Двигатель 2 ст дизель ремонт своими руками

Самое подробное описание: двигатель 2 ст дизель ремонт своими руками от профессионального мастера для своих читателей с фотографиями и видео из всех уголков сети на одном ресурсе.

Т опливный насос высокого давления – очень ответственный узел. Привод вала ТНВД осуществляется с помощью ремня газораспределения. На ТНВД возложено много задач и функций. Вот основные из них:

1. Подача топлива под высоким давлением к форсункам;

2. Изменение количества впрыскиваемого топлива за единицу времени при разной частоте вращения коленвала;

3. Отсечка топлива электромагнитным клапаном при остановке двигателя;

4. Снятие показаний оборотов (для тахометра и т.д.);

5. Корректировка количества впрыскиваемого топлива при выходе турбины на рабочие обороты (вакуумом);

6. Управление прогревом (при низкой температуре ОЖ, увеличивается топливоподача);

7. Управление количеством оборотов холостого хода (ХХ) в связи со включением кондиционера, холодильника (вакуумом).

Так же, осуществляется регулировка минимальных оборотов ХХ, ограничение максимальных оборотов двигателя. Регулировка номинальной подачи топлива, угла опережения зажигания…

Для замены резиновых кольцевых уплотнений освобождаем рычаг регулятора ТНВД. Откручиваем 4 шестигранных винта (5мм) указанных на рисунке слева (поз.1).

Видео (кликните для воспроизведения).

2 – Вакуумный исполнительный механизм увеличения оборотов ХХ в связи с включением холодильника, кондиционера или кнопки увеличения оборотов ХХ.

3 – Управление прогревом (добавление оборотов при низкой температуре ОЖ).

4 – Рычаг регулятора управления топливоподачей.

1. Устройство управления прогревом, отсоединяется от ТНВД посредством откручивания трех болтов;

2. Кольцевое уплотнение в месте входа управляющего рычага в

3. Внутренний рычаг; устанавливающий более ранний впрыск;

4. Установка оборотов при прогреве;

5. Рычаг повышения оборотов, снаружи;

6. Подсоединение датчика температуры к контуру ОЖ .

1. Крышка корректора по давлению наддува;

2. Сальник рычага регулятора, именно из этого места порой просачивается топливо;

3. Винт регулировки номинальной подачи топлива, после регулировки на стенде – пломбируется. Если его расконтргаить, можно изменять цикловую подачу топлива регулировочным стержнем, – выкручивая его – уменьшаем подачу, вкручивая – увеличиваем. Без наличия знаний и опыта – не рекомендуем его трогать, так как велика вероятность срыва двигателя в разнос, увеличения дымности, плохого сбрасывания оборотов. Если все же при регулировке на работающем двигателе Вы переборщите, и двигатель пойдет набирать обороты, – выкрутите срочно этот винт на пару оборотов обратно.

В этом месте, указанном стрелкой, происходит зацепление вала регулятора с рычагами регулятора. Вал регулятора снимается с системы рычагов именно через этот паз, что позволяет отсоединить верхнюю крышку от корпуса ТНВД (показано на рисунке снизу).

Аккуратно вынимаем ось рычага регулятора из крышки ТНВД. При протечках топлива, а так же после разборки обязательно следует сменить кольцевое резиновое колечко уплотнения на оси регулятора и сальник, установленный в крышке ТНВД, в месте, откуда выходит ось регулятора.

Рассмотрим работу топливного насоса высокого давления.

Повернув ТНВД приводом вниз, снимаем открученную головку топливного насоса. Сделано это для того, чтоб не высыпались пружинки, ролики с шайбами.

Ведь у каждой детали – свое приработанное место, об этом тоже надо помнить и разложить все при разборке правильно, чтоб потом грамотно собрать. На рисунке слева, желтыми стрелками показаны ролики с шайбами (установленными с внешней стороны ролика, причем шайбы роликов должны быть обращены плоской поверхностью к роликам). Каждый ролик находится в своем посадочном месте, именно они и подвержены сильному механическому воздействию, и на «пробежных басах» имеют значительную выработку.

Извлекать обойму с роликами следует осторожно, чтоб они не выпали! И нельзя менять месторасположение роликов в обойме, это касается и шайб.

С ремня ГРМ вращающий момент передается на кулачковую шайбу через переходник (муфту с пружиной).

Пружинящий механический контакт заставляет плунжер поступательно двигаться вдоль своей оси и вместе с этим еще и вращаться. В головке ТНВД располагаются многочисленные каналы, а плунжер насоса имеет в своей нижней части прорези и проходные отверстия. Таким образом, при определенном положении плунжера происходит распределение топлива на выходе из головки ТНВД.

Как видим из рисунков слева, в верхней торцевой части головки ТНВД располагается электромагнитный клапан топливной отсечки

Этот клапан можно снять и отдельно проверить, подав напряжение с аккумуляторной батареи (+ на контакт, – на корпус клапана). Будет слышен характерный щелчок и клапан втянется внутрь сердечника. Таким образом, при подаче напряжения на клапан отсечки, открывается канал подачи топлива, а при снятии напряжения – происходит перекрытие топливного канала резиновым уплотнением под действием запорной пружины. Этот принцип блокировки используется в наших микроавтобусах для остановки двигателя. Без подачи напряжения на этот клапан невозможен пуск двигателя, даже если у него все в полном порядке. Этим методом пользуются многие противоугонные системы, входящие в состав сигнализаций, встраиваемые в разрыв этого управляющего провода.

На снимке слева мы видим выкрученный электромагнитный клапан:

1. Корпус электромагнитного клапана;

2. Плюсовой контакт катушки электромагнита (минусовой закреплен на корпусе клапана);

3. Фильтр-сеточка, установленный на входе в плунжер.

Как видим, на этом маленьком фильтрике оседает грязь, прошедшая с топливом даже через основной топливный фильтр, а где-то и ворс от самого фильтра. Этот фильтрик предотвращает попадание прочего мусора на входе топлива в плунжер, предотвращая тем самым быстрый износ прецизионных поверхностей от мелких соринок.

Чтобы достать этот фильтрик из углубления в головке ТНВД советую воспользоваться пинцетом.

  1. Электромагнитный клапан;
  2. Резиновое уплотнительное кольцо;
  3. Возвратная пружина;
  4. Сердечник – клапан;
  5. Резиновое уплотнение;
  6. Сеточка-фильтр топлива в головке ТНВД.

К сожалению, на установленном на двигателе ТНВД, доступ к этому клапану и фильтру затруднен, тем не менее о его местонахождении там Вы будете знать! И если топливо будет поступать с затруднением, особенно в зимнее время это ярко выражено, следует на сервисе попросить специалиста прочистить этот фильтр-сеточку.

  1. Установленный датчик тахометра;
  2. Держатель грузов регулятора в сборе;
  3. Установленный в головку ТНВД, электромагнитный клапан отсечки топлива
Читайте так же:  Ремонт зарядного устройства для шуруповерта bosch al1814cv своими руками
Видео (кликните для воспроизведения).

Справа Вы видите индукционный датчик тахометра. Выполнен он герметичным. Внутри установлен соленоид (сопротивление катушки составляет от 600 до 950 Ом, если обрыв в цепи датчика, или сопротивление сильно не соответствует приведенному выше, следует заменить датчик). Рассмотрим принцип действия датчика скорости. Шестерня на держателе грузов вращается и каждый зуб этой шестерни приближаясь к рабочей поверхности датчика наводит

в катушке ЭДС. Вот таким образом череда импульсов, зависимых от скорости вращения коленвала, поступает на обработку в микроконтроллер, а оттуда поступает привычная, нашему взору, информация.

Рассмотрим подробнее принцип действия системы повышения оборотов на холостом ходу (ХХ), при прогреве двигателя, и при включении кондиционера. На рисунке слева приведена картина взаимодействия рычагов на регулятор ТНВД:

1. Вакуумный исполнительный механизм, управляемый разряжением при включении кондиционера или кнопки увеличения оборотов ХХ;

2. Термоэлемент, воздействующий на рычаги в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в системе и устанавливающий более ранний угол впрыска;

4. Промежуточный рычаг с регулирующим винтом.

При запуске кондиционера подается сигнал на включение вакуумного включателя, разряжение по резиновой трубке достигает мембраны вакуумного исполнительного механизма 1 (на рис. сверху), в результате чего, толкатель втягивается по направлению, указанному на рисунке стрелкой, воздействуя на промежуточный рычаг 4. Тот, в свою очередь, через винт регулировочный давит на рычаг регулятора на ТНВД, повышая тем самым обороты ХХ до тех пор, пока не будет выключен кондиционер.

Теперь рассмотрим, как реализован прогрев двигателя. Через термоэлемент 2 проходит охлаждающая жидкость (ОЖ). В зависимости от температуры ОЖ шток термоэлемента изменяет свое положение вдоль оси в пределах 8-10 мм. Таким образом, отсоединенный терморегулятор очень просто проверить, достаточно подставить его под струю горячей воды или окунуть стороной трубок в кипяток, и шток его выдвинется примерно на сантиметр.

На рисунке справа показано направление перемещения штока в зависимости от состояния (холодного или нагретого). Вот что происходит при запуске холодного двигателя. Шток термоэлемента максимально втянут внутрь, позволяя сильно закрученной спирали пружины воздействовать на промежуточный рычаг 4 (на рисунке сверху). Кроме того, с внутренней стороны корпуса ТНВД, рычаг устанавливает более ранний угол опережения впрыска до момента прогрева двигателя. По мере нагрева, с повышением температуры ОЖ, шток термоэлемента выдвигается, нейтрализуя действие пружины, вплоть до полного устранения воздействия на промежуточный рычаг и возвращая в рабочее положение угол впрыска.

Силу воздействия пружины на шток можно отрегулировать винтом 1 (на рисунке справа), после регулировки затянуть контргайку. Свободный ход в системе рычагов убирается с помощью регулировочного винта на промежуточном рычаге 4.

Таким образом, отрегулированная система будет при запуске холодного двигателя повышать обороты до 1000-1100, и сбрасывать их постепенно до 850 при полном прогреве двигателя.

Еще для наглядности приведу снимок, на котором будет понятен принцип работы автомата прогрева и опережения впрыска:

Под позициями 1,2 и 3 обозначены места установки фильтров тонкой очистки ТНВД. Зачастую там накапливается ворс от некачественных топливных фильтров. В полых болтах на входе топлива в ТНВД и выходе обратки (поз.1 и 2) завальцованы (или закернены) металлические сеточки, которые следует продуть сжатым воздухом и промыть, или разобрать и почистить.

Сеточку под клапаном отсечки достаем аккуратно пинцетом, перед этим отвинчивается клемма с проводом сверху и клапан выкручивается. Осторожно, не переусердствуйте с затяжкой контакта клапана, чрезмерное усилие может разрушить изолятор.Под цифрой 5 показан болт минимальных оборотов холостого хода (ХХ), когда двигатель прогрет и убрано воздействие автомата прогрева посредством болта (поз.4), пластина рычага регулятора должна ложиться полностью на болт ограничения минимальных оборотов ХХ (для АКПП – 850 оборотов, для МКПП 700..750 оборотов), клавиша IDLE UP при этом должна быть в состоянии OFF.

Изображение - Двигатель 2 ст дизель ремонт своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fautogear.ru%2Fimages%2Fmaterial-images%2F1479%2Fimage003

Номер двигателя выбит на блоке цилиндров, место расположения номера показано на соответствующем рисунке стрелкой.

1. Пользуйтесь чехлами на крылья, сиденья и напольными, ковриками, чтобы предохранить автомобиль от загрязнения и повреждений.

2. При разборке укладывайте детали в соответствующем порядке, чтобы облегчить последующую сборку.

3. Соблюдайте следующие правила:

а) Перед выполнением работ с электрооборудованием отсоедините кабель от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

б) Если необходимо отсоединить аккумуляторную батарею для контрольной проверки или проведения ремонтных работ, обязательно в первую очередь отсоединяйте кабель от отрицательной (-) клеммы, которая соединена с кузовом автомобиля.

в) При проведении сварочных работ, следует отсоединить аккумуляторную батарею и разъемы электронного блока управления.

4. Проверить надежность и правильность крепления соединительных муфт и штуцеров шлангов и разъемов проводов.

5. Детали, не подлежащие повторному применению.

а) Обязательно заменяйте разводные шплинты, уплотнительные прокладки, уплотнительные кольца, масляные уплотнения и т.д. на новые.

б) Детали, не подлежащие повторному использованию, помечены на рисунках значком ” • “.

6. Перед проведением работ в покрасочной камере, следует отсоединить и снять с автомобиля аккумуляторную батарею и электронный блок управления.

7. В случае необходимости нужно наносить на уплотнительные прокладки герметизирующий состав, чтобы предотвратить возникновение утечек.

8. Тщательно соблюдайте все технические условия в отношении величин момента затяжки резьбовых соединений. Обязательно следует пользоваться динамометрическим ключом.

9. В зависимости от характера производимого ремонта может потребоваться применение специальных материалов и специального инструмента для технического обслуживания и ремонта.

10. При замене перегоревших предохранителей нужно проследить, чтобы новый плавкий предохранитель был рассчитан на соответствующую силу тока.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ превышать это номинальное значение тока или вставлять предохранитель более низкого номинала.

11. При поддомкрачивании автомобиля и установке его на опоры должны соблюдаться соответствующие меры предосторожности. Нужно проследить за тем, чтобы поднятие автомобиля и установка под него опор производились в предназначенных для этого местах.

Читайте так же:  Ремонт автомобилей ман своими руками

а) Если автомобиль должен быть поддомкрачен только спереди или сзади, нужно проследить, чтобы колеса противоположной оси были надежно заблокированы с целью обеспечения безопасности.

б) Сразу же после поддомкрачивания автомобиля нужно обязательно установить его на подставки. Крайне опасно производить какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одном домкрате.

1. Снимите воздушный фильтр.

2. Проверьте и при необходимости очистите воздушный фильтр.

а) Проверьте, не слишком ли загрязнен или замаслен фильтр, а также его целостность. Замените при необходимости.

б) Продуйте фильтрующий элемент сжатым воздухом (сначала с внутренней, а потом с наружной стороны).

3. Установите воздушный фильтр.

Примечание: проводите проверку и регулировку на холодном двигателе.

1.Снимите крышку головки цилиндров с прокладкой.

2.Измерьте тепловой зазор в клапанах.

а) Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. – Проверните коленчатый вал до совмещения метки на шкиве коленчатого вала и указателя на корпусе масляного насоса.

Проверьте, что толкатели клапанов первого цилиндра свободны, а четвертого зажаты.

Если эти условия не выполняются,

поверните коленчатый вал на один

б) Отрегулируйте зазоры в клапанах, отмеченных на рисунке.

Измерьте зазоры только тех клапанов, которые указаны на рисунке.

– Запишите результаты измерений, которые не соответствуют техническим условиям. Данные измерений потребуются позже при выборе нужных регулировочных шайб (в моем случае определенный для каждой шайбы размер “снимался” на заводе).

Тепловые зазоры в клапанах

(измеряются на холодном двигателе):

впускные клапаны . 0,20-0,30 мм

выпускные клапаны. 0,25 – 0,35 мм

Изображение - Двигатель 2 ст дизель ремонт своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fautogear.ru%2Fimages%2Fmaterial-images%2F1479%2Fimage011

в) Поверните коленчатый вал на 360° и отрегулируйте остальные клапаны.

5. Регулировка тепловых зазоров в клапанах.

Примечание: одновременно регулируются клапаны одного цилиндра.

а) Поверните коленчатый вал так, чтобы выступ кулачка впускного клапана данного цилиндра занял вертикальное положение.

б) Поверните выемки фиксаторов регулировочных шайб толкателей так, чтобы к ним был доступ маленькой отверткой.

в) Отожмите толкатели клапанов.

г) Используя небольшую отвертку и магнитный стержень, выньте регулировочные шайбы.

д) Измерьте микрометром толщину вынутой регулировочной шайбы. Подсчитайте толщину новой регулировочной шайбы таким образом, чтобы расчетный зазор удовлетворял приведенным в технических условиях значениям:

Подберите регулировочную шайбу толщиной, наиболее близкой к расчетной. Примечание: регулировочные шайбы бывают 25 размеров, от 2,20 мм до 3,40 мм с шагом 0,05 мм. Толщина отштамповывается на шайбе.

е) Снимите специальное приспособление.

ж) Снова проверьте зазор в клапанах.

з) В случае необходимости отрегулируйте зазоры в клапанах других цилиндров.

6. Установите крышку головки цилиндров.

Изображение - Двигатель 2 ст дизель ремонт своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fautogear.ru%2Fimages%2Fmaterial-images%2F1479%2Fimage014

Составные части форсунки. 1- стяжная гайка форсунки; 2- проставка; 3- пружина; 4- корпус форсунки; 5- регулировочная шайба; 6- толкатель; 7- корпус и игла распылителя

2- гайка крепления дренажного трубопровода;

4 – шланг возврата топлива в бак;

5-уплотнительная шайба распылителя форсунки;

6 – уплотнительная шайба форсунки;

7 – топливопроводы высокого давления.

1. Снимите клеммеры топливопроводов высокого давления. Отсоедините топливопроводы от форсунок и ТНВД.

2. Открутите гайки крепления дренажного трубопровода и снимите его вместе с уплотнительными прокладками.

3. Снимите форсунки (пользуйтесь высокой инструментальной головкой) и разложите их в порядке установки по цилиндрам.

4. Извлеките уплотнения форсунок и распылителя из головки.

1 – подвод топлива от ТНВД

2 – канал для “обратки” избытка топлива

Форсунки проверяют на общую герметичность, герметичность распылителя, подвижность иглы распылителя, давление начала открытия иглы распылителя, форму струи распыленного топлива и наличие газовой эрозии распылителя и другие показатели работоспособности. Поручите проверку квалифицированным специалистам (у нас в Благовещенске это МИРАЖ (очень большое количество стендов для проверки двигателей, ТНВД, форсунок и т.д.) и ГРАНД МОТОРС).

Давление начала подъема иглы распылителя, бар

1. Заменяйте распылитель только на предписанный заводом-изготовителем.

2. Затяните гайку крепления распылителя моментом 37 Н-м.

Внимание: приложение большего момента затяжки приведет к деформации распылителя и выходу его из строя.

3. Тщательно прочистите гнезда под форсунку в головке блока. Установите новые уплотнительные шайбы в гнездо головки блока цилиндров. Установите форсунки, затяните их моментом 64 Н.м.

Внимание: превышение момента затяжки не допускается.

4. Установите новые алюминиевые (со старыми система может подсасывать воздух) уплотнительные шайбы дренажного трубопровода и сам трубопровод, затяните гайки крепления моментом 29 Н.м. Соедините дренажный трубопровод со шлангом возврата топлива в бак.

Изображение - Двигатель 2 ст дизель ремонт своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fautogear.ru%2Fimages%2Fmaterial-images%2F1479%2Fimage022

5. Установите топливопроводы высокого давления, начиная от ближнего к блоку, не подгибайте топливопроводы без необходимости. Затяните гайки крепления топливопроводов моментом 29 Н-м. Превышение момента затяжки приведет к течам топлива.

6. Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии течей топлива.

7. Отрегулируйте обороты холостого хода (при необходимости).

Регулируем переключение передач в АКПП тросиком дроссельной заслонки (обычно называют его тросиком КИК-дауна). У многих владельцев АКПП на микроавтобусе наблюдается такой деффект. Со временем, у кого-то в жару, у кого-то после пройденных 80-90 км Автоматическая коробка, даже порой при плавном разгоне на ровном месте скидывает с OVERDRIVE-а на 3 скорость. Порой так происходит несколько раз, что утомляет водителя и начинает его раздражать и отвлекать, периодически заставляя “играть” педалью акселератора.

Регулятор на топливном насосе высокого давления (ТНВД)

1. Тросик дроссельной заслонки, идущий к АКПП 2. фиксация оболочки его двумя гайками к хомуту крепления к ТНВД

А причина кроется в изношенном, или требующем регулирования тросике дроссельной заслонки (идет с регулятора ТНВД до автоматической коробки передач), дающего информацию АКПП о степени нажатия на педаль. Порой тросик “притирается” или выпадает из заделки в металлический хомут (что приводит к уменьшению длины свободного хода его) и уже не отвечает требованиям при автоматическом переключении.

Принцип действия таков, что при полностью вытянутом тросике дроссельной заслонки происходит переключение на пониженную передачу (например с 4-ой на 3-ю, с 3-ей на 2-ю, со 2-й на 1-ю). Так как кулачок дроссельной заслонки при полностью вытянутом тросике открывает масляный клапан. Если полностью его выдвинуть – можно ехать как на первой – без переключений.

Читайте так же:  Ремонт кулисы на пассат б5 своими руками

Расскажем, как же его отрегулировать: Ослабляем гайки фиксации оболочки тросика (2) и закрепляем его таким образом, чтобы выступающий конец тросика не был натянут (немного провисал и полностью вытягивался из оболочки только при положении максимальных оборотов регулятора). Фиксируем и проверяем на трассе в скоростном режиме. Если требуется еще ослабить – подбираем экспериментальным путем. Аналогичные действия произвел на своем авто, добился хороших результатов, переключается обратно только при подъемах затяжных, а так же на интенсивном обгоне (с черным дымком)…

Дополнение к статье прислал нам

Меняя длину тросика положения дроссельной заслонки Вы фактически управляете масляным редуктором, формирующим управляющее коробкой давление. Тросиком кик-дауна он становиться только при полностью выжатой педали газа.Меняя длину тросика можно задавать режимы работы коробки: более плавный – эконом, – удлиняя его, либо более резкий – спортивный, – при укорачивании. На новых коробках стоят подобные переключатели, а на наших – следует выбирать золотую середину, иначе мощность двигателя используется не эффективно. При выборе высокой передаче дизельный двигатель работает с низкими оборотами и очень медленно разгоняется – дизеля не приемисты. Они хорошо держат набранные обороты, но разгоняются медленно. Поэтому весь набор скорости идет на низких передачах, повышающая передача для плавного движения! Обсуждаемая проблема – скидывание передачи при увеличении нагрузки. Педаль полностью не выжата – это не кик-даун, следовательно, это нормальная реакция коробки на нагрузку. Однако, она может казаться ненормальной, если возникают какие-либо проблемы с маслом.

1.Низкий уровень масла – насос захватывает воздух вместе с маслом и получившаяся эмульсия не обладает требуемыми свойствами на сжатие, а клапанный механизм считает, что идет большая перегрузка и понижает передачу.ачу.

2. Высокий уровень – за масло цепляют венчики шестерен коробки и пенят его, эффект аналогичный.

3. Забитый масляный фильтр – масло не попадает в насос – насос цепляет воздух – см. выше. Дополнительным признаком является резкое повышение уровня масла на щупе. Т.е. машину заводят, меряют уровень масла и едут. При появлении эффекта сброса передач – меряют снова. Как правило, измеренный уровень много выше уровня прогретого масла. Машина постояла на холостых оборотах, уровень снова замеряют и он снижается до нормального уровня прогретого масла!

Наверное, есть и еще внешние неисправности. Но они все диагностируются как низкое давление в основной масляной магистрали.

Наши коробки в принципе считаются неубиваемыми, поэтому можно попробовать промыть фильтр и радоваться езде на новой машине. Единственная проблема это аккуратность сборки, т.к. масляные трубки в поддоне сидят на плотной посадке, но нигде это не написано. И будучи однажды снятой, она легко ставится на место – но не держит давление! Нужно развернуть их на десяточку и плотно установить на место.

Еще возможен перегрев масла. Когда в июле температура в Москве переваливала за +30 машина больше 110 не ехала никакими силами. Масляный радиатор снаружи чистый, внутри не знаю – лень. а как температура упала до +25 все ОК.

Восстановление в полной мере всех эксплуатационных параметров ДВС – это капитальный ремонт дизельного двигателя. Данный процесс нелюбим большинством водителей, но делать капремонт требуется при первых же признаках поломки сердца авто.

К симптомам, сигнализирующим о том, что требуется капремонт дизельного двигателя, относят следующие явления:

  • на свечах зажигания образуется большой нагар;Изображение - Двигатель 2 ст дизель ремонт своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fcarnovato.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F08%2Fkapitalnyj-remont-dizelnogo-dvigatelja-1-300x225
  • повышенный расход масла и топлива;
  • пары и газ вылетают из шланга вентиляционной системы с явно фиксируемой пульсацией потока;
  • выхлопная труба «выдает» дым разных цветов (опытные мастера, которые знают, как сделать капитальный ремонт двигателя, по оттенку выхлопа способны определить причину поломки ДВС);
  • снижение мощности мотора: о таковом свидетельствует снижение на 15 и более процентов показателя максимальной скорости, а также повышение более чем на четверть времени разгона транспортного средства до 100 км/ч (с места);
  • двигатель неравномерно функционирует на холостом ходу;
  • перегрев двигателя, его жесткая работа (калильное или раннее зажигание, детонация) или перебои в работе;
  • посторонние звуки в карбюраторе и глушителе (к таким признакам капитального ремонта двигателя относят «чихания» и «выстрелы»);
  • стуки и посторонние шумы в ДВС;
  • малое давление масла.

Изображение - Двигатель 2 ст дизель ремонт своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fcarnovato.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F08%2Fkapitalnyj-remont-dizelnogo-dvigatelja-2-300x201

Если вы не знаете, когда делать капитальный ремонт двигателя, обращайте внимание на указанные симптомы. Только помните, что о серьезных неполадках в работе агрегата свидетельствует их комплекс, а не отдельные факты. В целом же, потребность в проведении капремонта, как показывает практика, возникает после 100–200 тысяч километров пробега.

Весь процесс состоит из нескольких стадий. Именно так его выполняют на всех станциях техобслуживания, и именно так следует делать капитальный ремонт двигателя самостоятельно:

  • демонтаж агрегата, его разборка, последующая мойка и чистка элементов и узлов;
  • обследование деталей с целью установления на них чрезмерного износа либо повреждений;
  • проведение их дефектовки: анализ коленвала, значений зазоров, наличие трещин;
  • ремонт блока цилиндров (растачивание, гильзование, ремонт коленвала) и его головки.

Изображение - Двигатель 2 ст дизель ремонт своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fcarnovato.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F08%2Fkapitalnyj-remont-dizelnogo-dvigatelja-3-300x225

Далее капитальный ремонт дизельного двигателя предполагает его сборку с применением динамометрических ключей для затяжки всех элементов агрегата, холодную обкатку. Последняя производится на стенде и представляет собой вращение в принудительном порядке коленвала. Обратите внимание – в ДВС нужно залить охлаждающую жидкость и масло.

Финальный этап капремонта дизельного двигателя – регулировка токсичности и степени выброса газов и оборотов на холостом ходу.

Изображение - Двигатель 2 ст дизель ремонт своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fcarnovato.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F08%2Fkapitalnyj-remont-dizelnogo-dvigatelja-4-300x234

После ремонтных работ рекомендуется не нагружать двигатель (буксировка прицепов, других ТС) и не эксплуатировать его на больших оборотах. Такие меры предосторожности желательны на первых 150-300 км пробега.

Если вы знаете, когда и как сделать капитальный ремонт двигателя, проблем с эксплуатацией автомобиля у вас будет гораздо меньше, так как данная процедура:

  • повышает в целом качество функционирования машины;
  • увеличивает время использования двигателя без сбоев;
  • гарантирует снижение риска выхода ДВС из строя.
Читайте так же:  Стартер ниссан примера р11 ремонт своими руками

Изображение - Двигатель 2 ст дизель ремонт своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fcarnovato.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F08%2Fkapitalnyj-remont-dizelnogo-dvigatelja-5-300x199

А для того, чтобы пореже делать капитальный ремонт двигателя самостоятельно или отвозить авто в сервис, следите за:

  • качеством заливаемого масла;
  • состоянием и своевременной заменой воздушного, топливного и масляного фильтра;
  • правильной эксплуатацией мотора на максимальных нагрузках;
  • грамотной регулировкой ДВС.

Изображение - Двигатель 2 ст дизель ремонт своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fcarnovato.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F08%2Fkapitalnyj-remont-dizelnogo-dvigatelja-6-300x177

Как раз указанные факторы чаще всего вызывают необходимость капремонта.

Рис.1 Стрелками указаны места возможного нанесения меток.

При получении повреждений в головке блока или металлической прокладке между блоком цилиндров и головки (зачастую, в связи с перегревом) не обязательно демонтировать весь двигатель для разборки верхней его части, поскольку можно все сделать по-месту. Чтобы ничего не закоротить случайно (особенно при демонтаже генератора), перед проведением работ отключить клемму от аккумулятора! Сливаем охлаждающую жидкость из системы. Перед началом проведения работ желательно запастись коробочками, чтобы складывать туда крепеж от разбора каждого отдельного устройства (агрегата).

Для этого нам потребуется снять сверху сидения, крышки с рычагами, отвести троса, снять кожух вентилятора, вискомуфту, заливную горловину системы ОЖ с двойными трубками собранную лучше открутить за датчиками температуры у входа в головку блока (3 гайки на 12).

Потребуется ослабить и снять приводные ремни генератора, ремень гидроусилителя можно не трогать, так как нижняя часть двигателя нам не понадобится (за исключением случаев, когда ремень ГРМ и ролик обводной захотим поменять).

Снимаем генератор с вакуумным насосом, чтобы пыль и грязь не попала, одеваем на концы шлангов пакеты, позаботимся сразу при откручивании магистралей о медных шайбах сверху и снизу штуцеров (желательно новые иметь, но можно медные и обжечь). Снимаем кожух ремня ГРМ, откручиваем 6 разных (как по длине, так и по номеру головки) болтов на крышке вентилятора, снимаем крышку.

Головкой на 19 по часовой стрелке вращаем коленвал так, чтобы были выставлены метки ВМТ (метка на шкиве распределительного вала – под верхний срез головки блока и метка на ободке шкива ТНВД с меткой на крышке под ним), берем маркер настоящий (тяжело стираемый и хорошо видимый – белый) и маркируем в трех точках шкив распредвала и шкив ТНВД (как показано на рисунке 1). На нижний кожух и составной шкив приводных ремней на коленвалу наносим тоже пару отметок для удобного их совмещения потом (хотя если трогать коленвал не будем, то за весь процесс работ он так и останется в нетронутом положении). Теперь откручиваем натяжной ролик, убираем пружину и ремень загибаем аккуратно вниз, немного натянув, и зафиксируем его. Если модель двигателя оборудована автоматом прогрева на ТНВД с подводом ОЖ из штуцера головки, отсоединяем патрубок, ослабив хомут.

Далее, – отсоединяем электрическую часть, перед откручиванием желательно побрызгать все элементы крепежа WD 40, снимаем провода от дополнительного резистора или изолятора, откручиваем перемычку на шину свечей накаливания, снимаем защитные колпачки и гайки на 10 у каждой,

освобождаем алюминиевый токопровод. Отсоединяем провод от датчика температуры (для отображения температуры двигателя на панели приборов). Затем, сняв планку крепления 4-х топливных трубок на впускном коллекторе с массовым проводом (гайки на 10), откручиваем хорошим рожковым ключом на 17 клеммеры топливопроводов у форсунок и по очереди, – клеммеры на топливном насосе (порядок снятия – 1 цилиндр, 2 цилиндр, 3 и 4 соответственно, собирать – в обратной последовательности для удобства затяжки клеммеров топливопровода на ТНВД – сначала нижних, а потом верхних). Сдернув шланг, идущий на болт OUT в ТНВД,

откручиваем линию «обратки», чтобы отвернуть гайки сверху «обратки», не поломав ее, побрызгаем керосином или WD 40 ее немного. Если гайка у нас прикипела и пытается откручиваться вместе с форсункой (при этом стараемся зафиксировать от прокручивания корпус форсунки снизу под впускным коллектором, сложно, но можно, обстучим еще медным прутком «обратку» рядом с прикипевшей гайкой). Далее можно выкрутить сами форсунки и свечи накаливания и убрать их подальше, свозив форсунки на проверку и регулировку, а свечи накаливания соединить параллельно и подать на них напряжение 12 вольт секунд 4-5 до их разогрева до красна (оценив равномерность накала кончиков свечей и одновременность).

Следующим этапом необходимо будет открутить 4 гайки на 14 от шпилек выпускного коллектора (воздуховоды отсоединены и теплоотражатели с выпускного коллектора сняты), освободив тем самым турбину. Сделать это легче будет ключиком накидным с трещеткой (места очень мало).

Откручиваем гайки с прорезиненными шайбами у клапанной крышки, снимаем крышку клапанов. Теперь можно приступить собственно к демонтажу головки блока цилиндров. Но не спешите, ослаблять болты на 14 нужно аккуратно в определенной последовательности, чтобы она не выгнулась «домиком».

Открутив, – снимаем сразу головку с впускным и выпускным коллекторами, при этом прокладка металлическая может соскользнуть со шпилек выпускного фланца (при расстыковке деталей выпускного коллектора).

Осматриваем прокладку под головкой, поверхность поршней и прилегающую к ним поверхность головки, определяемся в причинах наших бед (трещины между клапанами, пробой прокладки, трещины в форкамерах и т.д.).

Сборка производится в обратной последовательности, предварительно очищаем всю поверхность блока от окалины и прочих загрязнений, желательно проверить на плоскость тоже.

Ставим прокладку, проследите, чтобы были на месте направляющие (вставленные в блок цилиндров) и прокладка на них хорошо села и по отверстиям четко совпадала. Сверху ставим собранную головку с установленными коллекторами (не забудьте после ремонта головки и ее сборки убедиться, что шкив распердвала затянут моментом 88НМ, и поставить ее в положение, когда совмещены риска на шкиве распределительного вала по верхнему срезу головки, иначе при других положениях клапанов головка у Вас на место просто не сядет). Следим, чтобы четыре шпильки с одетой на них металлической прокладкой вошли в отверстия приемного фланца турбокомпрессора.

Читайте так же:  Ремонт секундомера своими руками

Опускаем медленно, придерживая головку блока, следим, чтобы она аккуратно и плотно села на направляющие втулки. Головку блока затягиваем в несколько приемов, сначала в оговоренной последовательности, используя динамометрический ключ, закручиваем с моментом 44-45 НМ, затем белым маркером помечаем положение болтов, наносим риски от центра шляпки болта к лобовине двигателя. Затем доворачиваем болты на 90 градусов в той же последовательности, дав постоять головке, продолжим протяжку, довернем болты еще на 90 градусов, в результате риски на болтах должны смотреть на тыльную сторону двигателя, а момент при этом будет достигать 100-110 НМ. Что касается вопросов, стоит ли, после того как двигатель пройдет 500-1000 км вновь протягивать головку, – это каждый для себя решает сам, в зависимости от материала, из которого изготовлена прокладка и других условий, но прижатая представленным выше способом, головка в дополнительной протяжке нуждаться не должна.

Смотрим, не ушло ли у нас положение коленвала. Используя ключ на 17 придержим шкив ТНВД в таком положении, чтобы без проблем совместились метки, сделанные нами белым маркером перед снятием ремня ГРМ, удерживая шкив ТНВД зацепляем ремнем и шкив распредвала (тоже в соответствии с нанесенными белыми метками на ремне и шкиву), свободный ход выбираем роликом натяжителя с установленной пружиной, еще раз обеспечим натяжение ремня ГРМ и зафиксируем болт натяжителя моментом 37НМ. Проверим правильность установки ремня ГРМ, вращая за болт коленвала по часовой стрелке убеждаемся, что ничего не заедает и клапана с поршнями не встречаются, а метки никуда не уходят и выставлены правильно (как не крути).

1. Датчик температуры (для отображения на панели приборов);

2. дополнительный резистор второй ступени накаливания;

3. вывод ОЖ с головки блока для подключения автомата прогрева на ТНВД;

4. Шпильки к переходному фланцу от выпускного коллектора к турбине.

Выпускной коллектор прикручиваем к головке моментом 47НМ, впускной коллектор прикуручиваем болтами моментом 18НМ.

Так выглядит уже протянутая головка блока цилиндров (метки на головках болтов обращены назад). Цифрами указана последовательность затяжки болтов крест-накрест от центра к краям (если почувствовали, что при протяжке какой-то болт потянулся и стал идти легче, – сразу его выкручивайте и меняйте на новый болт).

Сам ремень, желательно оригинальный, должен стоять так, чтобы маркировка на нем читалась, если смотреть с задней стороны двигателя. Сначала на шкив распредвала одеваем его, затем, удерживая ключом за болт шкива насоса ТНВД проходим через него (никаких провисов быть не должно, хоть ТНВД и не нравится в таком положении, он так и норовит соскользнуть, держим его), затем обратной стороной ремня проходим помпу и попадаем на шестерню коленвала, так, чтобы метки совмещены были тоже (зазубрина на крышке масляного насоса с точкой на юбке шестерни грм коленвала, смотрим снимок снизу), а потом ведем его по обводному ролику, не отпуская, в натяжении. Весь свободный ход ремня выводим на регулирующий натяжение ремня, подпружиненный ролик. Проверяем натяжение и фиксируем ролик.

Если ремень не снимался, правильно выставить метку на шестерне ГРМ коленвала, закрытую кожухом, можно ориентируясь по иголочке на крышке корпуса масляного насоса и выемке на бортике шкива коленвала (при условии, что шпонпаз на шкиву не перетачивался!).

Собираем крышки, кожухи, генератор с вакуумным насосом, прикручиваем фланец коллектора на турбину (4 гайки на 14), ставим ремни. Форсунки должны быть затянуты моментом 64НМ, позаботьтесь заранее об алюминиевых шайбах (4 штуки) с отверстиями под слив обратки, 4 шайбы пламяотражающие трубчатые (на смятие под распылители), бронзовые шайбы под саму форсунку (если не сильно пострадали, то можно использовать повторно). Устанавливаем линию «обратки», сверху нее затягиваем гайки моментом 29НМ. Свечи накаливания закручиваем моментом в 13НМ.

С форсунками встречается еще проблема с забитым каналом обратки в них, обычно после сборки двигателя, трубку обратки я не ставлю, прокачиваю ТНВД и наполняю трубки до клеммеров у форсунок и запускаю двигатель. По тому, как летят капельки солярки из канала обратки каждой форсунки можно судить о прохождении излишков топлива с канала “обратки” форсунки в металлическую линию сбора и отвода излишков дизельного топлива. Та форсунка, откуда излишки топлива не летят, требует чистки и регулировки.

Тряску двигателя могут вызвать так же порванные подушки двигателя или АКПП (МКПП).

Определиться, какая именно форсунка не работает совсем можно на рабочем двигателе, последовательно приотдавая клеммер к каждой форсунке найти ту, у которой меняться работа двигателя практически не будет, но таким методом можно найти только совсем заклинившую форсунку. Действовать нужно аккуратно, потому что рядом находится шина свечей накаливания (на которой в момент запуска, а потом еще какое-то время продолжает держаться напряжение) и можно коротнуть ее, что приведет к искрению и выходу из строя предохранителя в силовом блоке номиналом 80 Ампер. А вот найти ту форсунку, которая льет, или не имеет четкой отсечки, нормального распыла, забитыми каналами на «обратку», – сложнее, требуется их проверка и возможно, переборка и регулировка на стенде.

Возможно, потребуется отрегулировать холостой ход, трос педали газа. Собрать крышки и установить сидения и протестировать частично перебранный двигатель с новой головкой (контрактной или восстановленной старой) в пробном заезде.

Изображение - Двигатель 2 ст дизель ремонт своими руками 12342352113
Автор статьи: Антон Кислицын

Я Антон, имею большой стаж домашнего мастера и фрезеровщика. По специальности электрик. Являюсь профессионалом с многолетним стажем в области ремонта. Немного увлекаюсь сваркой. Данный блог был создан с целью структурирования информации по различным вопросам возникающим в процессе ремонта. Перед применением описанного, обязательно проконсультируйтесь с мастером. Сайт не несет ответственности за прямой или косвенный ущерб.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here