они могут нарушить нормальную работу ЭБУ.
С ЭБУ BOSCH немного сложнее, об этом позже.

Читайте так же:  Ремонт компрессора кондиционера приора своими руками

Вот так поврежденный участок выглядит после ремонта:

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F4.bp.blogspot.com%2F-BpZz92xHIB8%2FTywm6-98fRI%2FAAAAAAAAAFA%2FxT3tau3o_VQ%2Fs320%2Febu5

Ну и предпоследняя по сложности ситуация. Машина долго стояла в гараже, а в это время блок долго и упорно разъедался ТОСОЛом. Кстати, до сих пор не понимаю разницу между «тосолом» и «антифризом». Ведь по сути «антифриз» означает «незамерзающий», а ТОСОЛ – одна из торговых марок антифриза, не более того.

Собственно, речь вот о чем:

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F3.bp.blogspot.com%2F-xlYbWryw0yg%2FTywm7oCSZgI%2FAAAAAAAAAFE%2FUpN7nFd0TLs%2Fs320%2Febu6

Вся проблема в том, что разъедаются межслойные переходы (via) между верхним слоем (component) и внутренним, или нижним (solder) и внутренним. Напомню, что блоки BOSCH7.9.7, Январь 7.2 и VS изготовлены на трёхслойной печатной плате. Поэтому нижний и верхний слой при разрушении металлизации можно просто соединить проволочной или припойной перемычкой. А вот с внутренним слоем у нас ничего не получится. Имея принципиальную схему или исправный блок (вызвонив via), мы можем навесными проводками дублировать проводники внутреннего слоя. Но эти провода можно монтировать только по верхней стороне платы (слой component), в варианте Январь 7.2. Перемычки на нижнем слое не позволят собрать корпус блока.

На фотографии видно, что via разъедено полностью.

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F1.bp.blogspot.com%2F-UP_H3_3Uw8w%2FTywm8DQll2I%2FAAAAAAAAAFQ%2FTPAhgeTYW1o%2Fs320%2Febu7

Не имея представления о цепях, которые выполнены внутренним слоем, мы не можем оживить блок. К сожалению, он годится только на запчасти.

Но и это ещё не всё. Вот фотография того же via несколько другим планом:

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F1.bp.blogspot.com%2F-vs4SbsMqFeY%2FTywm9GDZEKI%2FAAAAAAAAAFY%2FP4mlM-EBfwI%2Fs320%2Febu8

Видно, что жидкость проникла под слой, и от этого он вспучился. Удалить оттуда антифриз тяжело. Нужно насверлить видимый слой на половину толщины платы, тщательно прогреть ее и залить жидкостью WD-40. Попытка не пытка, правда? Тем более, что блок все равно уже испорчен.

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F4.bp.blogspot.com%2F-NVuDiDR1_l8%2FTywm9-xIM2I%2FAAAAAAAAAFc%2FTknpqfJFmAs%2Fs320%2Febu9

Кроме разъеденных площадок и металлизации, налицо обугливание стеклотекстолита. Цветопередача фотоаппарата немного искажена по причине его низкого качества, да и собственно не совсем корректно делать снимки через окуляр микроскопа бытовым фотоаппаратом.

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F4.bp.blogspot.com%2F-B-wOUVa7sks%2FTywnCsbbcBI%2FAAAAAAAAAFw%2FF2_SONji1j0%2Fs320%2Febu11

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F2.bp.blogspot.com%2F-S8dPlq_l9IY%2FTywnDNhCKoI%2FAAAAAAAAAF0%2FeV0eXqf1Iks%2Fs320%2Febu12

Собственно, тут всё и так ясно. Но такой случай также достаточно просто восстановить.

Есть ещё очень интересный момент, на котором следует заострить внимание. Заключается он в следующем. Отремонтировали блок, после чего на столе он работает. Машинка уезжает, а на следующее утро заводится, и по мере прогрева салона глохнет. Физика процесса простая. Блок за ночь охлаждается. Утром завели мотор, включили печку, пошел тёплый воздух, и в холодном блоке на печатной плате возникает конденсат. И все, мотор заглох. А причина простая. Мы не обратили внимания на нижнюю крышку блока. При внимательном рассмотрении видны тёмные точки на плёнке-изоляторе. Если взглянуть на них через микроскоп, то увидим банальные сквозные отверстия. Не понимаю, как и чем полиэфирную плёнку (лавсан) можно так проесть:

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F4.bp.blogspot.com%2F-Zp36J1Uq6FQ%2FTywnDk7Nc5I%2FAAAAAAAAAF8%2FnbqPdAI_RHU%2Fs320%2Febu13

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F2.bp.blogspot.com%2F-16sYQXr7dSc%2FTywnECGCKfI%2FAAAAAAAAAGI%2Fpff8roXcujk%2Fs320%2Febu14

Через эти прекрасно различимые на снимках разрушения пленки происходит замыкание на корпус блока. И через другие дыры несколько цепей соединяются, и нарушается нормальная работа ЭБУ. Отмечу, что корпус изолирован, и одно отверстие ничем нам не повредит. А лечится достаточно просто. Отрываем плёнку и приклеиваем обратно со смещением 2-3мм вправо – вверх. Отверстия под крепёж вырезаем новые. Само место разрушения замазываем пастой КПТ-8. А чем плохо? Нормальный изолятор.

Теперь несколько слов про ЭБУ BOSCH 7.9.7. Немецкие инженеры так умеют делать печатные платы, что восстановлению они практически не подлежат. Там три основных слоя, но по периметру, исключая посадочное место разъёма, сделана ещё пара слоёв. Отслеживать ход немецкой инженерной мысли, сидя в лесу, довольно сложно. Из двенадцати присланных мне блоков BOSCH удалось восстановить всего три.

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F4.bp.blogspot.com%2F-pWgTiu3e-3c%2FTywnFH-I0KI%2FAAAAAAAAAGM%2FA4HEFJEW3CI%2Fs320%2Febu15

На снимке видна «плесень» на дорожках и на нижних правой и левой via. Что я могу сказать? Сдувать конденсаторы, тщательно чистить с помощью Фейри, покрывать лаком дорожки. Via пропаивать. Причём эти ЭБУ надо обрабатывать достаточно мощным паяльником. Не думаю, что иностранцы во внутренних слоях проектируют термобарьеры (их и на видимых слоях не наблюдается), поэтому греть площадки надо «по-взрослому». Но не в смысле температуры (не более 280-300 оС), а в смысле теплоёмкости паяльника.
Далее, ещё одно замечание. Каким образом качественно пропаять переходное отверстие, если оно подверглось электрохимической коррозии. У меня в лесу особого выбора нет, поэтому я пользуюсь флюсом для пайки алюминия.
Вот таким:

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F4.bp.blogspot.com%2F-jKw97FUqNzc%2FTywnFsUwL0I%2FAAAAAAAAAGY%2FN6XRJA-kNc0%2Fs320%2Febu16

Естественно, вариант не самый лучший, но приемлемый. Хотя на флаконе и написано, что смывать флюс не надо, это вызывает сомнения. А поэтому опять воспользуемся Фейри.

Ниже примеры восстановленных дефектных плат:

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F4.bp.blogspot.com%2F-4eSxfRTCtDE%2FTywnLneXslI%2FAAAAAAAAAGg%2FwCglM5xXBnE%2Fs320%2Febu17

Это фото «побежденных» дефектов со снимков 9-12:

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F3.bp.blogspot.com%2F-h9nRqCas6Hg%2FTywnMEbHT6I%2FAAAAAAAAAGk%2FsgqMrVrWwUE%2Fs320%2Febu18

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками proxy?url=http%3A%2F%2F4.bp.blogspot.com%2F-T9XaH3Rdq9c%2FTywnMkRnZwI%2FAAAAAAAAAGw%2FSvJV4_u7iik%2Fs320%2Febu19

и вы решили, что блок не подлежит восстановлению, подарите его мне. А? На любой почте его отправят за 50 рублей, включая упаковку. Адрес отправки можно узнать в личке.

Изображение - Ремонт эбу калина своими руками 12342352113
Автор статьи: Антон Кислицын

Я Антон, имею большой стаж домашнего мастера и фрезеровщика. По специальности электрик. Являюсь профессионалом с многолетним стажем в области ремонта. Немного увлекаюсь сваркой. Данный блог был создан с целью структурирования информации по различным вопросам возникающим в процессе ремонта. Перед применением описанного, обязательно проконсультируйтесь с мастером. Сайт не несет ответственности за прямой или косвенный ущерб.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here