Двигатель д 65 ремонт и разборка своими руками

Самое подробное описание: двигатель д 65 ремонт и разборка своими руками от профессионального мастера для своих читателей с фотографиями и видео из всех уголков сети на одном ресурсе.

Техническое обслуживание ГРМ двигателей Д-65 трактора ЮМЗ

Техническое обслуживание ГРМ трактора ЮМЗ заключается в периодическом осмотре наружных деталей, проверке и установке требуемых тепловых зазоров между бойками коромысел и стержнями клапанов, регулировке декомпрессионного механизма. Механизм декомпрессии регулируют одновременно
с регулировкой тепловых зазоров.

Зазоры между стержнями клапанов и бойками коромысел проверяют и регулируют через 500 ч работы дизеля, а также после снятия головки цилиндров и при появлении стука клапанов.

Последовательность регулировки зазоров клапанов двигателя Д-65 трактора ЮМЗ:

– снять крышку головки блока цилиндров;

– проверить затяжку гаек крепления стоек оси коромысел, при необходимости подтянуть;

– включить декомпрессионный механизм (при наличии);

– проворачивать коленчатый вал двигателя до тех пор, пока оба клапана первого цилиндра закроются;

– вывернуть из картера маховика установочную шпильку и вставить ее в то же отверстие ненарезанной частью до упора в маховик;

Видео (кликните для воспроизведения).

– нажимая на установочную шпильку, медленно продолжать проворачивание коленвала Д-65 трактора ЮМЗ-6 до тех пор, пока шпилька войдет в лунку на маховике. В таком положении маховика поршень первого цилиндра находится в ВМТ при такте сжатия;

– выключить декомпрессионный механизм;

– измерить щупом зазоры между стержнями впускного и выпускного клапана и бойками коромысел первого цилиндра. При необходимости изменения зазора следует отпустить контргайку регулировочного винта и, завинчивая или отвинчивая его, установить нужный зазор. После затяжки контргайки необходимо
проконтролировать щупом величину зазора, проворачивая штангу толкателя вокруг своей оси (чтобы убедиться в отсутствии его изгибов);

– проверить величину зазора в декомпрессионном механизме первого цилиндра, при необходимости отрегулировать. Следует при этом иметь в виду, что при чрезмерном зазоре в декомпрессионном механизме цилиндр не будет полностью декомпрессироваться, а при недостаточном – возможны удары клапанов о поршни вследствие малого расстояния между ними при сближении;

– после того как тепловые зазоры в клапанах и декомпрессионном механизме первого цилиндра будут отрегулированы, нужно вынуть установочную шпильку из картера маховика и завернуть ее туда резьбовой частью;

– повернуть коленчатый вал дизельного двигателя Д-65 трактора ЮМЗ на пол-оборота, что в соответствии с порядком работы цилиндров обеспечит положение поршня третьего цилиндра в ВМТ при такте сжатия, и отрегулировать зазоры в клапанном и декомпрессионном механизмах этого цилиндра в изложенное выше последовательности. Переход к остальным цилиндрам в соответствии с порядком работы производится после очередного проворачивания коленчатого вала на пол-оборота (1800);

– запустить двигатель и прослушать работу. При появлении стуков остановить и снова проверить зазоры;

– при нормальной работе двигатель заглушить и установить крышку головки блока цилиндров.

Другой способ: проворачивается коленвал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан первого цилиндра открывается, выпускной – закрывается) и регулируется зазор в четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах (отсчет клапанов от вентилятора); проворачивается коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и регулируется зазор в первом, втором, третьем и пятом клапанах.

Кривошипно-шатунный механизм и регулировки двигателя Д-65 трактора ЮМЗ

Нарушение в работе КШМ вызываются главным образом, износом его деталей. Причинами преждевременного износа могут быть следующие:

– неправильная обкатка (перегрузка) нового или отремонтированного дизеля трактора ЮМЗ-6;

– длительная работа дизеля трактора в несоответствующем тепловом режиме (ниже 70 или выше 97°С);

– длительная работа дизеля с малой частотой коленвала;

– многократный пуск холодного дизеля при отрицательной температуре окружающего воздуха без использования подогревателя.

Для оценки технического состояния цилиндропоршневой группы и герметичности клапанов пользуются компрессиметром в такой последовательности:

– запускают дизель и прогревают до температуры жидкости в системе охлаждения 70. 80°С;

– останавливают дизель, снимают форсунки и устанавливают поочередно вместо них компрессиметр (запорный винт должен быть закрыт);

– прокручивают коленчатый вал дизеля Д-65 стартером (или пусковым двигателем);

– на тактах сжатия номинальное давление в цилиндре должно быть 2,5.. .2,8 МПа, минимальное – 1,7 МПа;

– в такой же последовательности определяется компрессия в остальных цилиндрах. Разность показаний между цилиндрами (нормально) – не более – 0,05 МПа.

Техническое состояние деталей цилиндропоршневой группы определяют также по угару картерного масла. Для этого в течение некоторого времени работы трактора измеряют количество топлива и масла, которые доливают (ликвидирован, перед этим, возможные места подтекания).

Если потери масла превышают 3% от расхода топлива, то это свидетельствует о предельном износе цилиндропоршневой группы деталей дизеля Д-65 трактора ЮМЗ.

Избыточное количество картерных газов при работе дизеля может тоже обусловливаться чрезмерным износом деталей цилиндропоршневой группы деталей, закоксовыванием или повреждением поршневых колец.

Если разница у показаниях компрессиметра для отдельных цилиндров выше допустимых значений – в цилиндры заливают 30. 50 см3 моторного масла и выполняют повторное измерение.

При условии, что давление увеличилось можно подозревать наличие неплотностей в цилиндропоршневой группе деталей, а если не изменилось, – нарушена плотность прилегания клапанов к гнездам или головки к блоку цилиндров.

Для замены прокладки между головкой и блоком цилиндров дизеля Д-65 трактора ЮМЗ-6 выполните следующие работы:

– ослабьте болты крепления хомутов,

– снимите шланги й водоотводящую трубу пускового двигателя;

– отверните болты и снимите газоотводящую трубу пускового двигателя;

– разъедините головку цилиндров и водоподводящий патрубок, трубку низкого давления и топливные фильтры, сливной коллектор, трубки высокого давления и форсунки;

– отвернув болты, снимите крышку головки цилиндров;

– отвернув гайки крепления, снимите топливный фильтр и головку цилиндров двигателя Д-65 трактора ЮМЗ;

– поставьте головку цилиндров и фильтр на место и закрепите гайками;

Видео (кликните для воспроизведения).

– соедините трубки низкого давления и фильтрами трубки низкого давления и сливной коллектор с форсунками;

– поставьте крышку головки цилиндров на место и закрепите ее болтами;

– соедините водоподводящий патрубок с головкой цилиндров;

– поставьте газоотводящую трубу на место и закрепите ее;

– поставьте водоподводящую трубу пускового двигателя на место;

– затяните болты крепления хомутов на соединительных шлангах.

Для равномерного прижатия головки к блоку цилиндров гайки шпилек крепления нужно затягивать динамометрическим ключом в определенной последовательности. Момент затяжки должен быть 150. 180 Нм.

Обслуживание системы питания и ТНВД двигателей Д-65 тракторов ЮМЗ-6

Механические примеси и вода, имеющие больший удельный вес, чем топливо, оседают на дне бака. Через каждые 500 ч работы дизеля, а также при наличии признаков воды и загрязнения топлива в баке нужно слить отстой.

Читайте так же:  Не крутится барабан стиральной машины причины бош ремонт своими руками

Одновременно со сливом отстоя промывают крышку и фильтр заливной горловины бака, прочищают отверстие в крышке. Через 960. 1000ч работы дизеля следует промыть топливной бак, очистить и промыть сетку заборного штуцера.

Топливопроводы низкого давления изготовлены из металлических или поливинхлоридных трубок диаметром 5. 12 мм. Их герметичность наиболее часто нарушается в местах соединения со штуцером вследствие смятия и износа концов.

Нарушение герметичности магистралей, расположенных на пути топлива к подкачивающему насосу, обнаруживают по течи топлива при неработающем дизельном двигателе трактора ЮМЗ, в остальных местах – по течи во время работы.

Неисправный конец металлической трубки отрезают ножовкой, запиливают торец перпендикулярно оси и надевают нажимную гайку. Перед развальцовкой трубку обжигают горелкой при температуре 600.. .700°С. После обжига – развальцовывают и проверяют трубку на герметичность дизельным топливом под давлением 0,3 МПа в течение 1 мин.

Для соединения угольника с поливинхлоридной трубкой отрезают поврежденную часть, надевают на трубку накидную гайку и вворачивают угольник в отверстие трубки, придерживая гайку ключом. Для облегчения сборки рекомендуется конец трубки нагреть в горячей воде.

Техническое обслуживание топливных фильтров заключается в сливе отстоя топлива, промывке фильтрующих элементов без разборки фильтров, промывке с полной разборкой фильтра грубой очистки, промывке корпусов фильтров тонкой очистки топлива и замене бумажных фильтрующих элементов.

Техническое состояние фильтрующих элементов во многом зависит от фильтруемости топлива. На фильтруемость топлива влияет его химический состав. Некоторые соединения, особенно нафтеновые кислоты, снижают фильтруемость.

При этом засоряются фильтры тонкой очистки топлива, образуются осадки в фильтрах грубой очистки. Особенно ухудшается фильтрация при наличии воды: нафтеновые кислоты с ней образуют мылостуденистые рыхлые осадки.

Обслуживание системы смазки двигателя Д-65 трактора ЮМЗ-6

Для обеспечения нормальной работы системы смазки дизеля Д-65 трактора ЮМЗ нужно: заливать в поддон картера только рекомендованные масла, соответствующие сезону работы; заправлять систему до верхней метки, на масломерной линейке; поддерживать давление в системе в установленных пределах.

Уровень масла в поддоне проверяют не ранее, чем через 10 мин после остановки дизеля. Недостаточное давление масла может быть вследствие плохого качества масла, высокой его температуры, неисправности сливного клапана или насоса, неудовлетворительного состояния подшипников коленчатого вала и др.

При работе дизеля с номинальной частотой вращения и температурой охлаждающей жидкости мо 70 95°С давление масла должно быть 0,2…0,3 МПа. Если оно при таких условиях, ниже 0,1 МПа, нужно остановить дизель найти и устранить причину снижения давления. При необходимости подрегулировать давление можно затяжкой пружины сливного клапана центробежного фильтра.

Техническое состояние центрифуги определяют на слух: после остановки дизеля Д-65 трактора ЮМЗ ее ротор должен вращаться не менее 30с, создавая равномерный характерный шум.

Отсутствие такого шума или его короткая продолжительность свидетельствует о загрязнении центрифуги, ее неисправности или низком давлении поступающего в ротор масла. В таком случае центрифугу нужно разобрать.

Операция по очистке ротора центрифуги производится через 250 ч работы в следующей последовательности:

– отворачивают колпачковую гайку и снимают колпак фильтра;

– между корпусом и днищем ротора вставляют отвертку (стопорят ротор от поворачивания) и гаечным ключом раскрепляют стакан и корпус ротора;

– проверяют и, при необходимости, очищают и промывают защитные сетки ротора;

– с помощью деревянного скребка удаляют слой отложений с внутренних стенок стакана, при необходимости очищают сопловые отверстия в верхней части колонки ротора. Медной или латунной проволокой диаметром 1,5. 1,8 мм прочищают форсунки сопловой центрифуги;

– собирают ротор в обратной последовательности.

Для сохранения балансировки ротора метки, наносимые на основу и крышку, должны быть совмещены. Гайку крепления крышки затягивают с минимальным моментом, который обеспечивает герметичность. После закрепления прикручивают ротор вручную, проверяя легкость вращения.

В процессе использования трактора ЮМЗ-6 состояние моторного масла ухудшается. В соответствии с нормами замена моторного масла прёдусмотрена через 250 ч работы, но может потребоваться и раньше.

Для ориентировочной оценки загрязнения моторного масла можно воспользоваться капельной пробой: сразу после остановки дизеля с помощью масломерного щупа берут каплю масла с поддона картера и опускают на размещенный горизонтально лист фильтровальной бумаги; через 2..4 часа (зависимо от температуры) капля высыхает, на пятне будут видны характерные участки (рис. 2.78): центральное ядро 1, кольцо 2, зона диффузии 3.

В процессе анализа пятна нужно обратить внимание на то, что если ядро представляет собой сплошное черное пятно – нужна замена масла.

Техническое обслуживание сапуна производится через 1000 ч работы: снимают корпус, масло – отражатель, стакан с трубкой. Все прочищают, промывают, продувают сжатым воздухом.

Двигатель серии Д-65 производился на Рыбинском мотостроительном заводе. Предприятие успешно занималось разработкой таких моделей двигателей, как Д-65Н, Д-65М, Д-65НТ, Д-65МТ. Монтаж двигателей был предназначен для техники, которая производилась на Южном машиностроительном заводе.

является дизельным четырехтактным, поршневым, четырёхцилиндровым двигателем внутреннего сгорания. Цилиндры в устройстве расположены вертикально в ряд.

Основные технические характеристики:

  • рабочая мощность составляет от 30-77 кВт;
  • 60 л. с.
  • количество оборотов — 1500-2000.

Последовательность д 65 ремонт:

  1. Начинается любой ремонт с разборки двигателя. Процедуру нужно проводить очень аккуратно, чтобы при демонтаже ничего не сломать.
  2. После этого необходимо очистить все детали и двигатель в целом.
  3. Дальше проводится осмотр и анализ состояния двигателя.

Оценить реальное состояние двигательного механизма не так просто. Справиться с этим заданием могут лишь специалисты, глаз которых способен обнаруживать даже самые мелкие повреждения.

Обратившись к нам за помощью, каждый клиент получает следующее:

  • Срок выполнения ремонтных работ зависит от уровня сложности повреждений. Если ничего серьезного с деталью трактора нет, то ремонт займет не больше недели.
  • На выполненную работу мы даем гарантию.
  • Мы можем выполнять ремонт с вашими деталями или предоставим свои.
  • Все работы выполняются качественно, потому что наши сотрудники – не просто любители тяжелого оборудования, а профессионалы своего дела.
  • Наши специалисты не просто отремонтируют ваш двигатель, но и дадут вам рекомендации по эксплуатации техники, что продлит срок ее службы.

Стоимость ремонта: 63 000 руб.

Дизельный двигатель Д 65 является продукцией Рыбинского авиационного завода. Силовой агрегат был признан одним из лучших моторов, которые устанавливались на тракторную технику отечественного производства. Так, трактора ЮМЗ-6, которые выпускал Южный машиностроительный завод, первыми среди отечественной техники такого уровня получили знак качества и были признаны лучшими машинами года. Они имели большой ресурс, так как укомплектовывались дизельными агрегатами Д 65Н, производство которых на тот момент велось на полностью оборонном предприятии.

Читайте так же:  Ремонт спутниковых антенн своими руками

Дизельный двигатель Д 65 это базовая силовая установка, которая устанавливается на тракторах различных видов. Эти машины имеют различное назначение в применении, они могут использоваться в качестве тягачей, одноковшовых или траншейных экскаваторов, бульдозеров и другой техники.

Силовая установка Д 65 имеет большое количество модификаций:

  • Трактора ЮМЗ: Д 65Н, Д 65М, Д65НТ, Д 65 МТ, Д 65Н1, Д 65НД, Д 65НТ1, Д 65ЛС;
  • Трактор ЗТМ: Д 65 МТ1;
  • Трактор ЛТЗ: Д65М1Л.

Все модификации агрегатов однотипны, разница лишь в механизмах, с которыми была проведена модернизация конструктивных особенностей отдельных единиц оборудования и устройств пуска. Так, самые популярные и распространенные модели дизеля Д 65ЛС и Д 65Н отличались друг от друга конструкцией картера маховика, который имел механизм включающий шестерню привода передней опоры и конструкцией самого маховика.

Характеристики базового двигателя Д 65 общие для всех модификаций. Силовой агрегат, это четырехтактный, четырёхцилиндровый, поршневой мотор, в котором цилиндры располагаются в ряд, вертикально. Впрыск дизельного горючего осуществляется непосредственно в цилиндр, воспламенение топливовоздушной смеси происходит от сжатия. Мощность мотора 60л.с., обороты 1500-2000 мин -1 .

Расположение агрегатов систем зависит от модификации двигателя. Так, техника марки Д 65Н в качестве пускового устройства применяет дополнительный пусковой мотор. Установка Д 65М для выполнения функции запуска использует электрический стартер. Оборудование системы питания у обоих агрегатов расположено с правой стороны. Что касается размеров установки, то её длина и ширина составляют: 1236 и 652мм соответственно, высота 1292мм, вес 500кг.

Благодаря тому, что агрегат выпускался на Рыбинском моторном заводе, который считался оборонным предприятием страны, качество изготовления всего механизма в целом было на высоком уровне.

Соответственно, были присущи следующие свойства:

  • Высокое качество изготовления и сборки деталей и механизмов;
  • Простота и надежность конструкции;
  • Повышенный ресурс и работоспособность;
  • Прочные конструкции элементов блока цилиндров, маховика, картера;
  • Неплохие тяговые показатели;
  • Простота обслуживания: замена рабочей жидкости и регулировка зазора клапанов через каждые 25000км пробега;
  • Неприхотливость к качеству топливовоздушной смеси.

Из недостатков силовой установки можно выделить:

  • Редкие, периодические утечки смазки в сочленениях узлов и агрегатов;
  • Двигатель работает с набором малого числа оборотов в сравнении с аналогами;
  • Нежелательна длительная работа агрегата на холостых оборотах, в связи с быстрым износом узлов и агрегатов.

Выдаваемой силовой установкой мощности и крутящего момента вполне достаточно для её применения во многих сферах, начиная с сельского хозяйства, строительства и заканчивая обслуживанием в городской и коммунальной сфере.

  • Объём 4940 см³;
  • Блок цилиндров, материал — чугун;
  • Двигатель, тип – рядный, четырёхтактный;
  • Топливная система — впрыск непосредственный;
  • Цилиндры, количество, шт. — 4;
  • Работа цилиндров, порядок: 1-3-4-2;
  • Клапан, количество, шт. — 8;
  • Цилиндр, диаметр, мм — 110;
  • Поршень, ход, мм. — 130;
  • Сжатие, степень – 17,3;
  • Коленчатый вал, частота вращения номинальная мин -1 – 1750;
  • Топливо – солярка;
  • Воздухоочиститель – комбинированный (сухая центробежная и масляная инерционно-контактная очистка);
  • Мощность кВт/л.с. – 45,6/60;
  • Момент крутящий, Нм – 221;
  • Вес (сухой двигатель),кг. – 540;
  • Ресурс до капитального ремонта, м.ч. – 12000.

Для того, чтобы мотор не перегревался он был оснащен водяным охлаждением. При работе со средней нагрузкой силовая установка расходовала примерно 9 литров, используя бак в 90 литров, мотор способен обеспечить работу навесного оборудования в течении 10 часов, в зависимости от рода деятельности и нагрузки.

Стоит отметить, что дизельный двигатель Д 65 был очень надёжен в эксплуатации и не требователен к качеству топлива, как и любая другая техника советского времени. Ремонт и обслуживание установки проводились крайне редко.

В случае, если серьёзного вмешательства в установку было не избежать, мотор приходилось полностью демонтировать с транспортного средства и разбирать, поскольку ремонт в полевых условиях был невозможен. Техника была требовательна к чистоте и боялась попадания грязи и пыли внутрь агрегата. Изношенные и поврежденные детали установки легко меняются в связи с простотой конструкции.

Силовая установка без особых хлопот проходила 500000 км пробега до полного капитального ремонта. Каждые 25000 км надо было заменить рабочую жидкость и в обязательном порядке провести регулировку клапанов.

Для проведения регулировки клапанов требовалось:

  • Завести агрегат, прогреть температуры эксплуатации, после чего заглушить мотор;
  • Снять верхнюю крышку головки блока цилиндров;
  • Провернуть коленчатый вал двигателя, установить поршень в верхней мёртвой точке, при правильном её нахождении, коромысла клапанов первого цилиндра свободно двигаются;
  • Выставить необходимый зазор на первом цилиндре, провернуть коленчатый вал на 180°;
  • Произвести регулировку зазора на третьем цилиндре провернуть коленчатый вал на 180°;
  • Провести регулировку зазоров на четвёртом цилиндре, провернуть коленчатый вал на 180°;
  • Провести регулировку зазоров на втором цилиндре;
  • Установить обратно крышку головки блока цилиндров.

Кроме того, периодически необходимо проводить осмотр наружных деталей двигателя, и регулировать декомпрессионный механизм, в случае его наличия.

Наше предприятие реализует запасные части к различным видам спецтехники, грузовых автомобилей и сельхозтехники отечественного и зарубежного производства, в том числе и запчасти к двигателю Д-65 ЮМЗ . Одним из направления работы предприятия является ремонт и обслуживание двигателей, трансмиссий, рулевого управления, тормозной системы, ходовой части, гидро- и электрооборудования. Сотрудничая с нами, Вы гарантировано получите индивидуальный подход и консультацию специалистов, а также качественные запасные части и комплектующие по самым низким ценам.

Ремонт гильзопоршневой группы двигателя Д-65 (ЮМЗ)

В случае, если дизельный двигатель Д-65 (ЮМЗ) начинает во время работы усиленно дымить, резко повышается расход масла, силовой агрегат либо вообще невозможно запустить, либо он не развивает проектной мощности, прежде всего проверяется состояние гильзопоршневой группы дизеля. В частности, каждый поршень Д-65, шатун Д-65, втулка шатуна Д-65, палец поршневой Д-65, поршневые кольца Д-65, а также цилиндры тщательно осматриваются на предмет наличия на них следов износа.

Если зазор в замке поршневых колец окажется больше 5 мм, а между торцом канавки и кольцом по высоте – больше 0,5 мм, дефектные компрессионные поршневые кольца Д-65 следует заменить новыми.

Для качественной и безопасной замены колец – съема старых и надевания новых – рекомендуется применять специальный съемник. Если такого съемника нет под рукой, можно взять несколько тонких пластин – их по одной заводят под снимаемое или надеваемое поршневое кольцо.

Прежде чем приступить к установке новых поршневых колец, пустые поршневые канавки для колец, а также отверстия, имеющиеся в поршне Д-65для отвода масла, необходимо тщательно очистить от нагара. Затем они промываются дизельным топливом.

Читайте так же:  Приора ремонт коробки своими руками

Сами заменяемые кольца следует до установки в канавках проверить, подойдут ли они под определенный цилиндр и поршень. Для проверки по цилиндру кольцо помещают внутри цилиндра, замеряют зазор в замке. После этого с помощью поршня кольцо прогоняется по цилиндру сверху вниз – это необходимо для определения возможной выработки.

Если кольцо по размерам не совсем подходит к поршню, размер можно немного подогнать подручными средствами. Чтобы добиться подходящего размера зазора в замке (в случае отсутствия этого зазора или слишком малого его размера), кольцо осторожно зажимают в тисках (со съемными медными, свинцовыми или алюминиевыми губами), а затем один из фланцев кольца аккуратно спиливают напильником. Если требуется подогнать поршневое кольцо Д-65 под высоту канавки, необходимо положить на ровное место наждачное полотно, а сверху, круговыми движениями, стачивать один из торцов кольца, равномерно нажимая на него руками. Правильно подогнанное по высоте поршневое кольцо медленно, без ощутимых заеданий, перемещается в канавке, если поршень вращать на весу вокруг своей оси.

Устанавливают кольца в таком порядке: хромированное кольцо помещается в верхней канавке, второе и третье кольца («минутные») – в канавки меткой в направление днища поршня. Маслосъемное поршневое кольцо («двойное») с расширителем устанавливается таким образом, чтобы кольцо с дренажными пазами находилось в верхней половине канавки, а кольцо без таких пазов – снизу.

Устанавливая в канавках поршня новые поршневые кольца Д-65, а затем сам поршень – в цилиндр, обязательно следует обращать внимание, чтобы кольца располагались под углом 90° друг к другу, но с непременным условием – ни один из замков колец не должен оказаться напротив отверстия под поршневой палец. При этом снятые поршни необходимо устанавливать в те же цилиндры, из которых они были извлечены для замены колец. Перед установкой снаряженного новыми кольцами поршня зеркало цилиндра смазывается моторным маслом.

Общий порядок сборки. Для сборки двигателей на поточной линии в условиях специализированных ремонтных предприятий используются стенды-эстакады либо конвейеры, которые позволяют легко установить их в удобное положение для сборки. При индивидуальной сборке двигателей применяется стенд универсальный ОПР-989 [рис. 26] и другие.

Изображение - Двигатель д 65 ремонт и разборка своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fxn----itbachmidudk6msa.xn--p1ai%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F07%2Funiversalnyj_stend_OPR-989_dlja_razborki_i_sborki_dvigatelja_ris_26

Рис. 26. Универсальный стенд ОПР-989 для разборки и сборки двигателя.

1) – Основание; 2) – Труба; 3) – Вал поворота; 4) – Червячный редуктор; 5) – Блок цилиндров.

Сначала собирают блок цилиндров: нужно установить втулки и распределительный вал, втулки толкателей и толкатели, сальники и валики декомпрессора, маслопроводные трубки. Затем следует ещё раз продуть сжатым воздухом маслопроводные каналы в блоке и установить палец промежуточной шестерни, шпильки и другие детали.

В блок укладывают коленчатый вал с коренными подшипниками, затем устанавливают гильзы цилиндров, шатунно-поршневой комплект, заднюю балку и маховик, масляный насос и картер, головку цилиндров, турбокомпрессор и коромысловый механизм, топливную аппаратуру, фильтры и трубопроводы, впускной и выпускной коллекторы, водяной насос и вентилятор, редуктор, пусковой двигатель и сцепление в последовательности, которая зависит от конструкции двигателя.

Установка коленчатого вала. Рекомендуется сначала собрать и затянуть коренные подшипники без вала. Момент затяжки гаек у двигателей ЯМЗ-238НБ равен для основных болтов 422-460 Н.м.; смежных 98-118 Н.м.; А-01 и А-41 – 410-440; типа СМД – 200-220 Н.м (болтов СМД-60 – 160-180 Н.м.); Д-37М – 140-160 Н.м; ЗМЗ-53А – 110-120 Н.м; ЗИЛ-130 – 110-130 Н.м для переднего и 80-100 Н.м. для остальных подшипников. Замерами определяются их овальность, конусообразность, масляный зазор и смещение верхнего вкладыша относительно нижнего. Для того чтобы обеспечить 80%-ный ресурс, допустимы при капитальном ремонте зазоры в коренных подшипниках не более: 0,156 мм – СМД-60, 0,160 мм – А01М; 0,180 мм – А-41; 0,120 мм – Д-37М; 0,08 мм – ЗМЗ-53А; 0,065 мм – ЗИЛ-130; 0,130 мм – ЯМЗ-238НБ.

Коренные шейки вала следует смазать тонким слоем масла, установить дистанционные полукольца, затем уложить коленчатый вал. Сначала равномерно в два-три приёма затягивают средний коренной подшипник. В случае если вал легко проворачивается за болт во фланце, то затягивают равномерно остальные крышки подшипников. Если вал проворачивается туго, то его следует снять и смазать шейки тонким слоем краски. Затем нужно вновь уложить вал, провернуть, разобрать, осмотреть – по отпечаткам краски на вкладышах определить причину тугого проворачивания и устранить её.

Перемещая коленчатый вал вдоль оси, проверяют при помощи щупа осевой разбег, который для дизелей колеблется в пределах 0,1-0,4 мм, для автомобильных двигателей 0,08-0,25 мм. Осевой разбег регулируется подбором толщины дистанционных полуколец, толщины бурта установочного подшипника либо другими устройствами для двигателей данного типа.

Правильно уложенный вал должен проворачиваться от усилия руки, приложенного к шатунным шейкам.

Установка гильз в блок. Гильзы, которые устанавливаются в блок, должны быть одной размерной группы новые либо одного ремонтного размера и в блоке без уплотнительных колец свободно проворачиваться.

После установки уплотнительных колец гильзы следует запрессовать в блок, используя приспособление с гидравлическим (пневматическим) прессом либо деревянный брусок и молоток. Не допускается при запрессовке срезание уплотнительного кольца.

После проведения запрессовки гильза должна выступать над плоскостью блока на 0,10-0,21 мм для дизелей СМД-17, СМД-18; 0,09-0,15 мм для Д-240, Д-241; 0,07-0,27 мм для Д-160; 0,65-0,165 мм для дизелей остальных марок. Допускается разность в выступании гильз у одного блока не более 0,05 мм. Допускаемое без ремонта выступание составляет 0,04 мм (для дизелей А-01М и А-41 выступание составляет 0,05 мм).

При запрессованной и закреплённой головке проверяется со стороны картера овальность и конусообразность гильз на рабочем участке (допускается не более 0,03 мм).

При проведении текущего ремонта гильзы нужно устанавливать в блок, повернув вокруг оси на 90 градусов относительно прежнего положения, для того чтобы из-за уменьшения овальности увеличить последующий срок службы.

Установка шатунно-поршневого комплекта. Комплект и внутреннюю поверхность гильзы перед постановкой нужно смазать дизельным маслом. Замки первого и второго поршневых колец располагаются под углом 180 градусов один относительно другого на поршнях дизелей ЯМЗ-238НБ, СМД-18, а между вторым и третьим – под углом 90 градусов. На поршнях двигателей ЗМЗ-53, СМД-60, А-01М и других замки располагают под углом 120 градусов один относительно другого. При этом замки не следует ставить против оси пальца.

Шатунно-поршневой комплект устанавливается в блок со стороны головки цилиндров при помощи приспособления для сжатия колец. При этом следует обращать особое внимание на правильность его расположения относительно блока (камеры сгорания, прорези в юбке поршня, стрелки на днище поршня и т. д).

Читайте так же:  Ремонт кончика удилища своими руками

Болты либо гайки шатунных подшипников затягиваются динамометрическим ключом, выдерживая момент: 240-260 Н.м. для дизелей СМД-60; 196-216 Н.м. для ЯМЗ-238НБ, ЯМЗ-240Б; 170-190 Н.м. для А-01М, А-41; 140-160 Н.м. для Д-50, СМД-17, СМД-18 и других; 100-120 Н.м. для Д-37М, Д-144, Д-21; 68-76 Н.м. для карбюраторных двигателей ЗМЗ-53Н; 70-80 Н.м. для ЗИЛ-130. В двигателях ЗМЗ-53 при сборке нижней головки шатуна выступ на крышке и номер на шатуне должны совпасть.

После установки шатунов момент проворачивания коленчатого вала не должен превышать 50 Н.м.

Днища поршней после установки шатунно-поршневого комплекта в положении в. м. т. должны выступать либо утопать относительно плоскости блока на размер, который приведён в таблице 52.

Таблица 52. Расположение днища поршней относительно плотности блока.

§ 13. Устройство газораспределительного механизме.

§ 13. Устройство газораспределительного механизме.

в определенные моменты открывает и закрывает впускные клапаны, благодаря чему своевременно в цилиндры поступает свежий воздух и удаляются отработавшие газы.

В двигателях Д-50 и Д-65 используется клапанный газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов (20).

В него входят впускные и выпускные клапаны с пружинами, коромысла с валиками и стойками, штанги, толкатели, распределительный вал и распределительные шестерни.

Действует газораспределительный механизм следующим образом. Коленчатый вал работающего двигателя с помощью шестерен вращает распределительный вал 14. Кулачок распределительного вала, набегая на толкатель 13, поднимает его вместе со штангой 12. Штанга поднимает с помощью регулировочного винта один конец коромысла 7, другой конец которого движется вниз и давит на клапан 3, опуская его и сжимая пружины б клапана.

Когда кулачок распределительного вала сходит с толкателя, штанга и толкатель опускаются, а клапан под действием пружины плотно закрывает гнездо.

Клапаны служат для открывания и закрывания отверстий впускных и выпускных каналов. Они состоят из головки и стержня. Для большей плотности прилегания к гнезду каждый клапан притирается до фаски шириной 1,5 мм, выполненной под углом 45 и тщательно отшлифованной. Чтобы клапаны дольше работали, их изготовляют из специальных сталей: впускной — из хромистой, а выпускной — из жаростойкой (сильхромовой). Для лучшего наполнения цилиндра воздухом диаметры гнезд и головки впускных клапанов больше диаметров гнезд и головок выпускных клапанов.

20. Схема газораспределительного механизма;

1 — поршень, 2 — гнездо клапана, 3 — клапан, 4 — головка цилиндров, 5 — направляющая втулка клапана, 6 — пружина, 7 — коромысло, 8 — винт декомпрессора, V — регулировочный винт коромысла, 10 — контргайка, 11 — стойка валика коромысел, 12 — штанга, 13 — толкатель, 14 — распределительный вал, 75 — шестерня распределительного вала, 16 — шестерня коленчатого вала

В верхней части стержня клапана предусмотрена выточка для установки конических сухариков, с помощью которых клапан прочно держится в тарелке пружины. Для закрытия клапана и плотной его посадки в гнезде устанавливают две пружины (одна в другую).

Коромысло представляет собой двуплечий рычаг, изготовленный из стели. В средней его части имеется утолщение с отверстием, куда запрессована втулка. В одном плече коромысло имеет закаленный боек, которым оно давит на клапан, а в другом — резьбовое отверстие, в которое ввертывается регулировочный винт 9. С помощью регулировочного винта устанавливают необходимый зазор между клапаном и бойком коромысла.

Коромысло свободно качается на оси, которая устанавливается на стойках 11, привернутых к головке блока. Распорные пружины 3 (21) и стопорные кольца удерживают коромысло от осевого смещения.

Штанга изготовлена из стального прутка с закаленными концами. Нижний конец штанги сферический. Верхний конец — чашкообразный. В него входит нижняя часть регулировочного винта.

Толкатель у двигателя Д-65 изготовлен из стали в виде стаканчика, а у двигателя Д-50 он имеет грибовидную форму.

1 — рукоятка декомпрессора, 2 — валик декомпрессора, 3 — пружина, 4 — штанга, 5 — толкатель, 6 — кулачки впускных клапанов, 7 — распределительный вал, 8 — шейка распределительного вала, У — шестерня, 10 — кольцо, 11 — упорный фланец, 12 — клапан

Распределительный вал 7 служит для своевременного открывания и закрывания клапанов в определенной последовательности. Заодно с валом изготовлены восемь кулачков и три опорные шейки. Два крайних и два средних кулачка вала предназначены для выпускных клапанов, а остальные — для впускных. Профиль кулачка выпускных клапанов тупее, поэтому они открываются на большее время, чем впускные. Шейки вала вращаются во втулках, запрессованных в блоке. Смазывание шеек осуществляется по каналу, просверленному внутри вала. В канал масло поступает от среднего коренного подшипника коленчатого вала через среднюю шейку распределительного вала.

От осевого перемещения распределительный вал удерживается упорным фланцем 11. Между фланцем и шестерней установлено бронзовое кольцо 10, выполняющее роль упорного подшипника.

На переднем конце распределительного вала с помощью шпонки и болта с шайбой крепится шестерня 9.

Масло к трущимся поверхностям передаточных деталей поводится через вертикальное сверление в блоке и головке блока по трубке 3 (22) в пустотелую ось коромысел.

Шестерни распределения — стальные косозубые расположены в передней части двигателя в специальном картере. В них входит шестерня 12 коленчатого вала и шестерня 9 распределительного вала.

Для того чтобы за два оборота коленчатого вала четырехтомного двигателя каждый клапан открывался один раз, частота вращения распределительного вала должна быть в два раза меньше частоты вращения

коленчатого и, следовательно, шестерня рас пределительного вала — в два раза больше шестерни коленчатого.

Для передачи вращения от коленчатого вала к распределительному служит промежуточная шестерня 8, расположенная между шестернями этих валов. Промежуточная шестерня с другой стороны приводит во вращение

Детали газораспределительного механизма двигателя Д-50:

1 — распределительный вал, 2 — крышка камеры штанг, 3 — трубка подвода масла к клапанному механизму, 4 — выпускной клапан, 5 — впускной клапан, 6 — маслозалианая горловина, 7 — шестерня привода топливного насоса, 8 — промежуточная шестерня, 9 — шестерня распределительного вала, 10 — упорное кольцо, 11 — счетчик мото-часов, 12 — шестерня коленчатого вала, 13 — передняя опора двигателя, 14 — картер распределительных шестерен, 15 — шестерня привода гидронасоса, 16 — толкатель.

Рис 23. Схема установки распределительных шестерен по меткам:

а — двигателя Д-50, 6 — двигателя Д-65; 1 — шестерня распределительного вала, 2 — промежуточная шестерня, 3 — шестерня привода топливного насоса, 4 —шестерня коленчатого вала, 5 — шестерня привода гидронасоса.

шестерню 7 привода топливного насоса. Для того чтобы действие клапанов и подача топлива соответствовали определенному положению поршня в цилиндре, зубья указанных -иестерен при сборке соединяют по меткам. Шестерня 15 привода насоса гидросистемы получает вращение от шестерни распределительного вала, а шестерня привода масляного насоса вращается от шестерни коленчатого вала. Эти шестерни устанавливают на двигатель без меток.

Читайте так же:  Ремонт автозеркала своими руками

Установка шестерен по меткам показана на рис 23.

Изображение - Двигатель д 65 ремонт и разборка своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fkrutimotor.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F10%2F626f1051f78c50eb9e12959d27be01d5-696x462

Некоторые автомобилисты по разным причинам предпочитают ремонтировать автомобиль своими руками. В этих случаях важно знать порядок разборки и сборки двигателя. Для начала стоит уяснить, что совсем без затрат обойтись не удастся. Даже если не планируется производить замену деталей, при сборке придется устанавливать новые прокладки (за исключением тех случаев, когда прокладки не имеют повреждений или продавливаний).

Также может понадобиться герметик для двигателя, который можно использовать вместо прокладок, динамометрический ключ (нужен при сборке), а также набор гаечных ключей разных размеров. Причем, нужны будут не только рожковые и накидные ключи, но и торцевые (желательно со сменными головками, длинным и коротким воротками). Кроме того, понадобится много свободного времени, так как разборка занимает от нескольких часов до двух-трех суток в зависимости от марки и состояния автомобиля. Давайте рассмотрим порядок разборки и сборки мотора более подробно.

Изображение - Двигатель д 65 ремонт и разборка своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fkrutimotor.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F10%2Fkapitalnyy-remont-dvigatelya-300x214

Для полной разборки двигатель придется снимать. Можно сделать это сразу, а можно уже после того, как будет снята головка блока цилиндров. Для снятия понадобится ручная лебедка и прочная опора (например, балка) на которую ее можно подвесить. Съемка мотора также занимает несколько часов.

Разборка и сборка двигателя в общих чертах проходит почти всегда одинаково. Возможны некоторые расхождения в деталях в зависимости от марки и модели. Далее предлагается порядок действий на снятом силовом агрегате.

Для снятия ремня (цепи) предварительно необходимо ослабить саму цепь, вынув натяжитель. Далее предстоит демонтировать шестеренку распределительного вала. Эта деталь фиксируется болтом. Но кроме подходящего по размеру ключа здесь понадобится (во всяком случае, на отечественных двигателях) мощная плоская отвертка или зубило, а также молоток. При помощи этих инструментов отгибается стопорная пластина, которая не позволяет болту самопроизвольно раскручиваться.

Когда шестеренка будет снята, снимается цепь и можно приступать к снятию шестеренки коленчатого вала. Здесь лучше иметь специальный съемник, так как без него, возможно, придется повозиться. Эта деталь на валу фиксируется шпонкой, которая может довольно плотно сидеть в пазу. Если в процессе выемки шпонки ее края были несколько деформированы, то подправить их можно напильником. Последняя процедура на данном этапе – снятие башмака натяжителя цепи. С этим никаких проблем возникнуть не должно.

6. Демонтаж распределительного вала. Для этого нужно открутить гайки (они на шпильках), которые фиксируют кожух распредвала и вынуть сам вал.

7. Снять головку блока цилиндров. Она фиксируется либо болтами, либо гайками на шпильках.
Теперь можно двигатель перевернуть и открутить его поддон. Под поддоном будет прокладка. Ее, скорее всего, придется менять, но можно обойтись герметиком.

8. Снять масляный насос. Открутить крышку заднего сальника (с торца двигателя). Извлекается вал масляного насоса и шестерня его привода на задней части мотора. Для этого нужно открутить болты и убрать фиксаторную скобу, после чего при помощи отвертки извлекается вал, а затем и шестерня. Обращаться с ней нужно аккуратно, так она играет важную роль в работе двигателя.

9. Следующим важным этапом является демонтаж КШМ. Без этого процесса не обходится полная разборка-сборка двигателя. Здесь требуется внимание и аккуратность, так как детали не взаимозаменяемы, а индивидуальны.

10. Снятие шатунов. Для начала необходимо провернуть коленвал так, чтобы два шатуна оказались в верхнем положении. Далее откручиваются гайки с крышки шатуна и снимается сама крышка (бугель). Бугель будет сидеть плотно, поэтому потребуются аккуратные постукивания молотком по бокам. Теперь можно извлечь шатун. Он выталкивается вместе с поршнем руками или рукоятью молотка.

Изнутри шатуны и крышки имеют металлические вкладыши. Если их замена не предусматривается, то стоит на нерабочей стороне нацарапать соответствующий номер. Такая же процедура проводится и с двумя другими шатунами.

11. Снятие коренных крышек. Они также фиксируются гайками, находятся строго на своих местах. На их внутренней стороне тоже имеются вкладыши – коренные вкладыши.

12. Вынимается коленвал, удаляются старые вкладыши из-под него и стопорные полукольца.

Процесс разборки двигателя можно считать завершенным.

Сборка двигателя проводится в обратном порядке. При установке шатунов следует учесть, что каждый из них имеет на корпусе заводские метки, которые должны совпасть с такими метками на корпусе блока цилиндров.

Условно говоря, нужно соблюдать левую и правую сторону при установке. Кроме того, как уже говорилось выше, шатун и крышка шатуна индивидуально подобраны друг к другу на заводе. Если точнее, детали изготовлены из одной цельной заготовки. Заменить их нельзя.

Шатунные и коренные вкладыши устанавливаются так, чтобы совпадали замки на них и посадочных местах. Перед установкой их нужно смазывать машинным маслом, протирать чистой тряпкой, чтобы не было пылинок. Коренные и шатунные крышки затягиваются динамометрическим ключом. Усилие при затяжке для разных автомобилей разное. Оно написано в паспорте, а также в специальной справочной литературе.

Напоследок отметим, что если разборка и сборка двигателя производится самостоятельно, то лучше иметь при себе специальную справочную литературу по конкретной модели автомобиля.

Изображение - Двигатель д 65 ремонт и разборка своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fkrutimotor.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2Fustanovka-zamena-snjatie-golovki-bloka-cilindrov-1

Снятие головки блока цилиндров двигателя своими руками в гаражных условиях: подготовка и снятие ГБЦ. Как снять головку, если она прикипела. Полезные советы.

Коренные и шатунные вкладыши: назначение, устройство и особенности работы подшипников скольжения. Как правильно затягивать вкладыши, момент затяжки.

Изображение - Двигатель д 65 ремонт и разборка своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fkrutimotor.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F12%2Fprotjazhka-golovki-bloka-cilindrov-5

Особенности затяжки головки блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Затяжка болтов крепления ГБЦ динамометрическим ключом: усилие и порядок обтяжки.

Для чего и когда головку блока цилиндров необходимо шлифовать. Как проверить привалочную плоскость головки блока своими руками. Фрезеровка и шлифовка ГБЦ.

Как выкрутить сломанную шпильку или обломанный болт из блока двигателя и других узлов. Способы выкручивания обломанного болта, полезные советы.

Назначение прокладок двигателя внутреннего сгорания. Виды прокладок, материалы их изготовления: прокладка ГБЦ и крышки клапанов, сальники, манжеты и другие.

Изображение - Двигатель д 65 ремонт и разборка своими руками 12342352113
Автор статьи: Антон Кислицын

Я Антон, имею большой стаж домашнего мастера и фрезеровщика. По специальности электрик. Являюсь профессионалом с многолетним стажем в области ремонта. Немного увлекаюсь сваркой. Данный блог был создан с целью структурирования информации по различным вопросам возникающим в процессе ремонта. Перед применением описанного, обязательно проконсультируйтесь с мастером. Сайт не несет ответственности за прямой или косвенный ущерб.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here