Генератор ваз 2108 ремонт своими руками

Самое подробное описание: генератор ваз 2108 ремонт своими руками от профессионального мастера для своих читателей с фотографиями и видео из всех уголков сети на одном ресурсе.

Автомобиль как живой организм – все его детали требуют за собой бережного ухода и аккуратного обращения. Но, как и человеческий организм, машина иной раз дает «сбои».

Выход из строя электрического генератора может доставить массу проблем автовладельцу, но в его ремонте нет ничего сложного, и уж тем более, нет ничего такого, с чем бы не справился мужчина.

Итак, сегодня мы будем ремонтировать электрогенератор.

Генератор в автомобиле служит для выработки электрической энергии, и осуществляет электропитание аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться, и машина будет ехать ровно столько, на сколько хватит заряда аккумулятора.

Электрогенератор расположен под капотом автомобиля и приводится в действие ременной передачей. Причиной поломок генератора являются следующие неисправности: выработка щеток генератора, неисправность реле зарядки, выход из строя диодного моста генератора, заклинивание подшипников роторного вала генератора.

Проверка генератора ВАЗ 2108-21099, для выявления неисправностей:

Видео (кликните для воспроизведения).
  1. Присутствие посторонних шумов при работе – вероятный износ подшипников вала генератора.
  2. Недостаточное напряжение на «выходе» генератора – износ щеток или недостаточное натяжение ремня.
  3. Увеличение и снижение напряжения на «выходе» также может быть следствием неисправности диодного моста генератора.

Для первичной диагностики неисправностей – достаточно проделать следующие процедуры:

  • Проверить, вольтметром, напряжение на клеммах аккумулятора. При работающем двигателе и исправном генераторе напряжение на аккумуляторе должно варьироваться от 13,8 до 14,5 вольт.
  • При включенном двигателе прислонить ладонь к корпусу генератора и выявить вибрацию. При увеличенном износе подшипников вала вибрация, передаваемая на корпус генератора, будет более чем ощутима, спутать ее, с чем-либо, будет очень трудно.
  • Проверка натяжения ремня генератора: при выключенном двигателе необходимо надавить на ремень – его прогиб под пальцем не должен быть больше 1 – 1,5 см.

В связи с тем, что генератор расположен под капотом автомобиля, двигатель необходимо заглушить, руль вывернуть вправо, до упора и открыть капот. Электрогенератор на автомобилях ВАЗ 2108 – 15 установлен перед двигателем, в нижнем левом углу подкапотного пространства, между двигателем и радиатором охлаждения.

Перед демонтажем генератора необходимо отсоединить «массу» от аккумулятора, т.е. минусовый контакт.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Felectro-shema.ru%2Fimages%2Frele

Перед снятием самого генератора, дабы не делать лишнюю работу, снимаем реле зарядки с корпуса генератора и проверяем выработку щеток генератор. Реле зарядки установлено в задней части корпуса генератора, и крепится к нему двумя болтами. Для откручивания их Вам понадобится «крестовая» отвертка. При откручивании болтов, будьте аккуратны и не уроните их на защиту картера, иначе достать их оттуда будет одной большой проблемой.

Для снятия реле необходимо отсоединить провод, контакт в виде «мамы». После снятия реле зарядки и визуального осмотра щеток – принимаем решение о приобретении нового реле регулятора напряжения генератора или обратной установки демонтированного, в зависимости от износа щеток. Для их нормальной работы необходима длина щетки не менее 4 см. Теперь приступаем непосредственно к снятию электрогенератора с двигателя.

Теперь Ваш генератор отсоединен от двигателя полностью, и можно приступать к его разборке и ремонту.

При разборе электрогенератора необходимо иметь «под рукой» две важные вещи: съемник подшипников и тиски. Это значительно упростит и ускорит Вашу работу. Гаечным ключом на «19» отвинчиваем гайку от роторного вала, которая закрепляет крыльчатку на валу.

Для этого Вам необходимо одной рукой придерживать непосредственно крыльчатку, а другой рукой отвинчивать гайку, против часовой стрелки. Придется затратить определенные усилия, разумеется, но эту гайку нужно отвинтить. Крыльчатка генератора закреплена на валу шпонкой, и после снятии крыльчатки с вала необходимо удалить эту самую шпонку.

Теперь мы переворачиваем генератор задней крышкой вверх, и откручиваем гаечным ключом на «8» четыре гайки. Вытаскиваем освободившиеся четыре шпильке и освобождаем лицевую часть корпуса генератора.

В лицевой части крышки генератора установлен «передний» подшипник, закрепленный пластинами. Снимаем, открутив гайки, пластины и выбиваем подшипник из посадочного места. Это проще всего сделать деревянной дощечкой, по размеру совпадающей с диаметром подшипника.

Сейчас нам понадобятся тиски: накрутив на роторный вал гайку, закрепляем генератор, или то, что мы с Вами еще не разобрали, в тисках. Заднюю крышку, резким движением вверх, срываем с посадочного места подшипника.

У нас остался зажатыv в тисках роторный вал, с «задним» подшипником в самой верхней части. Чтобы его демонтировать, необходим съемник, надеваем его на подшипник и снимаем с вала.

Теперь у Вас на руках два подшипника – «передний» (он же маленький) и «задний» (большего размера) – смотрим на их маркировку и приобретаем точно такие же.

Важно: Практика показывает, что при приобретении подшипников для генератора, необходимо их снять, и по аналогии купить в магазине. Такие советы продавцов как: «они все однотипные» или «если у Вас генератор старого образца, то берите эти» – часто ошибочны. Да почти всегда ошибочны. Ради экономии времени, проще всего снять подшипники и по их маркировке подобрать аналогичные.Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Felectro-shema.ru%2Fimages%2Fpodshipnik-generatora

Тот же совет касается и диодного моста, установленного в задней крышке генератора. Если на нем визуально наблюдаются повреждения, или окись металлов – лучше без раздумья снять (он крепится четырьмя гайками к внутренней части задней крышки) и приобрести новый.

Стоимость запасных частей (в среднем): Подшипники (пара) – 150 рублей. Реле зарядки: 140 рублей. Диодный мост – 200 рублей. Съемник подшипников – 100 рублей. Итого: 590 рублей.

  1. Начинаем с установки заднего подшипника на вал. Это делается при помощи молотка и небольшой дощечки. Двумя-тремя ударами сажаем подшипник на вал.
  2. В случае снятия диодного моста – закрепляем его на «родные» места, на те же четыре шпильки, в задней крышке корпуса генератора.
  3. Устанавливаем заднюю крышку на ротор генератора, так, чтобы подшипник полностью «сел» в свое посадочное место в задней крышке генератора, для упрощения процедуры можно использовать молоток, и не очень сильными ударами по задней крышке, «посадить» ее на вал.
  4. В передней крышке осуществляем замену малого (или переднего) подшипника и закрепления его пластинами в посадочном месте.
  5. Внимаем из тисков генератор и прежде чем надеть переднюю крышку, одеваем распорное кольцо на вал, между передним подшипником и упорной выемкой на валу.
  6. Устанавливаем переднюю крышку и затягиваем «крест-накрест», гайки на длинных шпильках, чтобы затяжка была равномерной.
  7. В выемку, на роторном валу, устанавливаем шпонку, после чего надеваем крыльчатку генератора, и затягиваем гайкой.
Читайте так же:  Ремонт кпп волга своими руками
Видео (кликните для воспроизведения).

Генератор собран и теперь, для удобства, нужно установить в штатное место реле генератора со щетками. И не забудьте подсоединить к нему (реле) провод от генератора.

Порядок установки – обратный его снятию:

  1. Вставляем генератор в кронштейн крепления.
  2. Одной рукой давим сверху на двигатель, а другой рукой, из-под арки переднего правого колеса, вставляем болт кронштейна на свое место. Гайку этого болта накручиваем, н не затягиваем.
  3. Закрепляем саморезами пылевую защиту генератора.
  4. Надеваем ремень привода генератора на шкив генератора и устанавливаем планку натяжителя ремня генератора. Натягиваем ремень до положенных значений прогиба (1 – 1,5 см.) и одновременно затягиваем гайку на плаке натяжителя.
  5. Теперь затягиваем гайку на кронштейне крепления генератора.

Все, генератор установлен. Убедитесь, еще раз, что массовая клемма снята с аккумулятора и подсоедините все провода к генератору.

Помните, что их три штуки: парные провода крепятся гайкой к шпильке, на задней стенке генератора, а «мама» вставляется в «папу».

Вот теперь можно надеть клемму «минус» на аккумулятор и завести автомобиль. Я уверен, что у Вас вся работа была проделана правильно, и генератор стал вырабатывать напряжение, необходимое для работы машины.

Для уверенности в правильной работе генератора, проверьте вольтметром выдаваемое напряжение. Удачи Вам на наших дорогах!Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Felectro-shema.ru%2Fimages%2FDSCF0898_01

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F3a808242367b1f3c168efebeb65a55a9570f892d3bdce

1. Снимите генератор с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 (см. «Снятие и установка генератора 37.3701»).

2. Отверните гайку и снимите регулировочную планку генератора. Пометьте любым способом (удобнее всего фломастером) взаимное расположение крышек и статора генератора.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Fb4e3e32dd3535c03cd9388fd9e722b61570f892d46ef9

3. Отверните гайку крепления и выньте поджимную втулку.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Fb7f9c81bb1a3ac9fef25ee4e2555a01f570f892d4de7e

4. Выньте болт и снимите кронштейн с генератора.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Fd41cfbd3d8787f4ae7524c6d429e5af6570f892d5487d

5. Отверните гайку крепления, удерживая шкив генератора от проворачивания (см. «Замена шкива генератора 37.3701»), и снимите шкив вместе с крыльчаткой вентилятора. Выньте из вала якоря сегментную шпонку.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Fb53e971448760be654e078c8e70fd0d3570f892d5af0e

6. Отверните гайку и отсоедините провод конденсатора от вывода «30» генератора.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Fa78388245296fc82548bf2a0106fbdc4570f892d610ab

7. Отверните винт и снимите с генератора конденсатор.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F78fe0f0baa6b9ca74f583418f8658311570f892d9c4e6

8. Отсоедините на генераторе разъем с проводом от щеткодержателя.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F133f9e7ebbcb02e4b9f5f2f0fd851824570f892da7885

9. Отверните два винта крепления щеткодержателя.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Ff2e41b374106dbbb52871437aa847450570f892db1191

10. Выньте щеткодержатель с регулятором напряжения.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Fcd47de1bd5608acaf40ca5c5d8c0fd5f570f892db9b94

11. Отверните четыре гайки крепления…

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F54bafb13120751d09859e6c6682d5d1e570f892dc1d79

12.… и выньте четыре стяжных болта.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Fc548bc5babd79665f26b42cc1a41a9ae570f892dcb2ab

13. С помощью съемника снимите с вала якоря крышку генератора со стороны привода.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F0313d800a090944e27978babed5899e2570f892dd63da

14. Снимите распорную втулку с вала якоря.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F11c5297ae3a86b8da8bd3a55e80a47f0570f892ddd316

15. Выньте якорь генератора из крышки генератора со стороны коллектора.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Ff13ad009da9eb4de375e40e543046a49570f892de3fbd

16. Отверните три гайки крепления и отсоедините выводы статора от выпрямительного блока.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Fdc5e79d7e298d16d1f7ce5cc7cbf05a9570f892dea9dc

17. Выньте три болта крепления выпрямительного блока и выводов статора с изолирующими колодками.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F299bdd8e01bf22ca9c0b0c2ba4671a59570f892df11be

18. Выньте статор генератора из крышки генератора.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F72edecef137d80bd5f0afdb5c54789f8570f892e03950

19. Отверните на генераторе гайку крепления вывода «30».

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F2a8081e0704a76d3a79bcf7bb5d0214f570f892e0a33f

20. Отожмите отверткой выступ на штекере внутри разъема и протолкните штекер с проводом внутрь крышки генератора. При этом пластмассовый разъем остается на крышке генератора.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Fc53419d4e938f1d7624b713b1879c218570f892e10f21

21. Выньте выпрямительный блок из крышки генератора.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F91787f0bb6eedad53c4dcc0375200a61570f892e17dee

22. Для замены подшипника в крышке генератора со стороны привода отверните четыре гайки крепления, выньте болты…

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F173bb7ee6bb993fe1cbdbc6195db5204570f892e1ee6a

23.… и снимите внутреннюю и наружную шайбы крепления подшипника. Затем с помощью подходящей оправки выпрессуйте подшипник из крышки генератора. Новый подшипник запрессовывайте заподлицо с поверхностью крышки генератора. Усилие надо прикладывать только к наружному кольцу подшипника крышки генератора.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Ff6060cd77e5baf68eee79fc9e8b52155570f892e26375

24. Чтобы заменить подшипник вала якоря генератора со стороны коллектора, спрессуйте подшипник съемником с вала якоря. Напрессуйте новый подшипник на вал якоря до упора, прилагая усилие только к внутреннему кольцу подшипника.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Fd59de908ee813fbcf47fcde5dc8e0de3570f892e2d7f0

25. Осмотрите контактные кольца. Если на них есть задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и т.п., кольца необходимо прошлифовать. Если повреждения колец нельзя удалить шкуркой, проточите кольца на токарном станке, снимая минимальный слой металла, и затем прошлифуйте.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Fa1aefb00b8d2941c941a6a6ca21d20b3570f892e3563b

26. Проверьте омметром (тестером) сопротивление обмотки ротора генератора, подсоединив омметр к контактным кольцам. Если омметр покажет бесконечность, значит, в обмотках обрыв и нужно заменить ротор.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F9be3694767b708e511095cc3536fb159570f892e3d40f

27. Проверьте с помощью контрольной лампы, нет ли замыкания обмотки на корпус ротора. Включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Один из проводов подсоедините к корпусу ротора, а второй — поочередно на каждое кольцо. В обоих случаях лампа не должна гореть. Если лампа загорается, то обмотка замкнута: необходимо заменить ротор.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F674316c167f264667698e0ba9c24017c570f892e45354

28. Осмотрите статор генератора. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания якоря о статор. Если есть износ — надо заменить подшипники или крышки генератора.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F7d60864fd28d9883ddfc869bd25e9fff570f892e4d78d

29. Проверьте, нет ли обрыва в обмотке статора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Поочередно подсоедините контрольную лампу между всеми выводами обмотки статора. Во всех трех случаях лампа должна гореть. Если лампа не загорается, произошел обрыв в обмотке статора. Замените статор или обмотку.

Читайте так же:  Ремонт водонагревателей gorenje своими руками

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F8e4e95e8bf2639671dc1d8f546dd6532570f892e55b03

30. Проверьте, нет ли замыкания обмоток статора на корпус. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Подсоедините лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока к корпусу статора. Если лампа загорается, значит, есть замыкание — необходимо заменить статор или обмотку статора. 31. Осмотрите крышку генератора со стороны привода. Если есть трещины, особенно в местах крепления генератора, замените крышку генератора. Измерьте диаметр посадочного места под подшипник в крышке генератора со стороны привода. Если отверстие под подшипник деформировано или его диаметр превышает 42 мм, замените крышку генератора.
32. Проверьте легкость вращения подшипников генератора. Если при вращении подшипников появляется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, подшипники генератора нужно заменить. Также замените подшипники с поврежденными защитными кольцами или следами подтекания смазки.
33. Осмотрите крышку генератора со стороны контактных колец. Если есть повреждения, либо изношено посадочное кольцо под подшипник, замените крышку генератора.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F5d6a24c4dd089e14fcb0038bdb8e3535570f892e5e8fb

34. Проверьте исправность регулятора напряжения. Подсоедините контрольную лампу 12В к щеткам регулятора напряжения. Подайте напряжение 12 В: «+» на клемму, «-» на «массу» щеткодержателя. Контрольная лампа должна загореться.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F255d6b7b69a507150550bd425aa27bd2570f892e66fd4

35. Увеличьте напряжение до 15-16 В — лампа должна погаснуть. Если лампа не гаснет или не загорается при напряжении 12 В, замените регулятор напряжения со щеткодержателем.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F981cc93708de8d183abf2ad3f79204e8570f892e6f3ed

36. Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателе и их выступание. Если щетки выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм, замените регулятор напряжения со щеткодержателем. При обнаружении на щетках сколов и трещин замените регулятор напряжения.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2Ffa204bfc99993b62afd99b825b8517b8570f892e77f0b

37. Исправность конденсатора генератора можно проверить мегомметром или тестером (по шкале 1-10 МОм). Подсоедините щупы тестера к контактам конденсатора. Перед подключением прибор показывает бесконечность. В момент подключения сопротивление уменьшается, а затем возвращается опять в бесконечность. В этом случае конденсатор исправен. Неисправный конденсатор генератора надо заменить.
Проверить диоды выпрямительного блока генератора можно как на снятом генераторе, так и не снимая генератор с автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099. Порядок проверки выпрямительного блока генератора одинаковый. Для наглядности схемы проверки выпрямительного блока показаны на снятом генераторе. Для проверки выпрямительного блока на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 отсоедините провода от аккумуляторной батареи и генератора, а также снимите колодку с проводом с вывода регулятора напряжения.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F4c42362cfbb649f1d18311f14774b292570f892e82856

1 — положительные диоды;
2 — отрицательные диоды;.
3 — дополнительные диоды.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F2637c482f8f92b8d68e3ff25e8945c46570f892e8c82e

38. Проверьте диоды выпрямительного блока с помощью контрольной лампы 12 В и аккумуляторной батареи. Для проверки замыкания в положительных и отрицательных диодах подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к выводу «30» генератора, а «-» аккумуляторной батареи к корпусу генератора. Если лампа загорается, то в диодах есть замыкание и выпрямительный блок нужно заменить.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F0311e29508264514421bdfb360b30ea5570f892e965d5

39. Для проверки положительных диодов подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к выводу «30» генератора, а провод, идущий от «-» аккумуляторной батареи, — к одному из болтов крепления выпрямительного блока. Если лампа горит, значит, есть замыкание в положительных диодах: выпрямительный блок необходимо заменить.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F4617e79b458044d37c7d24c96b74c949570f892eb6a48

40. Для проверки отрицательных диодов подсоедините «+» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к одному из болтов крепления выпрямительного блока, а провод, идущий от «-» аккумуляторной батареи, — к корпусу генератора. Если лампа загорается, то в отрицательных диодах есть замыкание — выпрямительный блок необходимо заменить.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Горящая лампа при проверке отрицательных диодов может указывать также на замыкание обмотки статора на корпус генератора, однако такая неисправность встречается гораздо реже, чем замыкание диодов.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Ftuningtaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F02%2F9d575a3c80c460d2fd3585f73c439ca9570f892ec6304

41. Для проверки дополнительных диодов подсоедините провод «+» от аккумуляторной батареи через контрольную лампу к выводу «61» генератора, а провод, идущий от «-» аккумуляторной батареи, — к одному из болтов крепления выпрямительного блока. Если лампа загорается, значит, есть замыкание в дополнительных диодах. Выпрямительный блок необходимо заменить.
42. Соберите генератор в порядке, обратном разборке. При этом сориентируйте крышки генератора в соответствии с ранее сделанными метками. Пружинную шайбу шкива генератора установите выпуклой стороной к гайке. Затяните гайку моментом 39-90 Н•м (3,9-9,0 кгс•м).

Генератор (агрегат, источник питания здесь и далее) ваз 2108

Генератор автомобиля предназначен для выработки электроэнергии, и осуществляет подзарядку аккумуляторной батареи. В случае нарушения нормального режима работы электрогенератора на автомобиле, его аккумулятор начинает постепенно разряжаться.
И ваш автомобиль далеко не уедет. Все зависит от того на сколько ему хватит заряда аккумуляторной батареи. Выполнить снятие и ремонт генератора ваз 2108 вы сможете самостоятельно.
Начинаем ремонт с выявления причины неисправности, чтобы избежать множества ненужных и трудоемких операций. Наша простая и понятная инструкция по ремонту вам в этом поможет.

Электрогенератор располагается под капотом машины и работает от ременной передачи.
Самые распространенные причины поломок генератора следующие:

  • Ослабла натяжка, либо растянулся ремень генератора
  • Неисправно зарядного реле
  • Выработались щетки генератора
  • Вышел из строя диодный мост
  • Заклинило подшипник (или оба подшипника) роторного вала

Признаки неисправностей и их выявление:

  • Прослушиваются посторонние шумы явно слышимые при работе – это вероятный признак износа подшипников вала
  • Низкое напряжение, получаемое на «выходе» от генератора – означает износ щеток либо ослабленное натяжение ремня
  • Повышение либо понижение напряжения, получаемое на «выходе» может быть вызвано неисправностью диодного моста

Что означает загоревшаяся красная лампочка на приборной панели с изображением аккумулятора:

  • В любом случае это сигнал о том, что напряжение на выходе агрегата ниже напряжения аккумуляторной батареи либо наоборот напряжение аккумуляторной батареи ниже напряжения, поступающего от генератора
  • Когда с повышением оборотов двигателя лампа гаснет скорее всего неполадки связаны с генератором
  • Если стала светить ярче — пора менять аккумуляторную батарею
Читайте так же:  Ремонт стиральной машины ардо своими руками замена подшипника

Чтобы выполнить первичную диагностику неисправностей, вам достаточно сделать следующие процедуры:

  • Проверьте при помощи вольтметра напряжение на (контактах) клеммах аккумуляторной батареи. На работающем моторе при исправном генераторе на аккумуляторе напряжение должно быть в пределах 13,8 — 14,5 вольт
  • На запущенном двигателе прикоснитесь ладонью к корпусу прибора, чтобы обнаружить вибрацию. Когда увеличен износ подшипников вала, их вибрация, передаваемая через корпус генератора, более чем ощутима, перепутать ее с чем-то другим весьма трудно
  • Проверьте натяжение ремня: при остановленном двигателе вам необходимо нажать на ремень пальцами – его прогиб не должен превышать 1 — 1,5 сантиметра

Вследствие того, что наш агрегат располагается под капотом машины, двигатель придется заглушить, руль выкрутить вправо до упора, открыть капот. Генератор электроэнергии на ваз 2108 установлен впереди мотора.
И располагается в подкапотном пространстве в нижнем левом углу, между мотором и радиатором.
Итак:

  • Перед снятием агрегата необходимо отключить «массу» от аккумуляторной батареи, (минусовый контакт, либо обе клеммы)
  • Чтобы избежать лишней работы перед снятием агрегата, снимаем с него реле зарядки и проверяем заодно выработку щеток
  • Реле зарядки располагается в задней части агрегата и прикреплена к его корпусу двумя винтами
  • Чтобы открутить их вам потребуется «крестовая» отвертка
  • Откручивая винты, будьте осторожны, чтобы не упали на защиту, иначе придется доставать их оттуда, а это будет еще одной огромной задачей (причем совершенно не нужной)
  • Чтобы снять реле, нам необходимо освободить (отсоединить) провод, имеющий контакт типа «мама»
  • После того как сняли реле зарядки, визуально осмотрели щетки – принимаем решение, стоит ли приобретать новое реле напряжения либо устанавливаем обратно демонтированное, все зависит от степени износа щеток
  • Для нормальной работы щеток необходима длина не менее 4сантиметров

Приступаем к снятию генератора ваз 2108, ремонт – будет следующим шагом:

  • Отсоединяем от агрегата провода – они, как правило, красного цвета входят в две группы
  • Первая группа из двух проводов прикреплена гайкой к болту, который расположен на задней крышке
  • Вторая группа — из одного провода, соединена с клеммой агрегата посредством контактов «мама — папа», на той же задней крышке генератора.

Чтобы снять генератор с мотора, нам необходимо отвернуть пару гаек и один болт в определенной последовательности:

  • Сначала откручиваем гайку, которая крепится к планке натяжителя приводного ремня (расположена в верхней части источника питания)
  • Затем отвинчиваем болт, крепящий планку натяжителя к корпусу мотора, снимаем ее
  • Третьим этапом отвинчиваем гайку от болта, который крепит кронштейн генератора на блоке двигателя

Некоторые нюансы, которые облегчат новичкам процесс снятия агрегата своими руками:

  • Кронштейн, крепящий генератор, располагается в нижней части корпуса двигателя, под генератором. Отвинтив его гайку необходимо сразу снять приводной ремень со шкива самого агрегата
  • Болт, крепящий генератор следует выдавливать влево из его кронштейна до упора в кузов либо в защиту агрегата
  • Необходимо выкрутить два винта расположенных со стороны колеса (правого), которые крепят грязевую защиту к кузову
  • Если болт, крепящий генератор по-прежнему упирается в какие-нибудь детали кузова, следует нажать на мотор одной рукой, одновременно вытаскивать болт, работая другой рукой.

Теперь, когда генератор снят с двигателя полностью, мы можем приступать к разборке.

Для разбора электрогенератора вам просто необходимо иметь два важных инструмента:

Они значительно облегчат а так же ускорят Вашу работу.
Кроме них пригодится:

Теперь, когда мы запаслись необходимым инструментом, приступаем к разборке:

  • Воспользовавшись ключом на 19, откручиваем гайку, которая крепит крыльчатку на валу

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fmasteravaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F04%2Fotkruchivaem-gayku-krepleniya-krylchatki-klyuchom-na-19-600x450

Откручиваем гайку крепления крыльчатки ключом на 19

  • Для этого необходимо придерживать крыльчатку одной рукой, а другой рукой снимаем гайку, вращая ее против часовой стрелки
  • Придется приложить определенные усилия, но эту гайку необходимо открутить
  • Крыльчатка застопорена на валу шпилькой, после того, как сняли крыльчатку с вала нам необходимо вынуть эту шпильку

Внимание : Следует запомнить и даже записать расположение распорных шайб на роторном валу и гаек при их снятии. Так как каждый тип прибора — генератора имеет свои неповторимые особенности по их непосредственному расположению, которое не зависит от указаний в инструкциях либо книжках по ремонту.
Запоминайте сразу, а лучше зарисовывайте, порядок расположения таких шайб, установленных на имеющемся у вас агрегате.

  • Теперь переворачиваем агрегат вверх задней крышкой, откручиваем, используя ключ на 8 гайки (их четыре)
  • Вытаскиваем четыре шпильки, освободившиеся при этом, и высвобождаем лицевую часть корпуса
  • В этой части крышки расположен «передний» подшипник, который закреплен пластинами (этот подшипник со стороны привода выходит из строя чаще; причиной его выхода из строя может быть перетяжка ремня привода)
  • Снимаем пластины, открутив гайки, затем выбиваем подшипник при помощи наставки из его посадочного места
  • Для этого идеально подходит деревянная дощечка, которая по размерам совпадает с диаметром выбиваемого подшипника (можно использовать наставку из мягкого металла, подходящего размера)

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fmasteravaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F04%2Fsnyatye-s-agregata-kryshki-600x312

  • Теперь нам необходимы тиски: накручиваем гайку на роторный вал, зажимаем агрегат или точнее то, что еще не разобрали в тиски
  • Его заднюю крышку срываем резким движением вверх с посадочного места
  • Теперь, когда мы сняли крышки генератора, у нас зажат в тисках сам роторный вал, на котором находится «задний» подшипник в верхней части, как видим на фото внизу.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fmasteravaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F04%2Frotornyy-val-zazhat-v-tiskah-mozhno-snimat-zadniy-podshipnik

Роторный вал зажат в тисках, можно снимать «задний» подшипник

  • Чтобы демонтировать подшипник с вала, нам необходим специальный съемник
  • Надеваем съемник на подшипник и стаскиваем подшипник с вала

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fmasteravaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F04%2Fspetsialnyy-semnik-dlya-podshipnikov

Специальный съемник для подшипников

  • Теперь у нас руках есть два подшипника: «передний» (маленький) и «задний» ( тот что побольше размером) — посмотрите внимательно на их маркировку, приобретайте такие же точно
Читайте так же:  Ремонт триммера efco 8061 своими руками

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fmasteravaza.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F04%2Fzadniy-i-peredniy-podshipniki-600x450

Задний и передний подшипники

Важно:Как показывает практика, при покупке новых подшипников , необходимо снять старые. И затем купить новые аналогичные в магазине.
А такие подсказки продавцов типа: «они все одинаковые» либо «если генератор у вас старого образца, однозначно берите вот эти» — часто являются ошибочными. Вернее почти всегда.
Рекомендуем, чтобы сэкономить ваше время, деньги и нервы, проще снять подшипники и уже по их заводской маркировке подбирать аналогичные.

  • Этот совет распространяется на выпрямительный блок (диодный мост), который установлен в задней крышке
  • Если на блоке видны повреждения, либо окись металлов – рекомендуем без лишних раздумий снять его (он крепится посредством четырех гаек к внутренней части крышки) и незамедлительно приобрести и установить новый

Рассмотрим в какую цену обойдется ремонт без помощи специалистов на сто:

  • Зарядное реле — около 140 рублей
  • Подшипники (оба) – примерно 150 рублей
  • Сам диодный мост – около 200 рублей
  • Специальный съемник для подшипников – до 100 рублей

Итого ремонт генератора обойдется всего: 590 рублей.

Начинаем сборку для ваз 2108 генератора, ремонт подошел к завершающей стадии:

  • Сборка начинается с запрессовки заднего подшипника обратно на вал. Это действие мы выполняем при помощи небольшой дощечки и молотка
  • Двумя-тремя сильными ударами насаживаем подшипник на вал
  • Если снимали выпрямительный блок – возвращаем его те же четыре шпильки крепления выпрямительного блока, расположенные в задней крышке
  • Теперь устанавливаем саму заднюю крышку обратно на ротор, чтобы подшипник до конца «сел» в предназначенное посадочное место, расположенное в задней крышке
  • Чтобы упростить процедуру, можно воспользоваться молотком, и бить через деревянный брусок не сильными ударами по крышке, чтобы «посадить» ее полностью на вал
  • В нашей передней крышке производим замену малого (переднего) подшипника и закрепляем его пластинами
  • Вытаскиваем из тисков агрегат и перед надеванием передней крышки, одеваем на вал распорное кольцо, которое должно находиться между передним шарикоподшипником и упорной выемкой, расположенной на валу
  • Ставим переднюю крышку, затягиваем гайки на шпильках «крест-накрест», чтобы затяжка их была равномерной
  • Устанавливаем шпонку в выемку роторного вала, после этого насаживаем крыльчатку и затягиваем ее гайкой

Вот генератор собран, сейчас удобно установить на место реле со щетками.

Порядок установки – процесс обратный снятию:

  • Вставляем его в кронштейн крепления
  • Одной рукой надавливаем сверху на мотор, а второй рукой, со стороны переднего правого колеса, мы вставляем болт крепления кронштейна на место
  • Гайку болта накручиваем, но не затягиваем
  • Затем закрепляем при помощи саморезов пылевую защиту
  • Теперь надеваем приводной ремень на шкив агрегата и ставим планку натяжителя ремня
  • Натягиваем приводной ремень до нужного значения прогиба (1 – 1,5 сантиметра) и одновременно зажимаем гайку, расположенную на плаке натяжителя
  • Теперь зажимаем гайку, находящуюся на кронштейне крепления нашего генератора.

Все, агрегат успешно установлен. Для ваз ремонт генератора завершен.
Убедитесь, лишний раз, что клемма минус снята с аккумуляторной батареи и подключите все провода назад к генератору. Помните, что: парные провода прикрепляются гайкой к шпильке, расположенной на задней крышке генератора, а одиночный провод соединяется посредством разъемов типа «мама — папа».
Теперь можно подключить клемму «минус» на аккумуляторную батарею и запустить двигатель.
Если работа была вами проделана правильно, то на ваз 2108 ремонт электрооборудования (генератора в частности) завершен и больше не составляет вам проблемы. Источник питания стал вырабатывать положенное напряжение для работы автомобиля.
Для полной уверенности в исправной работе, можно проверить вольтметром выдаваемое им напряжение.
Если не все понятно в устройстве генератора, то о ремонте ваз 2108 ищите в разделе электрооборудование либо воспользуйтесь обучающим видео.

Добро пожаловать!
Генератор – это такой агрегат, который даёт зарядку аккумулятору и ток в бортовую сеть автомобиля, но он работает только когда машина заведена и чем больше оборотов выдаёт двигатель у автомобиля, тем больший ток даёт генератор, но слишком большой ток ему не позволяет выдавать так называемый регулятор напряжения, благодаря которому напряжение подаваемое от генератора выпрямляется (Генератор то даёт неравномерный ток) и в связи с чем, напряжение не скачет и нет такого, что при включении каких то либо приборов, другие начинают работать значительно хуже и кстати, благодаря данному агрегату (Регулятору напряжения) можно настроить генератор таким образом, чтобы он подавал максимальный ток в бортовую систему автомобиля (Это хорошо, когда генератор уже старенький или просто много приборов в автомобиль подключено и аккумулятор из-за чего садится быстро).

Примечание!
Чтобы отремонтировать генератор много инструментов не понадобится, особенно если делать всё по уму то можно даже и съёмники никакие не покупать (Об съёмниках чуть позже), главное только всеми ключами запастись которые есть в вашем арсенале и ещё одним таким прибором, под названием: Мульти-метр или если его нет, то омметр будет нужен (В мульти-метре как правило уже есть данная функция), благодаря нему можно проверить отдельные детали у генератора на работоспособность и контрольной лампочкой тоже запастись придётся, с её помощью, диодный мост проверяется на исправность!

Краткое содержание:

Когда нужно ремонтировать генератор?
1. На любой комбинации приборов есть индикатор заряда АКБ (Указан красной стрелкой, на примере комбинации приборов от высокой панели), так вот когда генератор перестаёт подавать заряд на аккумуляторную батарею, загорается данный индикатор, при включении зажигания он должен будет гореть но когда машина заведётся, обязательно погаснуть, в противном случае генератор не даёт ток и его нужно будет осматривать, но бывают случаи когда аккумулятор быстро садится но данная лампа не загорается вовсе (По сути верить ей на 100% нельзя, потому что бывает такое, что генератор даёт но очень слабый ток, а лампа это как не загоралась так и не загорается, ток то вить идёт, зачем ей загораться и всё это приводит к тому, что буквально за 1 неделю аккумулятор полностью садиться и приходится ставить его на зарядку), если у вас так и есть и аккумулятор при этом полностью исправен то переходите к проверки.

Читайте так же:  Красивый ремонт кухни своими руками

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvaz-russia.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F01%2FLampa-AKB-na-kombinatsii-priborov

Примечание!
Сразу хотим предупредить что ремонтировать генератор дело не быстрое и за один день вы скорее всего даже и не управитесь (Конечно же если инструментов не будет хороших, специальных съёмников, помощников и так далее) и при ремонте, нужно соблюдать очень много тонкостей, вить если генератор не верно собрать, то после заведения движка, он может попросту вывести из строя аккумулятор у автомобиля или сам сгореть от короткого замыкания, поэтому будьте осторожней и запоминайте на каком месте располагались все болты, их все на свои места, точно так же как они и были устанавливайте!

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvaz-russia.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F01%2FDiodnyiy-most-i-ego-proverka

Примечание!
Кстати если вдруг лампа загорится когда вы отрицательные диоды проверять будете (фото 3), то это может ещё говорить о том, что обмотка статора на корпус замыкает, но это случается крайне редко и статором вообще проблем почти не бывает, но всё же если она загорится и вы приметесь за разбирание генератора, то проверьте статор на замыкание (Мы в этой статье ещё расскажем как это сделать) на всякий случай, что попусту диодный мост не менять на новый!

2) Если проверки произведена и выявлено что диодный мост неисправен, тогда переходим к разборке генератора, в начале отверните здоровым ключом большую гайку которая крепит регулировочную планку (см. фото 1), а затем нанесите метку (Маркером лучше всего) как корпуса стоят относительно друг друга (Это нужно для того, чтобы их потом совместить точно так же как они и стояли), теперь отверните гайку болта, который корпуса совмещает между собой (см. фото 2) и выньте болт из отверстия в генераторе, сразу же после чего выверните гайку которая шкив к генератору крепит (см. фото 3) и снимите его при помощи съёмника специального или руками сдёрните аккуратно, а когда шкив будет снят, выньте из вала якоря сегментную шпонку и сразу после чего, отверните при помощи отвёртки винт который конденсатор крепит и выверните ещё и гайку, которая к выводу «30» генератора крепит клемму идущую от конденсатора (см. фото 4, места куда клемма крепиться при помощи гайки, указано синей стрелкой, а сама клемма красной) и снимите после этого с генератора конденсатор.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvaz-russia.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F01%2FSHkiv-generatora-i-regulirovochnaya-planka

3) Далее переходит к снятию щёточного узла, для этого вывернуть два винта которые его крепят (см. фото 1, указаны стрелками) нужно (Бывает кстати вместо винтов, болты завёрнуты небольшие), а затем от разъёма в щёточном узле отсоединить колодку проводов (см. то же самое фото 1) и когда это будет сделано, снимите щёточный узел с генератора, сразу же после чего выверните четыре гайки (см. фото 2) стяжных болтов и выньте все болты из отверстий в генераторе, следом воспользовавшись съёмником снимите с вала ротора, крышку генератора (см. фото 3, можно кстати попытаться просто руками её снять, если вам это удастся конечно) и за ней находящуюся распорную втулку тоже снимите (см. фото 4) и тем самым у вас будут разъединены крышки и вы сможете ротор с валом из другой крышки вытащить и тем самым снять его с генератора.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvaz-russia.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F01%2FSHHetochnyiy-uzel-i-boltyi-krepleniya-mezhdu-soboy-kryishek-generatora

4) И в завершение, выкрутите три гайки которые клеммы идущие от статора к болтам крепят (см. фото 1) и скиньте клеммы, а с другой стороны, болты выньте и их изолирующие колодки (Они пластмассовые) и можете статор после чего снимать с крышки генератора, а под самый конец, выверните гайку крепления вывода «30» (см. фото 3) и отожмите плоской отвёрткой выступ штекера (Он внутри колодки проводов находиться, более подробно это место указано стрелкой на фото 4) и просуньте штекер во внутрь и тем самым, вы снимите последнюю деталь, а именно диодный мост с крышки генератора.

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvaz-russia.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F01%2FDiodnyiy-most-i-ego-snyatie

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvaz-russia.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F01%2FProverka-rotora-generatora-i-statora

Примечание!
Мы в данной статье не стали писать как проверить щётки на исправность, потому что в одной из наших статей мы это уже писали, а ссылку на неё давали в самом начале этой статье, ссылка называется: «Ремонт генератора на десятках»!

Сборка:
Сборка проводиться в обратной последовательности и все те же детали которые стояли, устанавливаются точно на те же места, в противном случае, от неправильной сборки, как мы уже говорили генератор может закоротить и сгорит от этого аккумулятор и все провода которые идут к нему.

Дополнительный видео-ролик:
Более подробно, а именно наглядно увидеть инструкцию по ремонту таких генераторов, вы можете в ролике, который размещён чуть ниже:

Примечание!
Если вам инструкции и видео-ролика мало, то можете посмотреть ещё один, чтобы более полное представление у вас было о том, как разобрать и собрать автомобильный генератор!

Изображение - Генератор ваз 2108 ремонт своими руками 12342352113
Автор статьи: Антон Кислицын

Я Антон, имею большой стаж домашнего мастера и фрезеровщика. По специальности электрик. Являюсь профессионалом с многолетним стажем в области ремонта. Немного увлекаюсь сваркой. Данный блог был создан с целью структурирования информации по различным вопросам возникающим в процессе ремонта. Перед применением описанного, обязательно проконсультируйтесь с мастером. Сайт не несет ответственности за прямой или косвенный ущерб.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here